На минувшей неделе в самом сердце отечественного либерализма, екатеринбургском Ельцин Центре, разразился скандал: кто-то посмел сказать в глаза либералам то, что о них думают миллионы граждан нашей страны. И сделал это основатель рок-группы "Агата Кристи" Вадим Самойлов, заявивший, что центр занимается "антигосударственной пропагандой". За эту "дерзость" музыкант был сразу и навсегда отлучён от этой площадки.
"Страшное" случилось 22 октября. Во время выступления на площадке Ельцин Центра, где проходил фестиваль Ural Music Night (UMN), Вадим Самойлов очень резко высказался как в адрес либералов, так и в сторону представителей "радужных" меньшинств:
И вот ещё хочу вам сказать, дорогие мои земляки. Я сейчас здесь живу, и живу такую же жизнь, как вы. Какие-то мы здесь, не все, но есть тут какая-то (нецензурно) борзая, тупорылая, она здесь присутствует везде. Но я просто болею за то, чтобы у нас этого не было, вот этой тупорылой (нецензурно), которая либеральная такая… Кстати, привет Ельцин Центру. Вы тут нам площадки предоставляете. Но мы знаем, чем вы занимаетесь – вы занимаетесь контрпропагандой антигосударственной. Здесь, в Ельцин Центре. А тех, кто стоит за то, чтобы Россия была сильной и единой, тех я всех люблю и приветствую.
Позднее директор фестиваля Евгений Горенбург публично извинился перед партнёрами Ural Music Night и представителями Ельцин Центра:
Сегодня случилось так, что мой друг Вадик Самойлов на концерте группы "Агата Кристи" сказал абсолютно неуместные слова в адрес людей, которые работают в Ельцин Центре. Я приношу нашим партнёрам извинения за это. С Вадиком я обязательно переговорю об этом. Вы завтра всё это увидите в сетях, и всё это будет здорово.
Однако "здорово" не получилось – Самойлов извиняться отказался, он считает, что сказал "по сути всё правильно", а перед зрителями готов извиниться "за мат".
Также рекомендуем:
Ужи на сковородке. Либералы подписали открытое письмо в поддержку ректора "Шанинки"
Ответил на жёсткое выступление Вадима Самойлова и Ельцин Центр, сообщив на своём официальном сайте, что надеются "никогда более не видеть господина Самойлова" в своих стенах:
Самойлов позволил себе и откровенно гомофобные заявления. К сожалению, никто из организаторов не прервал этот омерзительный монолог. Пришёл в гости, нагадил на самом видном месте – вот что сделал вчера музыкант Самойлов. Команда Ельцин Центра считает невозможным оставить выходку господина Самойлова без ответа, а потому оставляем за собой право прекратить сотрудничество с организаторами "Ночи Музыки".
В комментарии Царьграду Вадим Самойлов сказал следующее:
Что-то озвучить надо было, раз в таком месте выступаешь. У меня была идея спеть несколько новых песен, в том числе "На Берлин". Но для этого надо было серьёзно перестраивать программу. Поэтому песню я не исполнил, но решил всё это сказать. То есть это было спонтанно. Я ожидал разную реакцию, но такая поддержка зала меня порадовала. Но это была не мне поддержка, а тому, что я озвучил. Все и в городе, и в стране прекрасно понимают, что Ельцин Центр требует серьёзной коррекции, как в части самого музея, так и в части мероприятий, которые там проводят.
Разворошил осиное гнездо и зацепил за живое
По словам музыканта, его высказывание "разворошило осиное гнездо", а такого хайпа он не ожидал. Почему на слова Самойлова последовала такая болезненная реакция? Об этом в программе "Не могу молчать" ведущая Елена Афонина беседовала с обозревателем Царьграда Владимиром Хомяковым, заслуженным художником России Александром Шиловым-младшим и другими экспертами.
Елена Афонина: Владимир, давайте попытаемся понять. Самойлов говорит о том, что Ельцин Центр занимается антигосударственной пропагандой. А в чём это проявляется?
Владимир Хомяков: Высказывание Самойлова напоминает восклицание мальчугана из сказки Ганса Христиана Андерсена "а король-то голый". Он сказал то, что у многих давно на уме. А у Самойлова, человека публичного, это на языке. Он не смог сдержаться и высказал, пусть и немного резко, то, что думают почти все.
Мы понимаем, что такие организации, как Ельцин Центр или "радужные" клубы у нас имеют место. Ну и пусть будут. Но почему они должны "быть" за государственный счёт и почему они могут заниматься подрывом устоев государства? А это именно то, чем занимается Ельцин Центр.
Они не просто пропагандируют память Бориса Ельцина как первого президента России. Они пропагандируют те самые "святые 90-е", которые нанесли ущерб экономике России больше, чем Великая Отечественная война и привели к огромным людским потерям. И это время позиционируется как некий образец, к которому мы должны стремиться. Хотя официальная власть в лице президента говорит о том, что мы от всего этого должны как можно скорее уйти, вылечив то, что было тогда заложено.
– А что такого сказал Самойлов, что расходилось бы в целом с политикой нашей страны? Мы поддерживаем гомосексуалистов? Нет. И об этом чётко сказал президент на полях Валдайского форума. Мы что, выступаем против сильной России? Нет. В таком случае что возмутило сотрудников Ельцин Центра?
В.Х.: К слову, Самойлов не предлагал гомосексуалистов отправлять за решётку, он сказал, что извращенцы не должны пропагандировать свои взгляды среди молодёжи, потому что это ведёт к уничтожению популяции, к вырождению нации.
Почему они так резко отреагировали? У наших либералов своеобразный подход к свободе слова и правам человека. Как говорил герой одного популярного фильма, "Свобода здесь только у одного слова. И слово это моё". Вот это кредо нашего либерала: права есть только у них, свобода слова только для них. И, по сути, они являются деструкторами.
Дети выходят оттуда с чувством стыда за свою страну: До Ельцина был мрак, а потом стало хорошо
– Замечу, что для Екатеринбурга это действительно очень значимое культурное место, где проходят различные мероприятия, фестивали, концерты и так далее. И в это "культурное" место приводят детей, школьников чуть ли не в обязательном порядке.
На связь со студией Царьграда вышла жительница Екатеринбурга Алла Баранова, которая сходила в Ельцин Центр со своим 12-летним внуком.
– Что вас удивило и шокировало при посещении?
Алла Баранова: У моего внука экспозиция вызвала удивление. Он не мог понять, как получается, что при Ельцине всё было хорошо, а до этого было плохо, неужели ничего хорошего в жизни не было? Приходилось давать ему пояснения, чтобы у него не создавалось впечатления, что единственным светлым в нашей истории были эти десять лет 90-х, которые все мы называем "лихими".
– Я беседовала с некоторыми екатеринбургскими учителями, которым приходилось чуть ли не в обязательном порядке водить школьников в Ельцин Центр, и они с ужасом рассказывали, что некоторые дети после осмотра экспозиции говорили, что им "хочется побыстрее уехать из этой страны". У вашего внука не появилось такого желания?
А.Б.: У моего внука не появилось. Но я говорила с учителями, и они признают, что многие школьники выходят оттуда не с ощущением гордости за свою страну, а с ощущением стыда.
– Меня это даже не удивляет, если вспомнить скандал, который разразился в 2016 году по поводу мультика, который крутили в Ельцин Центре. В этом мультфильме история великой России подавалась как история рабства, всё это показано было в чёрно-зелёно-багровых тонах. И вдруг неожиданно приходит Михаил Горбачёв, и "страна наконец-таки обратилась к ценностям человеческим". А вся тысячелетняя история нашей страны – это просто мрак, это варварство. И только с приходом Бориса Ельцина начинается абсолютное полное счастье.
В.Х.: Дети, выходившие из Ельцин Центра, рассказывали журналистам, что именно так они всё и понимали: до Ельцина был мрак, а с его приходом сразу всё стало хорошо. А теперь нам тонко намекают, что сейчас становится всё хуже и хуже, а мы возвращаемся к тому мрачному и ужасному прошлому.
Многие эксперты уже говорят о том, что сейчас идёт когнитивная война, война за сознание. То есть надо переформатировать сознание молодёжи, чтобы они не знали, что в самом деле было тогда. А этим и занимается Ельцин Центр, который фактически является военной базой когнитивной войны против России. В борьбе за мозги граждан Ельцин Центр точно не выступает на стороне России.
Бацилла русского либерализма ведёт борьбу против своей страны
К беседе в студии подключились по видеосвязи публицист, руководитель екатеринбургского отделения Русского художественного союза Евгений Фатеев и киножурналист Давид Шнейдеров.
– Вам в Екатеринбурге понятнее, какую роль Ельцин Центр играет для вашего города и для всей России. В чём заключается его миссия? И как вы оцениваете выступление Вадима Самойлова?
Евгений Фатеев: Самойлов не первый, кто стал "нерукопожатным" в Ельцин Центре. Там давно уже не всем можно выступать, не все книжки продавать.
У нас всё, что заражено бациллой русского либерализма, тяготеет к сектантству, к самоокукливанию, к какому-то абсурдному "кампфу" против всех, и против своей страны тоже. И Ельцин Центр сейчас действительно форпост войны.
– А как вы считаете, это честно – показывать именно такую точку зрения на нашу историю и нашу страну за государственный счёт?
Е.Ф.: А там немало они от государства получают: только на этот год финансирования заложено на 220 миллионов рублей. Конечно, это нечестно.
Но дело в том, что государство само создало рынок нелюбви к нему, оно же обеспечивает ликвидность, капитализацию.
– Давид, у нас развернулась дискуссия о Ельцин Центре, и мы все здесь солидарны в том, что это, мягко говоря, странная площадка, а мнение, высказанное здесь, почему-то оказывается мнением, которое не должно здесь звучать. Ваша оценка высказывания Вадима Самойлова?
Давид Шнейдеров: Во-первых, за ненормативную лексику со сцены нужно отвечать. В Уголовном кодексе у нас есть статья, запрещающая мат. Когда Шнуров матерится со сцены, я могу согласиться с тем, что "из песни слов не выкинешь".
Но то, что говорил Самойлов, это не песня, он высказал в грубой форме абсолютно хамское отношение к определённой группе людей. Есть Декларация прав человека, в которой записано, что все люди равны вне зависимости от их пола, расовой или религиозной принадлежности и сексуальной ориентации.
– Евгений сейчас почему-то скептически улыбается. Можете пояснить?
Е.Ф.: У нас либералы какие-то избирательно совестливые. Они почему-то вспоминают про декларации всякие тогда, когда кого-то из их тайпа, из их племени заденут. А когда убивают, скажем, детей в Донбассе, их совестливость куда-то девается.
И ещё одна важная вещь: когда какой-то либерал берёт бабки у государства и тут же за эти бабки государство кроет матом – это как, нормально? Пришёл человек, что-то там нагрубил... Но это же ваш паттерн, это же вы так всегда делаете!
В.Х.: Давид Алексеевич, я бы хотел персонально у вас поинтересоваться: Ельцин Центр выдавал какие-нибудь заявления по поводу изгнания со сцены Лии Ахеджаковой, которая совсем недавно материлась со сцены в спектакле "Первый хлеб"? Подавал ли Ельцин Центр какие-нибудь претензии к Ренату Ташимову, написавшему эту пьесу, наполовину состоящую из матерщины? Получается, что материться нельзя не вообще, а только тем, кто вам не нравится.
Д.Ш.: К мату со сцены я отношусь крайне негативно. Мне не нравится, когда матерятся в пьесе "Анархия", в пьесе "Игра в жмурики". Мне не нравится мат со сцены. При этом я допускаю мат в кино, потому что а) его можно запикать, б) обеспечить жёсткий возрастной ценз, за который должен нести ответственность каждый кинотеатр.
В.Х.: Вот вы говорили о правах различных сексуальных меньшинств и так далее.
Д.Ш.: Я говорил о правах людей.
В.Х.: Прекрасно. А что сказал Самойлов? Он не сказал, что этих людей не должно быть вообще или они должны как-то ущемляться, но чтобы пропаганды этих извращений не было. Он сказал неправду? Ведь он фактически процитировал закон, который действует у нас в России.
Д.Ш.: Вы передёргиваете. Закон запрещает пропаганду среди несовершеннолетних. И, зная репертуар господина Самойлова, возрастное ограничение должно быть.
– Вопрос в том, были ли в Ельцин Центре эти ограничения.
Д.Ш.: Но согласитесь, глупо было бы прийти на съезд "Единой России" и агитировать за Навального. Точно так же глупо прийти в Ельцин Центр и агитировать за "Единую Россию".
Я, безусловно, считаю, что Ельцин Центр должен организовывать политические дискуссии, на которые необходимо приглашать людей с разными политическими точками зрения – демократов, консерваторов, монархистов, либералов. Говорить надо со всеми людьми, чья точка зрения не выходит за рамки Уголовного кодекса России.
Такие мероприятия должны быть. Но концерт рок-группы в сельском клубе – это не политическое мероприятие!
Без культуры нет нации, культура – ключ ко всему
– Спасибо, что вы сравнили Ельцин Центр с сельским клубом. Вот тут я бы хотела процитировать слова первого заместителя исполнительного директора Ельцин Центра Людмилы Телень в 2019 году.
Базовые принципы нашей работы закладываются уже на этапе создания музейной концепции. Это отсутствие идеологического давления, свобода дискуссий, уважение к чужому мнению, ориентация на людей с разными политическими взглядами, культурными и эстетическими предпочтениями. Концепция музея не меняется, она выражена в том, что свобода является нашей высшей ценностью.
Если ты позиционируешь себя как некую открытую площадку, так изволь соответствовать этому. А если это не так, то не надо нам рассказывать о великих ростках либерализма, которые посадил Горбачёв, взлелеял Ельцин и при этом умалчивать про 1993 год.
В.Х. Подумаешь, устроили антиконституционный переворот, подумаешь, поменяли Конституцию под себя. Мелочи же!
– Александр, как и что воспитывает, по вашему мнению, подобный подход к истории?
Александр Шилов-младший: Давайте повернёмся к культуре. Хочу напомнить слова Ахмада-Хаджи Кадырова – "Без культуры нет нации". И это же золотой ключ, такой могла бы быть национальная идея. Это сильнейшая фраза, которая ставит всё на свои места.
Культура, деградируя, лишает человека человечности, его образа. Поэтому всё, что происходит не в созидание, а в разрушение, задевает и молодёжь. Все эти центры, которые в пику культуре идут, являются разрушительными механизмами.
Для чего создан этот Ельцин Центр? Для человека? Тогда давайте соответствовать морально-нравственным нормам. Если есть недовольные зрители, дети, родители детей, значит здесь уже идёт попытка изменить формирование личности. Культура – это как культ света. А если там тьма, если там непонятно что и нужен переводчик – значит, давайте пересмотрим экспозицию.
– А вот что по этому поводу сказал нашему телеканалу депутат Госдумы Виталий Милонов:
Я считаю, что любые музеи имеют право на госфинансирование, но лишь в той части, в которой это отвечает национальным интересам. Оплачивать за госсчёт "радужные" хотелки отдельных личностей ни в коем случае нельзя. И надо напомнить уважаемым руководителям о том, что финансировать антигосударственную деятельность за госсчёт – это никуда не годится.
Завершая программу, Елена Афонина напомнила об интересной площадке в Ельцин Центре под названием "Театральная платформа", о которой уже говорили на Царьграде. В скором времени оскандалившийся в "Современнике" режиссёр Ренат Ташибов будет ставить здесь свой спектакль "Первый хлеб", где, как говорится, "мат на мате матом погоняет".
И какой же культурный образ сформируется у тех молодых людей, даже если им уже 18+, которые придут смотреть этот спектакль? Какой образ России сформируется, если молодые люди услышат очередной перл Моргенштерна, который говорит о том, что празднование великой Победы – это "фуу", мол, такие деньги выбрасываются, зачем нам это надо? Что такое разъедает нашу страну изнутри? Если в помещении нет света, там всегда размножается плесень. А это всё плесень и есть.