Найти тему

Династия Романовых. Часть 2. От Алексея Михайловича до Петра I

В первой статье я рассказал о том, как Романовы стали царствующей династией и о первых двух царях Романовых – Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче. Здесь речь пойдёт об истории воцарения Петра I.

У царя Алексея Михайловича в двух браках было 16 детей. На схеме родословного древа я показал только тех четверых, которые участвовали в борьбе за власть и остались в истории. Остальные 12 детей либо умерли в детстве, либо это дочери, которые на власть не претендовали.

Когда Алексей Михайлович умер, престол унаследовал его старший сын от первого брака с Марией Милославской 15-летний Фёдор. Он был слишком молод, чтобы управлять страной самостоятельно, и его советниками стали родственники матери Милославские. В результате Милославские приобрели в Москве очень большое влияние. Царствование Фёдора III продолжалось только 6 лет. В возрасте всего 21 года царь умер. Судя по дошедшим до нас описаниям, он был болен цингой, лечить которую (как и почти все другие болезни) тогда не умели, и цинга свела совсем молодого царя в могилу. Фёдор был женат дважды. Первая жена за полгода до смерти царя родила сына Илью. Роды были неудачные. И мать, и дитя скончались вскоре после родов. Вторая жена пробыла царицей всего около 70 дней, а затем Фёдор умер. До конца жизни вдова носила траур по мужу и больше не вышла замуж. Таким образом, царь Фёдор не оставил наследника. По обычаю в такой ситуации трон переходил следующему по старшинству брату царя. Но Иван был серьёзно болен. Он очень плохо видел (возможно, это была просто сильная близорукость), страдал каким-то психическим заболеванием и эпилепсией. Всем было очевидно, что управлять государством он не может. Впрочем, болезни не помешали ему иметь семью и пятерых дочерей.

Следующим по старшинству был десятилетний Пётр, здоровый, смышлёный и любознательный мальчик. Царём должен был стать он, а регентом при малолетнем царе была бы его мать царица Наталья (Нарышкина). Но тогда Милославские в одночасье потеряли бы всё своё влияние. А они уже привыкли к реальной власти, и утратить её совсем не хотели. Внутри клана Милославских выделялась старшая сестра Фёдора и Ивана царевна Софья, умная, энергичная и решительная женщина.

Среди стрельцов распустили слух, что царевич Иван убит, а убийцами называли Нарышкиных. Стрельцы, которые и без того имели поводы для недовольства, начали бунт. Толпа вооружённых стрельцов ворвалась в Кремль. Вдова Алексея Михайловича царица Наталья вынуждена была вывести на крыльцо и показать стрельцам обоих царевичей, Ивана и Петра, живых и невредимых. Но стрельцы не успокоились и на глазах у Петра зверски убили нескольких Нарышкиных. Смертельный ужас, пережитый десятилетним Петром, наложил отпечаток на его характер. Из-за пережитого в детстве страха у Петра до конца жизни сохранялось нервное подёргивание мышц лица.

По требованию стрельцов было принято беспрецедентное решение. Обоих царевичей, Ивана и Петра, объявили царями, они должны были управлять страной совместно, а регентом при них стала царевна Софья. Иван никогда не интересовался государственными делами и не стремился к власти. А Пётр был слишком мал. Поэтому единоличной правительницей стала царевна Софья.

Софью всё время подозревали в желании убить Петра. Ведь в день совершеннолетия Петра она должна была передать власть ему. А если бы удалось от Петра избавиться, Софья могла бы быть регентом при неспособном Иване неопределённо долго. Однако нет никаких свидетельств желания Софьи убить брата. Возможно, умная Софья понимала, что смерть царевича Петра может вызвать новые потрясения, новую Смуту, и боялась этих потрясений больше, чем утраты власти.

Как бы то ни было, все Нарышкины и Пётр были для Софьи чужими и опасными людьми. Им не нашлось места в Кремле, и Пётр с матерью жили под Москвой, в дачных, как тогда говорили «потешных» сёлах Семёновском и Преображенском. В результате Пётр не получил обычного для царевичей воспитания и образования. Он не знал царского «чина» (этикета), не знал богословия и схоластики, но приобрёл совсем другие знания и навыки. Игры в войну не в тесном дворце, а в поле с местными мальчиками, привели к созданию потешных полков, Преображенского и Семёновского, со временем ставших настоящими боевыми частями, первыми полками русской гвардии. Плавание Петра под парусами на Переяславском озере положило начало русскому флоту. Пётр тесно общался с обитателями Немецкой слободы, где жили приехавшие с запада специалисты всех отраслей знаний. От них Пётр приобрёл знания по фортификации, артиллерии, навигации. А для этого пришлось освоить арифметику и геометрию. Таким образом, Пётр вырос не столько царём, сколько военным инженером.

В 1689 году 16-летний Пётр женился на боярской дочери Евдокии Лопухиной и после женитьбы мог претендовать на престол. Опасаясь Софьи, Пётр с родными укрылся в Троице-Сергиевом монастыре, который был сильной крепостью. Туда же пришли Семёновский и Преображенский полки, ставшие уже серьёзной силой. Права Петра на царский венец были бесспорны, и постепенно бояре, дворяне и духовенство стали переезжать из Москвы к Петру в Сергиев Посад. На сторону Петра перешёл и патриарх. В конце концов, Софью с Иваном стали покидать даже стрельцы, и они остались вдвоём в пустой Москве.

Пётр победил и завладел властью без боя. Софью заточили в монастырь, а её последних сторонников казнили или выслали из Москвы. Номинально соправителем Петра был больной Иван, но он даже не пытался вмешиваться в государственные дела. В 1696 году Иван умер, и Пётр уже и формально стал полновластным царём.

Описывать царствование Петра я не буду, моя цель – проследить династические связи и историю престолонаследования в семье Романовых. Поэтому поделюсь интересным наблюдением, которое я сделал, сочиняя эту и предыдущую статьи. Михаил Фёдорович стал царём в 16 лет, Алексей Михайлович тоже в 16, Фёдор Алексеевич в 15 лет, Иоанн V был объявлен номинальным царём в 16 лет, Пётр получил реальную власть тоже в 16. Конечно, тогда люди и взрослели и умирали раньше, чем сейчас, но всё же удивительно, что в XVII веке царями становились только 15-16-летние юноши.

Возвращаясь к Петру и основанному им городу, замечу, что Пётр Великий – лидер среди царей по числу установленных ему памятников. По данным Википедии в России более 90 памятников Петру, из них около 40 установлены в Петербурге и Ленинградской области. Большинство этих памятников, начиная с Медного Всадника, изображают Петра величественной фигурой, полубогом. А вот памятник Царю-плотнику около Дворцового моста в Петербурге показывает нам обычного живого человека, каким и был Пётр, несмотря на всё его величие.

-2

Публикации моего канала перечислены здесь.