Найти в Дзене
Женские штучки

Детские развивающие игры.

Оглавление

Для гармоничного существования и общения детей им необходимо всестороннее развитие. Дети с первых дней жизни узнают что-то новое. Все их время посвящено познанию и обучению. Для того чтобы заинтересовать ребенка и не навязчиво обучать его, взрослые используют детские развивающие игры.

Детская игра способствует улучшению памяти, внимания, мышления, воображения, дети учатся ориентироваться во времени и пространстве.

Механизм, с помощью которого малыши обучаются, называется познавательной активностью. Данный механизм жизненно необходим для ребенка. Он знакомит кроху с собой, окружающим миром, свойствами предметов и явлений.

В процессе взаимодействия ребенка с окружающими предметами, у него формируется предметное мышление. Чем больше знаний и тактильных ощущений получает малыш, тем лучше будут развиты психические процессы. Он научится выстраивать логические цепочки, анализировать, комбинировать, классифицировать информацию, предметы. Ребенок сможет выявлять закономерности и зависимости, воображать и мыслить пространственно. У малыша появится возможность предугадывать результат своих действий, находить ошибки или недостатки в своей деятельности.

Ребенку необходимо заниматься под руководством и присмотром взрослого. Знания о предметах, их свойствах, тактильное, чувственное восприятие, детские ощущения-все это входит в понятие сенсорного развития.

Сенсоры-это механизмы нашего тела, с помощью которых мы воспринимаем внешний мир. Таким образом глаза, уши, нос, язык, пальцы-это наши инструменты познания.

Сенсорное восприятие-развитие осязания, слуха, обоняния, чувства вкуса. Стимулируя органы чувств, мы тем самым совершенствуем наш мозг.

Цель детских развивающих игр-это развитие психических процессов и способностей. Доказано, что усвоение новых знаний происходит легче во время игр.

Развивающие игры следует подбирать учитывая возраст ребенка. На каждом этапе своего развития, малыш обладает определенным набором умений и навыков. Это значит, что годовалый ребенок не сможет воспроизвести действия, которые под силу трехлетке. Не следует требовать от малыша того, что ему не просто сделать или не интересно.

Развивающие игры для детей до 1 года.

Черно-белые картинки.

Дети до 3-х месяцев лучше различают контрастные изображения. Поэтому демонстрация черно-белых изображений способствует развитию внимания, остроты зрения, помогает сфокусироваться на предметах.

Для начала можно использовать геометрические формы, узоры. А когда малыш подрастет, показывайте ему силуэты животных и различные предметы.

Тактильные игрушки.

Для сенсорного развития малыша, примерно с 4-х месяцев, когда он уже может захватывать в руки предметы, давайте ребенку предметы разной текстуры. Используйте мягкие, твердые, деревянные, колючие, шершавые, гладкие предметы, липучки.

Можно самостоятельно вырезать крупные фигурки из хлопка, шелка, ситца, вельвета, бархата, кожи, бумаги. Делайте акцент на ощущениях ребенка.

В ход могут идти массажные мячики, шарики, средних размеров, палочки.

Погремушки.

Первые месяцы жизни ребенок может разглядеть предметы только на расстоянии 25-30 см. Это происходит из-за незрелости глазных мышц. На большем расстоянии малыш видит расплывчато.

Интересно, что именно на 25-30 см. находится лицо ребенка от мамы во время кормления грудью. Так задумано природой и считается идеальным расстоянием для общения, и демонстрации игрушек и других предметов.

Показывайте малышу погремушку и перемещайте ее вправо и влево. У малыша будет развиваться зрительно-слуховая ориентация.

В 3-4 месяца у ребенка начинают совершенствоваться хватательные движения. Для начала помогайте малышу вкладывая погремушку ему в руку, в скором времени он научится делать это самостоятельно.

Крутящийся музыкальный мобиль для кроватки.

Музыкальная подвеска увлечет малыша музыкой и он будет наблюдать за движением ярких игрушек. На мой взгляд лучше использовать мягкие предметы, чтобы они вдруг не упали и не ударили ребенка. Также игрушки можно отвязать и дать их ощутить ручками.

Развивающий коврик.

Помимо игрушек-погремушек, подвешенных на верхней части развивающего коврика, его нижняя часть тоже бывает очень интересно оформлена. Она может быть оснащен пищалками, шуршалками, разными текстурами и выступающими элементами декора, безопасными для малыша.

Резиновые игрушки.

Резиновые игрушки должны быть сделаны из безопасного материала, без запаха. Лучше выбирать более мягкие модели с пищалками. Исходящий из игрушки звук будет стимулировать малыша на освоение нового навыка-надавливания. Такие игрушки можно использовать при купании ребенка в ванной, они могут быть без пищалки (чтобы проще вылить из них воду после купания). Во время водных процедур мама может проигрывать с малышом простые сюжетно-ролевые игры. Это сделает процесс более увлекательным.

Кубики.

С помощью кубиков строим башенку, замок, перекладываем их в ведерко (или другую емкость). Данные упражнения развивают логику, воображение, координацию движений.

Книжки.

Выбирайте книжки по возрасту. Для деток до года в книжках используют немного текста и большие яркие картинки. Книги помогут ребенку изучить животный мир. Приобретите пособия с иллюстрациями, в которых описано: где живет зверушка, какие звуки издает, что делает, чем, возможно, полезна человеку.

Классическая музыка.

Прослушивание именно классической музыки развивает детское внимание, воображение, эмоциональность, гармонизирует психологическое состояние. Включить малышу можно такие произведения:

  1. А. Вивальди «Времена года»;
  2. В. Моцарт;
  3. П. Чайковский «Времена года», основные мелодии из балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», пьесы из «Детского альбома»;
  4. Дж. Верди песенка герцога «Сердце красавицы склонно к измене» из оперы «Риголетто», застольная песня из оперы «Травиата»;
  5. И. Штраус вальсы, музыка из оперетты «Летучая мышь», «Альпийская сказка»;
  6. Э. Григ песня Сольвейг.

Игры без специальных приспособлений.

Еще с давних времен наши бабушки, не имея такого большого разнообразия развивающих игрушек, придумали простые занятия для детей: «Сорока», «Поехали-поехали», «Ладушки», «Коза рогатая», «Ку-ку».

Развивающие игры для детей 1-3 лет.

Большое и маленькое.

Хорошо для таких занятий подойдут пирамидка, матрешка, мячики, кубики. Любые одинаковые предметы в доме, но разного размера. Демонстрируем и проговариваем-«это большое», а «это маленькое». Данный вид занятий развивают логику, мышление, познавательные способности.

Формы.

В магазинах продается огромное количество разнообразных сортеров и бизибордов, оснащенных геометрическими фигурами. Ребенок будет пытаться поместить эти формы в специальные прорези. Помимо знаний о том, как выглядят предметы, мы тренируем и мелкую моторику рук.

Лепка и рисование пластилином.

Во время занятий с пластилином развивается чувство пропорции и объема, творческие способности и усидчивость. Улучшается координация и согласованность действий обеих ручек.

Занятия с крупами (но только под присмотром взрослых).

Сенсорные занятия такого типа влияют на восприятие ребенком этого мира. Они способствуют всестороннему раннему развитию. Для малышей подойдут занятия, в которых крупу можно вдавливать в соленое тесто или пластилин. Украшаем, например, тортик рисом и пшеном. Можно перекладывать из одной емкости в другую гречку. Черпать ложкой горох (такие действия помогут малышу быстрее овладеть столовым прибором и кушать самостоятельно). Детки ближе к трем годам могут делать поделки. Красим краской или пищевыми красителями крупы. Берем альбомный лист, наносим на него клей и насыпаем крашеную крупу. Это могут быть простые мотивы природы: небо, трава, дерево, цветок. Пробуйте, фантазируйте, творите все, что душе угодно. Или доверьте это дело полностью фантазии ребенка. Возможно будет совсем не понятно и не очень аккуратно. Но тут главное чтобы было удовольствие.

Рисование.

Для знакомства ребенка с процессом рисования начинайте с пальчиковых красок и раскрасок. А потом переходите к освоению карандашей, фломастеров, мелков, кисточек и акварели. Используйте нестандартные предметы, например, зубную щетку, губки для посуды. Давайте ребенку инструменты рисования в обе руки, это способствует развитию обоих полушарий мозга.

Детские тоннели и палатки.

Детям очень интересно лазать и активно проводить время, поэтому можно приобрести тоннель. А если к нему будет еще домик-палатка прилагаться, то думаю детской радости не будет придела. Малыш будет увлечен самостоятельным обустройством дома. У него появится личный уголок, где кроха является хозяином. Здесь он может уединиться и расслабиться.

Сюжетно-ролевые игры.

Используя сюжетно-ролевые игры закрепляем у малыша простые навыки, такие как покормить игрушку, искупать, положить спать, умыть, одеть, погулять и прочее. Малыш может представить себя большим, повторяя за взрослыми обычные действия. Например, как мама, походить со шваброй, протереть салфеткой, полить цветок, постирать платочек. Или, как папа, постучать молотком, походить с пилой, для этого можно приобрести игрушечные инструменты.

Игры на внимательность.

Поставьте перед малышом три игрушки. Далее пусть он закроет глазки. Вы убираете одну игрушку. Малыш открывает глазки и говорит какой игрушки нет. Понемногу усложняйте задачу и добавляйте количество предметов. Игрушки можно не убирать, а менять местами и спрашивать, что изменилось.

Развивающие игры для детей 4-5 лет.

Сюжетно-ролевые игры.

В этом возрасте ролевые игры уже будут посерьезнее. Малыши многое знают об окружающем мире и хотят знать еще больше. В качестве примера для подражания и познания, берем разные профессии. Можно приобрести любой костюм, игровой набор или обойтись подручными средствами. Говорим о самых известных детям профессиях: врач, учитель, продавец, парикмахер, пожарный, полицейский, певица и другие, которые захотят дети.

Подвижные игры.

Оттачиваем навыки на детской площадке или дома на специальном спортивном комплексе. Дети с удовольствием лазают, прыгают, ходят и ползают задом на перед, играют в мяч.

Конструктор, пазлы, мозайки.

Малыш учится анализировать, у него появляется понятие часть и целое. Тренируем объемное мышление, память, внимание.

Ножницы.

Под присмотром взрослых, можно дать ребенку ножницы. Сначала режем просто прямыми линиями. Затем учимся отрезать кусочки. Когда малыш научится справляться с не сложными заданиями, дайте ему попробовать вырезать простые фигуры. Потихоньку он станет правильно держать ножницы и управлять ими.

Продолжаем лепить.

Для лепки можно использовать кинетический песок или приготовить с ребенком соленое тесто.

Ингредиенты:
вода
мука
соль
Берем все продукты в пропорции 1:1. Смешиваем и творим.

Используйте специальные формочки, чтобы вырезать фигурки из теста. Высушите их в духовке или на открытом воздухе. Можно проделать в поделке отверстие или вставить в верхний край, еще не высохшей игрушки, скрепку. Затем продеть веревочку и изделие можно будет подвесить, например, на новогоднюю елку. Раскрашиваем получившиеся фигурки, при желании можно покрыть их лаком. Эти занятия продолжают знакомить малышей с формами и цветом.

Начинаем осваивать простой счет, сложение и вычитание.

Считаем игрушки, в пределах десяти. Прибавляем и убавляем, объясняем, что значат эти действия. Чтобы было проще, используйте книги про счет и специальные дидактические пособия по возрасту.

Расширяем кругозор.

В возрасте 4-5 лет дети способны рассуждать об окружающем мире, животных, растениях, профессиях, занятиях человека и устройстве нашей планеты. Читайте детям книги. После прочтения предложите ребенку рассказать то, что он запомнил. Помогайте ему. Строго не исправляйте. Дайте ребенку высказаться. А потом дополните, поправьте или объясните момент, в котором малыш ошибся или не понял.

Театральные постановки.

Театральные постановки развивают воображение, творческое мышление, учат ребенка не стесняться, проявлять себя. Дети самостоятельно продумывают сценарий, ход действий, костюм, декорации.

Тренируем память, учим детские стишки.

Карточки.

В магазинах можно приобрести специальные карточки, например: «Найди пару», «Найди такой же предмет», «Найди отличия», «Что лишнее», «Транспорт», «Животные», «Найди вторую половину».

Загадки.

Формируем у малыша образное и ассоциативное мышление. Загадки знакомят ребенка с предметами, которые окружают его каждый день.

Учим названия месяцев.

Используйте подходящие стишки и загадки. Познакомьте ребенка с календарем.

Английский язык.

Если у родителей имеется желание, тогда можно начать обучать малыша иностранным языкам. Используйте детские песенки, потешки, стихи, тексты. Заинтересуйте ребенка в игровой форме. Главная задача пробудить в ребенке интерес к иностранной речи.

Развивающие игры для детей 6-7 лет.

Головоломки.

Их использование формирует абстрактное и пространственное мышление, воображение, логику, способность комбинировать.

Настольные игры.

Развиваем словарный запас, грамотность, наблюдательность, логическое мышление.

Игры на изучение правил дорожного движения.

Игры закрепляющие знания об окружающем мире.

«Кто где живет», «Цветы на клумбах», «Что выше», «Пищевые цепочки», «Рассели птиц», «Посчитай плоды», «Составь предложение», «Один-много», «Отгадай по описанию», «Противоположности». В таких играх родители могут использовать как свои знания и подручные материалы, так и специальные пособия. Дети проявляют интерес к новой информации. У них в возрасте 6-7 лет увеличивается объем памяти. Ребенок умеет в своей речи согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях. Легко оперирует речевыми оборотами, производит простейший звуковой анализ слов. Задания на смекалку развивают логическое мышление, закрепляют систематизацию предметов по признакам, свойствам и действиям. В этом возрасте продолжаем те же занятия, что и в более раннем, но потихоньку усложняем задания.

Изучаем времена года, явления природы.

Используем книги. Рисуем, делаем поделки, аппликации, используем наклейки по теме. Поясняем как, когда и что происходит

Знакомимся с понятием времени.

Закрепляем навыки ориентации во времени и пространстве. Рассказываем о таких понятиях, как: сегодня, завтра, вчера, сначала, потом. Говорим о днях недели. Называем единицы измерения времени: сутки, день, ночь, неделя, месяц, год, час, минута, секунда. Упоминаем о приборах измерения времени: часы (песочные, механические, электронные). Рассказываем как по ним определить время.

Учим алфавит.

В возрасте 6-7 лет ребенок посещает подготовительную группу к школе в детском саду. Во многих школах начинают набор детей и проведение подготовительных занятий для своих будущих первоклассников. Поэтому, часто, попав в первый класс ребенок уже знает буквы, а возможно даже умеет читать. Дома можно с малышом просматривать азбуку, купить интерактивную звуковую доску, которая визуально поможет запомнить написание букв и произнесет их название. Можно использовать магнитную доску с буквами. Складывайте слоги из кубиков, на которых написаны буквы и изображены предметы, начинающиеся на нее.

Прописи.

Приобретите специальные пособия для письма, они натренируют руку будущего первоклассника.

Мультики.

Не долгий просмотр познавательных мультфильмов, обогатит кругозор и внутренний мир вашего малыша. Любимые герои помогут не только узнать что-то новое об окружающих предметах, но и усвоить нормы поведения, узнать больше о человеческих эмоциях, увидеть трудные ситуации и найти варианты их решения.

Развитие обоняния и вкуса.

Для того, чтобы жизнь ребенка была более наполненной, предлагайте ребенку попробовать продукты с разными вкусами. Можно поиграть: завязать глаза и угадывать какой продукт перед ним лежит. Узнать это можно на ощупь, по запаху или немного попробовать.

Закрепляем у ребенка понятия температуры, горячо, холодно.

Учимся измерять температуру с помощью градусника, термометра.

Занятия с детьми могут быть очень разнообразными. Но все они используются для того, чтобы научить ребенка справляться с трудностями, познавать новое, получать опыт, развивать свои способности. Использование развивающих игр предполагает решение заданий, которые позволяют создавать детям новые мыслительные цепочки, новые варианты поведения. Детские развивающие игры не терпят принуждения, создают атмосферу радости и творчества. Проводите ваше совместное время с пользой.