Долго думала, стоит ли писать об этом нежно любимом мною фильме. Популярность его не так высока, в рейтингах шедевров советского кинематографа он отсутствует. И всё же обойти эту тему считаю невозможным. «Испытательный срок» - экранизация повести П. Нилина, в которой снялись лучшие актёры «Современника» той поры - Олег Ефремов, Олег Табаков, Вячеслав Невинный и другие. Чем фильм кажется примечательным при всём изобилии пропагандистских штампов? Появлением нового героя, противоречащего общепринятым стандартам супермена советского разлива. И - о ужас! - этот новый, скромный, тихий, рефлексирующий герой идёт служить в правоохранительные органы!
Несмотря на то, что главным и наиболее очевидным представляется конфликт Зайцев/Егоров - на самом деле сложно говорить о нем всерьёз. Саша Егоров, задумчивый, нерешительный (и очень хочется сказать «нежный») персонаж в исполнении молодого Табакова, почти весь фильм играет в отношениях с приятелем пассивную роль ученика. Он осваивает боевые искусства по книжке, вручённой Зайцевым, молча следует за ним по пятам во время розыска свидетелей, не выказывая никакой инициативы. Вот-вот назовёт его Глебом и спросит: как это у него всё здорово получается - быстро, ловко...
Кстати, фильм имеет смысл внимательно посмотреть только ради множества параллелей со знаменитым сериалом «Место встречи изменить нельзя». Начать с двух противоположных характеров будущих милиционеров и далее по списку. Историческая канва - голодное и неспокойное послевоенное время. Милицейский корпоратив с обязательной речью о том, что да, разгул бандитизма, но мы всех победим силами молодых кадров.
Рассуждения в расслабленной домашней обстановке на тему: «Воры всегда будут или переведутся?», признание Жура, что в другое время не пошёл бы на эту грязную работу, но кто-то должен.
Воровской притон, в котором поджидают главного бандита (спойлер: засада проваливается, одного из сотрудников ранят). Даже какую-то Верку там упоминают между делом.
Молодая и красивая оторва-проститутка, притворяющаяся очень крутой, но на деле жертва обстоятельств, в итоге помогающая выйти на преступника.
Ну и, конечно, подкидыш, усыновляемый главным героем - символ надежды на светлое будущее.
Основным же конфликтом можно назвать
Противостояние: Зайцев/Жур.
Как антагонист Егоров неинтересен Зайцеву. Он считает себя очевидно круче. И нельзя отрицать, что определённые преимущества у Зайцева есть: ни одному милиционеру ещё не помешала физическая сила, ловкость, напористость. Однако с самого начала Жура настораживает одна деталь: полное отсутствие эмпатии у стажёра. Умению размышлять и анализировать легко научить, а вот равнодушие к чужой боли - искоренимо ли? Наблюдая за Зайцевым, он замечает: «Ты на собаку ищейку похож, а человек должен оставаться человеком».
Первым звоночком становится недовольство Зайцева тактикой допроса подозреваемого. «Я думал, что здесь сразу кончают» - разочарованно произносит он. На что Жур предлагает молодому человеку перейти на работу в палачи. Ещё более показательным оказывается случай с избиением посетителя аптеки, места работы главного свидетеля. После этого Жур пытается провести беседу с Зайцевым, но тот искренне недоумевает: «Не понимаю - чем я Вам не угодил?» Его ставит в тупик отношение Жура, в то время как остальные сотрудники восхищаются новичком, «мы ещё наслужимся под его начальством» (скорее всего, так и будет).
В Егорова же, напротив, Жур пытается вселить твердость, которой тому, конечно, недостает, а совестливость и доброта Саши очень импонируют ему. Саша сирота, рос без отца, а его сестра, в семье которой он живёт, готова жалеть любого - даже мертвого интервента, френч с которого по дешёвке покупает на рынке: «Тоже ведь, наверное, была мать».
И воспитательная работа Жура даёт плоды: Саша жестко пресекает саботаж сторожа морга, впервые возражает Зайцеву на его «никому нельзя верить» утверждением, что всегда будет верить людям. При задержании разыгравших его коллег в ресторане он проявляет недюжинную силу, что приводит их в шок и восхищение. Но всё же не этим завоевывает он дружбу и уважение товарищей, а тем, что, получив власть в свои руки, проявляет милосердие и отпускает подвыпивших милиционеров. Таким образом те самые особенности характера, которые многими воспринимались как недостатки, помогают Саше Егорову завоевать всеобщее расположение.
Выводы
- Время всегда непростое. Это не причина и не оправдание ни для чего.
- Твой ресурс - семья и самые близкие люди, любящие безусловно. Береги их, в трудную минуту только они поддержат.
- Оружие само по себе не только бесполезно, но и опасно для владельца. Главное - мозги.
- Понятие «недостатки» условно. Всегда можно обратить вроде бы неприглядные черты характера себе на пользу.
- Счастливых проституток не бывает, это удобный миф.
- Старые, нетоповые и где-то наивные фильмы вполне способны вас удивить. В конце концов, именно им во многом сработавшими когда-то приемами обязаны последующие шедевры.
#советское кино #милиция #психология #конфликтология #разбор фильма