Продолжение.
Техника выполнения рисунка пером сходна с техникой карандашного рисунка. Пером, также как и карандашом, за счет силы нажима можно придать разную толщину, интенсивность и контрастность линии.
Тут, также как и с карандашном рисунке, может быть использована штриховка и тушевка.
Дополнительные возможности перьевого рисунка заключаются в использовании перьев разной толщины, тростниковых перьев, кое-где даже кисти, а также всевожможных палочек - деревянных, стеклянных, и из прочих материалов.
За счет этого достигается неповторимая индивидуальность рисунков художников, работающих в этой сложной технике.
К технике рисунка пером прибегали почти все художники. В этой статье приводятся рисунки тех из них, кого специалисты искусствоведы считают признанными мастерами этог раздела графики.
4. Рисунки Рембрандта.
Линии и штрихи на рисунках Рембрандта (1606 - 1669 гг.) очень разнообразны. Художник экспериментирует, пытаясь передать пером не только контуры и форму предмета, как в линейном рисунке, но и фактуру поверхности лица человека, волос и ткани и даже отчасти цвет его одежды ("Набросок головы"; "Крестьянин").
При кажущейся небрежности его набросков к картинам, таких как рисунок "Женщина с книгой", мы видим мастерски переданную позу, складки одежды и даже выражение лица модели.
Ссутулившаяся от многолетней тяжелой работы фигура крестьянина на рисунке "Крестьянин" показывает сочуственное отношение Рембрандта к тяжелой доле бедняка. Художник применяет здесь новый графический прием, каторым в дальнейшем будет пользовать Ван Гог - тонировку короткими линиями и точками.
Любовью к родной природе проникнуты пейзажные зарисовки Рембрандта. В этих работах Рембрант вместе с пером использует кисть. Нельзя не обратить внимание замечательное мастерство, с каким художник изображет деревья, дома, вьющийся виноград.
5. Рисунки Франсиско Гойи.
Франсиско Гойя (1746 - 1828 гг.) отличался своеобразной живописной и графической манерой. Его работы невозможно спутать с работами других художников.
Гойя в графике прославился в основном своми сериями офортов (Капричос","Ужасы войны"). Многие его рисунки пером являются превартиельными набросками к офортам ("Молот", Набросок к серии офортов "Ужасы войны")).
В своих графических работах он, подобно Рембранту, часто сочетал перо и тонкую кисть ("Набросок к парадному портрету"). Также Гойя по перьевому рисунку иногда проходился кистью и использовал акварельную технику.
Мастерство Гойи-рисовальщика в изображении людей ярко проявляется и в таком его известном рисунке как "Дуэль на шпагах". При этом он почти не изображает природу. Даже на его картинах она присутствет как условный фон.
6. Рисунки Оноре Домье.
Великий французский художник и мастер карикатуры Оноре Домье (1808 - 1879 гг.) был одним из новаторов в области перьевой графики. Он в своих рисунках превосхитил формальные поиски художников более позднего времени, эпохи модерна, и даже работы некоторых эксперессионистов.
Поражает смелость и прихотливость его перьевых линий, линий похожих на нитки, выбившиеся из мотков шерсти. Но в целом они, удивительно сплетаясь между собой, они создают меткие и выразительные человеческие образы (наброски "Судья" и "Любитель эстампов").
Столь же характерны, буквально выхвачены из жизни, две фигуры в судейских мантиях ("Набросок двух фигур").
Домье в своем гротесковом рисунке пером и кистью с очевидной иронией изображает наигранный театральный пафос продажного адвоката, яро обличающего своих оппонентов в суде (рисунок "Адвокат")
7. Рисунки Винсента ван Гога.
Рисунки ван Гога (1853 - 1890 гг.) обогащают технику рисунков пером новыми возможностями передачи цвета и фактуры, теряя при этом в богатстве форм предметов и в глубине пространства изображения.
На его "Автопортрете" мы видим простой, линейный, плоскостной рисунок с разной длиной одинаковых по толщине линий и разными расстояниями между линиями.
Ван Гог кроме пера пользуется тростниковой палочкой, варьирует толщину и интерсивность линии, направление штрихов. В ряде рисунков, например в "Кафе в Арле", он использует заливку кистью, что дает контраст заднего темного плана и освещенной веранды кафе..
Глубинность простанства изображения на его пейзажах достигается выделенем предметов первого плана более толстой линией. Заполнение одноцветных плоскостей дается точками или короткими штрихами.
Заключение
Вы видите, как с каждой эпохой техника рисования пером постоянно обогащаются новыми графическими приемами, инструментами и материалами. Играя подсобную роль в творчестве великих художников, рисунки пером, тем не менее имеют и самостоятельную ценность, так как позволяеют судить об индивидуальной творческой манере каждого из этих великих мастеров.