Найти тему

О сверхлегкой авиации России

Елисеев С. П.

В 2018 году незаметно для широкой общественности прошел 40-летний юбилей сверхлегкой авиации России, хотя сверхлегкие летательные аппараты (СЛА) стали у нас теперь наиболее массовым классом пилотируемых воздушных судов.

Согласно Воздушному кодексу, воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограммов, относится к СЛА.

В России учреждены 73 общественных клуба СЛА, входящих в Объединенную Федерацию (ОФ) СЛА России, которая является коллективным членом Федерации авиационного спорта (ФАС) РФ. На мировом уровне ФАС представляет Россию в Международной авиационной федерации (FAI). В FAI имеются две комиссии по моторным СЛА (СIMA) и безмоторным СЛА (CIVL). С этими комиссиями и взаимодействует ОФ СЛА России по вопросам организации и проведения спортивных мероприятий.

Своим появлением сверхлегкая авиация обязана дельтаплану. Дельтаплан принципиально отличается от деревянных, пластиковых и металлических планеров, а тем более – самолетов и вертолетов исключительно небольшой массой. Кроме того, дельтаплан имеет балансирное управление, осуществляемое перемещением центра тяжести пилота. Оно было изобретено и испытано в конце XIX века на планерах – прообразах современных дельтапланов – немецким пионером планеризма Отто Лилиенталем. В числе его многочисленных последователей был А. Н. Туполев. В 1910 г. он с товарищами по воздухоплавательному кружку Б. Н. Юрьевым (будущим создателем одноосного вертолета) и А. А. Комаровым построил балансирный планер.

Впоследствии Туполев вспоминал: «Построенный планер испытывали в первую очередь его создатели: я, Юрьев и Комаров. Вышли мы на противоположный училищу берег Яузы. Солнце уже припекало по-весеннему. (…) Управлялся наш планер перемещениями тела пилота, висящего на двух крыльях. А разгонялся он физической силой другого человека. Юрьев «впрягался» в лямку и бежал. Я почувствовал, что земля уходит из-под ног, и полетел. Кто-то успел сделать фотографию… Я упал на землю, но без последствий. Потом пилотом сел Юрьев, а я его возил…».

Фотография, о которой упомянул Туполев – тогда студент Высшего технического училища, – представляет собой классическую демонстрацию балансирного управления планером.

Число типов дельтапланов и их количество стремительно росло, начиная с 1970-х гг. Большой вклад в развитие отечественного дельтапланеризма внесли О. К. Антонов, В. Д. Захарченко, М. К. Раценская и первые дельтапланеристы А. П. Клименко, В. В. Козмин, В. Бугров, конструктор дельтапланов А. Грушин и многие другие.

Первым серийным дельтапланом стал в 1980-х гг. «Славутич-УТ». Он был разработан в Опытном конструкторском бюро О. К. Антонова. Вес дельтаплана 15-40 кг, площадь крыла 10-30 м2, размах крыла 8-12 м, скорость полета 20-130 км/ч, аэродинамическое качество (отношение подъемной силы аппарата к силе лобового сопротивления) – до 20 единиц.

В 1986 году в спорте СЛА начало формироваться направление моторных СЛА. В 1978 г. была образована Федерация дельтапланерного спорта (ФДС СССР). В 1989 г. ФДС СССР была преобразована в Объединенную федерацию СЛА СССР. Это было вызвано появлением мотодельтапланов, парапланов и дру[1]гих СЛА. В феврале 1992 г. получила юридическое обоснование ее наследница – ОФ СЛА России. Девиз этой организации – «Небо для каждого!» Летающая нация – ее главная цель.

-2

Дельтаплан – безмоторный ЛА тяжелее воздуха, выполненный по схеме «бесхвостка» со стреловидным крылом, балансирное управление полетом которого осуществляется за счет перемещения пилота относительно центра подвески. Взлет и посадка дельтаплана осуществляется ногами пилота.

-3

Параплан – СЛА, созданный на базе двухоболочковых парашютов. Он полностью изготовляется из ткани, весящий несколько килограммов. Параплан планирует со скоростью 20-70 км/ч благодаря термическим или динамическим воздушным потокам. В сложенном виде легко умещается в переноске, имеющей объем не больше дамской сумочки.

-4

Мотопараплан – параплан с ранцевой силовой установкой, обеспечивающей взлет и перемещение в воздухе. Мотопараплан в сложенном состоянии умещается в багажнике легкового автомобиля. Этот аппарат позволяет совершать дальние перелеты без использования термических и динамических потоков. Разбег и пробег при взлете и посадке мотопараплана осуществляется пилотом. Сильный ветер и восходящие потоки («термики») являются отрицательными факторами для полетов на мотопараплане. Для него нормальные условия – штиль, слабый ветер, полное отсутствие или слабая термическая активность. То есть то, что для параплана хорошо – для его моторного «собрата» – нежелательно.

-5

Паралет – моторный параплан, оснащенный мототележкой упрощенной конструкции по сравнению с тележкой дельталета.

-6

Дельталет – моторный дельтаплан с треугольным крылом, обеспечивающим балансирное управление. Крыло шарнирно крепится к мототележке. Оно состоит из каркаса, расчаленного стальными тросами и обтянутого тканью, имеющей плотность не менее 300 г/м2 . На дельталете «Поиск-06ПП» в 2012 г. при осуществлении проекта «Полет надежды» летал Президент Российской Федерации В. В. Путин.

Автожир – винтокрылый ЛА, использующий для создания подъемной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт. Движущая сила создается тянущим или толкающим винтом.

-7

Вертолет – винтокрылый ЛА вертикального взлета и посадки, у которого подъемная сила и движущая силы на всех этапах полета создаются одним или несколькими несущими винтами с приводом от одного или нескольких двигателей.

Сверхлегкие вертолеты активно разрабатываются в России. Так, в подмосковном авиацентре «Воскресенск» 20 июля 2016 г. отечественная компания «Аэромеханика» успешно испытала сверхлегкий складной вертолет «Микрон» массой 115 кг. Он может развивать скорость до 120 км/ч.

-8

Самолет – ЛА тяжелее воздуха, предназначенный для полетов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного крыла, которое образует подъемную силу.

-9

В мире имеется небольшое количество серийных сверхлегких самолетов с массой 100 кг. К ним, например, относится отечественный самолет «Аэропрактика» Е-12 массой 45 кг, разработанный в Ульяновске. В настоящее время Е-12 – самый легкий серийный самолет в мире. Его крыло разбирается за 10-15 минут на отдельные трубки. При сборке каркас крыла обтягивается лавсаном, кевларом и др. Хорошая аэродинамика обеспечивается тянущими винтами и полулежачим положением пилота. Движущая сила создается двумя модифицированными моторами от бензопилы «Урал». При отказе одного мотора самолет продолжает устойчивый полет. Длина самолета – 4,1 м, размах крыла – 4,6 м, мощность двух двигателей – 14 л. с., максимальная скорость – 130 км/ч.

СЛА используются не только для любительских полетов и спорта. Сотни СЛА работают сегодня в сельском хозяйстве, применяются в МЧС и силовых структурах.

В связи с 40-летием Объединенной федерации СЛА России ее президент И. В. Никитин писал в журнале «Авиация и спорт»: «Большую работу по развитию мотопарапланерного направления ведут такие клубы как «Летно-технический клуб «Евдокимцево», аэроклуб «Луга-Экстрим», авиагруппа «Парамир» и мотопланерная летная школа «Параавис Мото». На площадке СЛА «Турово» ежегодно проходит самое массовое мероприятие в мотопланерном сообществе России – «Парамоторный Тестиваль». На тестиваль (от слова «тестирование». – С. Е.) производители привозят самые свежие мотопарапланерные новинки, а пилоты (…) тестируют новшества техники и общаются с производителями напрямую. В 2018 г. на Тестивале впервые демонстрировался и выполнял полноценные полеты мотопараплан с электрической силовой установкой. Мотопараплан остается самым массовым и доступным моторным летательным аппаратом в мире, открывающим каждому желающему возможность летать за новые необъятные горизонты».

13 июля 2019 года, № 13 (59)