Не дури, Батон
Роман Ужасов:
В этой трехсерийной картине студии Довженко, явлен, наверное, самый интеллигентный сыщик, нашего кино. Не следователь, уточним. Следователь - это Знаменский из ЗнаТоКов. А тут именно сотрудник уголовного розыска. Боевой парень-рубаха (но при галстуке) с вечным идеализмом в сердце.
— Тебя, наверное, очень боится жулье, — сказала она. — В тебе есть какое-то ужасающее неистовство. Ты никогда не сможешь быть счастлив, потому что ты не воспринимаешь жизнь такой, какая она есть, и если тебе что-то надо, то ты вцепляешься мертвой хваткой, как волкодав, пока не докажешь свое. (Бр. Вайнеры. "Гонки по вертикали")
Вряд ли киношный Тихонов в исполнении Андрея Мягкова похож на волкодава (и даже на легавого Стаса, как ославят его печатно ближе к финалу), скорее, на занудливого и склочного пекинеса. Противостоящий ему наглый, но не лишенный артистизма двортерьер Батон тоже на протяжении фильма изо всех сил пытается доказать, что его бабушка грешила с водолазом. Многие верят. Даже фактурный Михал Иваныч (Станислав Чекан), которого за какие-то провинности перевели сюда командовать изолятором временного содержания. Яичницы он, правда, для персонажа Гафта не готовит, но последним бутербродом готов поделиться.
Ощущение жизненного цирка, в котором вертятся все, подано почти прямыми цитатами. Для Батона это акробат перед прыжком, у которого год за годом все получается удачно, «риск уже не горчит испугом, а только приятно взвинчивает», но судьба которому - в один не очень-то прекрасный день врезаться рожей в забор. А для самого Тихонова – носящийся под куполом в проволочном шаре мотоциклист, которому, стоит только чуть убрать газ, и костей уже не соберешь.
Эти образы, а так же небольшой, почти служебный роман, который оперуполномоченный заводит с молодым, но очень ответственным архивным работником, несколько скрашивают малопонятную нынче детективную тягомотину, в которой есть вроде как украденный чемодан, но нет ни заявления о краже, ни потерпевшего. Вас бы, товарищ капитан, в "святые девяностые", так и хочется сказать. Там было вам к чему приложить силы, вместо того, чтоб доказывать что-то обычному мелкому жулику.
Вроде интеллигентный сыщик даже побеждает вора своей правдой, но как-то неубедительно. По очкам. Поэтому, на всякий случай, в конце падёт сраженный «контрольным выстрелом» в идеализм. Может мы вас и не убедили до конца, что воровать не хорошо, говорят нам, но вот так-то в людей стрелять – точно плохо.
В итоге, лучшее, что есть в картине - толстый троллинг рецидивистом Батоном родной милиции. Нет у нас методов, против Лехи Дедушкина, как бы расписываются сами авторы романа и литературного сценария, подводя некую черту под собственным старым спором о Кирпиче и чужом кошельке.
Albert Magnus:
Если уж мой друг и коллега - большой ценитель советских теледетективов - оказался не в восторге от "Гонок по вертикали", то что требовать от меня, если я и "ЗнаТоКов" не люблю, а год назад, чтобы не портить людям профессиональный праздник, даже отказался поучаствовать в рецензии на "Город принял" (другой фильм по Вайнерам). Из милицейского кино я всё-таки предпочитаю ретро-истории (в духе "Трактира на Пятницкой" ну и "Места встречи", само собой), а в "своевременных" фильмах о производственных буднях советских органов внутренних дел редко что для себя нахожу.
Каким образом "Гонки по вертикали" угодили в золотой фонд и число популярнейших - теряюсь в догадках (неужто виной то самое "безрыбье"). По-моему, снять что-либо скучнее надо ещё постараться. Всё самое интересное заканчивается уже в 1-й серии - на том самом балагурстве Батона, которое Валентину Гафту идёт как никому другому. И конечно куда без музыки композитора Евгения Доги - тема "Открытые окна" давно вошла в классику отечественных саундтреков, но те, как не прискорбно, не часто совпадают по душевности с картинами, для которых сочинялись.
По большому счёту, одноименный роман братьев Вайнеров, написанный в первой половине 1970-х, и не подлежит экранизации: как детектив он и тогда был малоинтересен, а психологическая составляющая излагается через внутренние монологи двух непримиримых антагонистов, от первого лица которых и ведутся запараллеленные повествования с постоянными раздумьями о смысле жизни. При попытке же выразить всё исключительно внешними средствами фильм попросту развалился и подобия душевных терзаний свелись к мелодраматичной агитке.
Р.У.: Тогда, я ещё раз повторю мысль, высказанную в обзоре на фильм "Город принял" - категорически нельзя сводить жанр "романа о социалистической законности", и, как следствие, его киноверсии, к детективу. Назовем это так, пусть неуклюже, но что бы почти устоявшейся формой "милицейский детектив" не оскорблять прокуроров и других служителей Фемиды. В конце концов, в те времена был снят и заслуживающий внимания фильм "Без права на ошибку", в котором всё, наполненное ретроспекциями действие происходит в зале суда и картина "Длинное, длинное дело", где истину пытается установить следователь прокуратуры. С моей точки зрения - любителя этого жанра, фильм "Гонки по вертикали" может и не дотягивает до лучших образцов, но, без сомнения, не безынтересен. Поэтому я принципиально отказываюсь выставлять ему оценку, так как на канале у нас уже установились (не без моего попустительства) несколько формальные критерии, из-за которых фильмы которые мне лично нравятся больше, регулярно получают "низкий балл". Ну, а если вдруг кому не хватает циферок "от жюри", в данном случае, оценка целиком на совести моего соавтора.
3/5
(c) Роман Ужасов и Albert Magnus специально для kin0guru
#совместные обзоры от kin0guru
#советские кинодетективы