Признаться, на дух не перевариваю ставший в последнее время модным «муслим-гламур», распиаренный в последние полтора десятилетия сначала сериалом «Клон», а позже – «Великолепным веком».
В принципе, в фильмах можно показывать, что вздумается, так что к ним особых претензий нет. Скорее, раздражает то, что некоторые наши сограждане (впрочем, как и иностранцы) после их просмотра обретают святую веру в то, что «там всё так и было».
Особый интерес вызывают, разумеется, гаремы. Ну, что здесь сказать? «Вот и встретились два одиночества», разве что. Хотя правильнее было бы сказать, что в данном вопросе встретились два отклонения, ибо христианское отношение к интимной жизни с его «скопцами для господа» назвать здоровым сложно, как и исламское помешательство на совокуплениях здесь и за гробом.
Как бы смешно это ни звучало, интерес к «трусам» в обеих религиях выходит за пределы разумного, хотя и выразился по-разному. И хотя сегодня в наших краях эта сфера жизни регулируется по большей части в индивидуальном порядке, однако историческое наследие продолжает оказывать влияние, и интерес ко всяким сералям не угасает. У кого-то от мысли о них слюни просто текут, кто-то ими плюется дальше, чем видит, но равнодушная реакция случается нечасто.
Одним словом, начинаю серию статей о турецком гареме, его устройстве и обитателях. Сегодня – о том, какова была его организация.
Слухи о гаремной жизни стали просачиваться в Европу довольно рано, и в основном они говорили о гареме турецкого султана, ибо турки были как-никак ближе к Европе и регулярно в нее продвигались. Правда, извините за тавтологию, но правды в этих слухах было как бы не меньше, чем в «Великолепном веке».
Несмотря на характерный для большей части исламского мира культ неги, роскоши и чревоугодия, турок отличала еще и любовь к порядку, причем, едва ли не казарменному. Эта страсть была распространена и на гарем, где все было только и того, что без погон (хотя, как сказать).
Главой гарема была султанова родительница. Звалась Главмаман – "валиде-султан", и была она грозой всех обитательниц этого заведения.
Следующей в гаремной иерархии шла старшая жена. Таковой считалась та, которая родила наследника империи и звалась она "биринджи кадан".
Несколько ниже по статусу были излюбленные наложницы повелителя, которых называли «хасеки», а следующую ступень занимали т. н. «икбал». Таковыми были те из наложниц, с которыми у султана хоть раз "что-то было" такое, чем он остался доволен.
Одним словом, если он «пообщавшись с ними» говорил «с нее выйдут люди», наложница становилась икбал и в награду получала отдельную комнату, об своеобразном устройстве которой расскажу в одной из следующих статей.
Может показаться, что икбалам (или икбалкам) жилось не слишком сладко, но это можно было сказать практически обо всех наложницах, ибо жизнь в замкнутом «женском коллективе» – это… В общем, как бы не оказалось, что в казарме по сравнению с этим курорт.
Как бы там ни было, но, и хасеки, и икбал входили в высший свет гарема, и для ухода и надзора за ними имелся целый штат всевозможной обслуги, которая занималась нарядами, прическами, растираниями, расчесываниями, укладками и прочим.
Средним классом были «гедзе». Таковыми называли тех девушек, к которым султан еще ни разу не заглядывал, но наличие которых успел заметить, благодаря какому-то их таланту, которым могло быть что угодно, начиная от умения танцевать и заканчивая хорошим голосом или умением делать хороший кофе.
Близки к ним по статусу были «гедикилер», которые просто были миловидны, по крайней мере в понимании султана. Наложницами они не являлись, будучи лишь кандидатками в таковые.
О том, каковы были представления о женской красоте в турецком гареме, опять же, речь пойдет в одной из следующих статей.
Нижней частью гаремной пирамиды были джарийелер. Они выполняли различную работу по гарему, большая часть которой сводилась к уборке и обслуживанию гаремной элиты.
При этом в гареме имелась одна черта, роднившая это заведение с армией: управленцы. Хозяйством нужно было не просто заниматься, кто-то им должен был еще и заведовать.
Одним словом, были нужны не только прачки, кухарки, ткачихи, притиральщицы и тому подобные персоналии, но и казначейши, завскладами, главгардеробщицы, главповарихи иже с ними. И это, не считая многочисленных евнухов.
Таковые, разумеется, быстро понимали выгоды своего положения, и, хотя ни валиде, ни хасеки не являлись, порой обретали огромную власть, которой, естественно, пользовались к собственной выгоде, играя во внутригаремных интригах значительную роль.
На этом вводную статью об устройстве султанского гарема заканчиваю. В следующей статье этой серии будет рассказано о реалиях самой жизни в гареме.