Найти в Дзене

Легенды и тайны московского метро. Явление Мадонны с младенцем.

Рафаэль Сикстинская Мадонна
Рафаэль Сикстинская Мадонна

Московское метро – самое красивое в мире!

Мне кажется, что архитекторы – метростроевцы создавая сакральные подземные пространства, в своем творчестве черпали вдохновение в церквях или во дворцах эпохи ренессанса. Как бы то ни было, но обилие мозаичных картин, скульптур, лепных украшений и мрамора в Московском метро поражает.

Станция метро «Новослободская», архитектора Алексея Душкина, пожалуй, одна из самых красивых. Зал станции «Новослободской» украшен 32 витражами в пилонах. Их изготовили мастера из Риги (художники Э. Вейланд, Э. Крестс) из цветного стекла, хранившегося в кафедральном соборе Риги для украшения католических костелов.

Эскизы для витражей делал потомственный иконописец Павел Дмитриевич Корин. Интересно, что, работая над Новослободской, мастер изучал парчовые одежды Оружейной палаты, стараясь перенести на стекло вычурные узоры и переплетения со старинных рисунков.

Павел Дмитриевич Корин в мастерской (фото из открытых источников)
Павел Дмитриевич Корин в мастерской (фото из открытых источников)

Торцевую стену станции украшает мозаичное панно. Несколько легенд перемежаются с правдивыми рассказами об истории создания этой картины. Одну из них я подслушал у известного москвоведа Михаила Жебрака. Вот она.

Как всегда, в нашей стране все «открывалось», «запускалось» и «выполнялось» к какой-нибудь знаменательной дате. И вот к установленному сроку собрать мозаику рабочие не успевали. По первоначальному проекту у женщины должно было быть три ребенка.

Изначальный проект мозаичного панно на станции метро "Новослободская" предполагал трех детей и медальон с изображением И.В. Сталина (https://fishki.net/3215957-deny-otkrytija-novoslobodskoj.html)
Изначальный проект мозаичного панно на станции метро "Новослободская" предполагал трех детей и медальон с изображением И.В. Сталина (https://fishki.net/3215957-deny-otkrytija-novoslobodskoj.html)

И вот начальник Метростроя предлагает Корину: женщина одна, детей трое, она их не прокормит, давай оставим ей одного, за одно и к сроку успеем… Корин согласился, но героиня стала похожа на сикстинскую Мадонну Рафаэля.

Советская мадонна с младенцем на станции метро "Новослободская" (фото автора)
Советская мадонна с младенцем на станции метро "Новослободская" (фото автора)

Вокруг этого панно существует такая легенда. Поговаривают, что, осматривая станцию в 1954 году наш самый главный кукурузовед и по совместительству руководитель СССР, Н.С. Хрущев был возмущен, что женщина изображена босоногой: Это что же вы показываете, что советская колхозница не может себе купить пару обуви? И женщину «обули»…изобразили на ней древние сандалии.

Но главная «крамола» в изображении состояла в том, что ребенок доверчиво тянул свои ручонки к «солнцу всего прогрессивного человечества» - Сталину.

Так выглядело панно при открытии станции (фото из открытых источников)
Так выглядело панно при открытии станции (фото из открытых источников)

Во времена развенчания культа личности мимо такого, конечно же пройти было невозможно. И Сталина быстренько поменяли на птичек: голубей-символов мира. Видите птичек?

На панно голуби заменили Сталина (фото из открытых источников)
На панно голуби заменили Сталина (фото из открытых источников)

На этом перипетии судьбы этого панно продолжились. Многим в ЦК КПСС изображение не нравилось в принципе: уж больно оно походило на икону. Тем более, говорят, что перед самым открытием станции, приглашенные для уборки работницы ближайших предприятий, увидев мозаику начали молиться перед ней. Женщины приняли панно за икону Богоматери.

Вердикт был однозначным: мозаику снять! К счастью работники метро не стали заниматься вандализмом, а лишь закрыли панно мраморной фальшстеной и лишь после снятия Хрущева со всех постов, мозаичная картина вновь предстала перед глазами пассажиров.

Еще одна интересная история.

По воспоминаниям супруги архитектора Алексея Душкина, ей сказали, что Корин писал Мадонну с нее. Тамара Душкина. А младенец – это Алексей Душкин. Если посмотреть внимательно можно заметить залысину у младенца, пробор, взрослые черты лица… Жена держит мужа на руках. Так Корин аллегорически показал, как жена заботилась о муже, пока тот занимался творчеством…(по материалам Натальи Леоновой, координатора проекта «Иди и смотри», проект пешеходных экскурсий).

Счастливая, с одним ребенком на руках и босоногая, Советская мадонна с младенцем смотрит на нас, бегущих по своим делам.

Сейчас она отделена от пассажиров декоративным ограждением, словно экспонат в музее.