Найти тему
Киноразборки

Кто размышлял об Эре Милосердия задолго до Михал Михалыча?

Оглавление
Кадр из фильма «Испытательный срок» В. Герасимова. 1960 год
Кадр из фильма «Испытательный срок» В. Герасимова. 1960 год

Долго думала, стоит ли писать об этом нежно любимом мною фильме. Популярность его не так высока, в рейтингах шедевров советского кинематографа он отсутствует. И всё же обойти эту тему считаю невозможным. «Испытательный срок» - экранизация повести П. Нилина, в которой снялись лучшие актёры «Современника» той поры - Олег Ефремов, Олег Табаков, Вячеслав Невинный и другие. Чем фильм кажется примечательным при всём изобилии пропагандистских штампов? Появлением нового героя, противоречащего общепринятым стандартам супермена советского разлива. И - о ужас! - этот новый, скромный, тихий, рефлексирующий герой идёт служить в правоохранительные органы!

Несмотря на то, что главным и наиболее очевидным представляется конфликт Зайцев/Егоров - на самом деле сложно говорить о нем всерьёз. Саша Егоров, задумчивый, нерешительный (и очень хочется сказать «нежный») персонаж в исполнении молодого Табакова, почти весь фильм играет в отношениях с приятелем пассивную роль ученика. Он осваивает боевые искусства по книжке, вручённой Зайцевым, молча следует за ним по пятам во время розыска свидетелей, не выказывая никакой инициативы. Вот-вот назовёт его Глебом и спросит: как это у него всё здорово получается - быстро, ловко...

-2

Кстати, фильм имеет смысл внимательно посмотреть только ради множества параллелей со знаменитым сериалом «Место встречи изменить нельзя». Начать с двух противоположных характеров будущих милиционеров и далее по списку. Историческая канва - голодное и неспокойное послевоенное время. Милицейский корпоратив с обязательной речью о том, что да, разгул бандитизма, но мы всех победим силами молодых кадров.

-3

Рассуждения в расслабленной домашней обстановке на тему: «Воры всегда будут или переведутся?», признание Жура, что в другое время не пошёл бы на эту грязную работу, но кто-то должен.

Воровской притон, в котором поджидают главного бандита (спойлер: засада проваливается, одного из сотрудников ранят). Даже какую-то Верку там упоминают между делом.

Молодая и красивая оторва-проститутка, притворяющаяся очень крутой, но на деле жертва обстоятельств, в итоге помогающая выйти на преступника.

-4

Ну и, конечно, подкидыш, усыновляемый главным героем - символ надежды на светлое будущее.

Основным же конфликтом можно назвать

Противостояние: Зайцев/Жур.

-5

Как антагонист Егоров неинтересен Зайцеву. Он считает себя очевидно круче. И нельзя отрицать, что определённые преимущества у Зайцева есть: ни одному милиционеру ещё не помешала физическая сила, ловкость, напористость. Однако с самого начала Жура настораживает одна деталь: полное отсутствие эмпатии у стажёра. Умению размышлять и анализировать легко научить, а вот равнодушие к чужой боли - искоренимо ли? Наблюдая за Зайцевым, он замечает: «Ты на собаку ищейку похож, а человек должен оставаться человеком».

Первым звоночком становится недовольство Зайцева тактикой допроса подозреваемого. «Я думал, что здесь сразу кончают» - разочарованно произносит он. На что Жур предлагает молодому человеку перейти на работу в палачи. Ещё более показательным оказывается случай с избиением посетителя аптеки, места работы главного свидетеля. После этого Жур пытается провести беседу с Зайцевым, но тот искренне недоумевает: «Не понимаю - чем я Вам не угодил?» Его ставит в тупик отношение Жура, в то время как остальные сотрудники восхищаются новичком, «мы ещё наслужимся под его начальством» (скорее всего, так и будет).

В Егорова же, напротив, Жур пытается вселить твердость, которой тому, конечно, недостает, а совестливость и доброта Саши очень импонируют ему. Саша сирота, рос без отца, а его сестра, в семье которой он живёт, готова жалеть любого - даже мертвого интервента, френч с которого по дешёвке покупает на рынке: «Тоже ведь, наверное, была мать».

-6

И воспитательная работа Жура даёт плоды: Саша жестко пресекает саботаж сторожа морга, впервые возражает Зайцеву на его «никому нельзя верить» утверждением, что всегда будет верить людям. При задержании разыгравших его коллег в ресторане он проявляет недюжинную силу, что приводит их в шок и восхищение. Но всё же не этим завоевывает он дружбу и уважение товарищей, а тем, что, получив власть в свои руки, проявляет милосердие и отпускает подвыпивших милиционеров. Таким образом те самые особенности характера, которые многими воспринимались как недостатки, помогают Саше Егорову завоевать всеобщее расположение.

Выводы

  1. Время всегда непростое. Это не причина и не оправдание ни для чего.
  2. Твой ресурс - семья и самые близкие люди, любящие безусловно. Береги их, в трудную минуту только они поддержат.
  3. Оружие само по себе не только бесполезно, но и опасно для владельца. Главное - мозги.
  4. Понятие «недостатки» условно. Всегда можно обратить вроде бы неприглядные черты характера себе на пользу.
  5. Счастливых проституток не бывает, это удобный миф.
  6. Старые, нетоповые и где-то наивные фильмы вполне способны вас удивить. В конце концов, именно им во многом сработавшими когда-то приемами обязаны последующие шедевры.

#советское кино #милиция #психология #конфликтология #разбор фильма