Как правило, в медицинских источниках под задержкой психического развития ребенка подразумевается некоторое темповое отставание развития высших психических механизмов и, собственно, недостаточную зрелость эмоционально-волевого фактора у малыша. Проблема поддается коррекции и преодолению при помощи определенной тактики обучения, занятий и воспитания.
Родителям придется запастись терпением, но главное – помнить о том, что при правильной тактике поведения все можно преодолеть и скорректировать.
В нашей статье мы постараемся предоставить общую информацию о проблеме, а вот уже специалист сможет составить план терапии, исходя из каждого индивидуального случая! У детей с подобной патологией наблюдается такаясимптоматика:
· проблемы с памятью и концентрацией,
· задержка развития моторных функций,
· проблемы с мыслительным процессом,
· речевая задержка,
· нарушение самоконтроля.
Помимо этого, эмоциональный фон у ребенка очень нестабильный, страдает успеваемость (если мы говорим о ребенке школьного возраста).
Диагностика проблемы осуществляется коллегиально комиссией, в состав которой входят врачи, психологи и педагоги. Дело в том, что ребенок с задержкой в развитии нуждается не только в медицинском сопровождении, но и в определенном коррекционно-развивающем обучении, которое помогло бы улучшить показатели способностей памяти, концентрации и мышления.
Необходимо знать, что задержка психического развития – это ОБРАТИМОЕ нарушение эмоционально-волевого фактора, интеллектуального блока и поведения. Определенные трудности в обучении до какого-то момента будут сопровождать ребенка, но при правильном лечении состояние выравнивается. Примерно 16% детей по всему миру имеют некоторые задержки в психическом развитии. Но чаще всего патологию относят в разряд психолого-педагогических проблем, хотя и некоторые показатели общего здоровья организма могут влиять на эту задержку. В частности, достаточно часто неврологические заболевания способны вызывать патологию.
Еще стоит обратить внимание и на тот факт, что разным психическим функциям свойственно неравномерное развитие. Поэтому, ставить диагноз раньше, чем ребенку исполниться лет 5, нельзя. Как правило, задержка диагностируется уже в раннем школьном возрасте.
Виды задержки психического развития
На сегодняшний день существует несколько классификаций задержек в психическом развитии. Дело в том, что и причины возникновения данной проблемы разные, и характер течения также весьма неоднороден. Этиопатогенетическая классификация содержит в себе четыре клинических типа:
1. Задержка психического развития конституционального генеза. Ее основу составляет медленное развитие центральной нервной системы. Если говорить о характеристике данного вида ЗПР, то следует указать наличие гармоничного психического и физического инфантилизма. То есть, поведение детей и некоторые их антропометрические данные не совсем характерны для их физического возраста. Дети достаточно эмоционально нестабильные, они обладают удивительной непосредственностью. У них наблюдаются серьезные проблемы с концентрацией внимания и памятью. Даже начав учиться в школе, дети с ЗПР предпочитают лучше играть, нежели сосредотачиваться на словах педагога.
2. Задержка психического развития соматогенного генеза. Данное отклонение объясняется достаточно тяжелыми и продолжительными соматическими заболеваниями у малышей на первых годах их жизни. Дело в том, что такие болезни сильно затрагивают процесс формирования центральной нервной системы и ее созревание. Если обратить внимание на анамнез этих малышей, то можно заметить у них какие-либо хронические заболевания органов дыхательной и/или сердечно-сосудистой системы, почек, системы ЖКТ (желудочно-кишечного тракта) и др. Большую часть времени дети проводят в больнице, нежели дома. Изоляция от сверстников и недостаток социализации становятся нехорошим дополнением к общей картине ЗПР. Работоспособность детей сильно снижена, наличествуют проблемы памяти и концентрации. Ребенок может постоянно чувствовать себя уставшим и подавленным.
3. Задержка психического развития психогенного генеза. Возникает в результате очень неблагополучной социальной обстановки. К данным факторам относятся: насилие в семье, дефицит внимания со стороны родителей или противоположная этому гиперопека. То есть ребенок ощущает себя очень некомфортно, с психологической точки зрения, даже находясь со своими родными. Таким образом, под воздействием подобных обстоятельств ребенок становится психологически и эмоционально неустойчивым, его поведению бывает свойственна импульсивность, истеричность или замкнутость, отсутствие какой-либо целеустремленности.
4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Возникает в результате несильного органического травмирования головного мозга. Некоторые области мозга повреждены, что и ведет к торможению работы некоторых психических функций. То есть, имеет место быть несформированность эмоционально-волевого фактора у ребенка. Эмоции у малыша неяркие, он достаточно легко внушаем, у него наблюдается ограниченность фантазии и др.
Причины задержки психического развития
Чаще всего на подобное влияют определенные биологические процессы или социально-психологические факторы. Если говорить о биологической причине, то к задержке в психическом развитии могут вести нарушения формирования определенных отделов головного мозга. Проблема может скрываться в неблагополучно протекающей беременности (тяжелый токсикоз у матери, гестоз, гипоксия плода, резус-конфликт, внутриутробное инфицирование, перенесенные матерью инфекционные заболевания, психологические потрясения и др.). А также в тяжелых родах и послеродовых травмах (ядерная желтуха у новорожденного и внутричерепные патологии).
Если говорить о раннем детском периоде, то серьезные инфекции, черепно-мозговые травмы и соматические заболевания могут влиять на задержку психического развития.
Нельзя исключать и социальные факторы. То есть, травма головного мозга отсутствует, но вот отсутствие внимания и заботы родителей, противовесная ему чрезмерная опека, недостаток социализации, слишком авторитарный принцип воспитания, отсутствие достаточного контакта со сверстниками весьма негативно влияют на психическое развитие ребенка.
Ранние нарушения зрения и слуха также ведут к некоторой задержке. У ребенка возникают трудности с познанием окружающего мира, и, соответственно, нарушения социализации. Дефекты речи могут весьма сильно ограничить возможность получение сенсорной информации и общения.
Главные признаки ЗПР у ребенка
В большинстве случаев, ЗПР у детей имеет легкий характер, но, к сожалению, почти все аспекты интеллектуальной деятельности бывают затронуты: страдают речь, мыслительные способности, концентрация внимания, память.
Малыш запоминает и воспринимает информацию искаженно, можно сказать, что фрагментарно и достаточно медленно. Для того, чтобы сформировать свое понимание общей картины окружающего его мира, ребенку может потребоваться очень много времени. Наиболее развитым способом получать информацию «извне» является зрительный, а вот аудиальный – уже меньше. Вот почему при корректировке состояния специалистами используются именно визуальные картинки.
Внимание у ребят с ЗПР слишком поверхностное и неустойчивое. Малыш постоянно отвлекается даже на самый минимальный сторонний импульс. Деятельность, которая требует концентрации, для них весьма затруднительна. Помимо всего прочего, при утомлении можно наблюдать как гиперактивность, так и дефицит внимания.
Синтез и анализ для таких малышей является недоступным без помощи взрослого человека. Также стоит обратить внимание и на то, что дети с ЗПР имеют несколько ограниченный словарный запас, у них присутствуют серьезные трудности с выражением своих мыслей, им трудно формулировать выводы.
Диагностические меры
Если у ребенка была замечена симптоматика задержки психического развития, то производится комплексное обследование, в состав которого входят консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога, педиатра, психиатра и т.д. Могут быть назначены некоторые обследования, вроде компьютерной томографии или магнитно-резонансной томографии головного мозга.
Специалисты собирают анамнез и составляют программу корректировки состояния ребенка.
Коррекционные меры
Как уже говорилось выше, лечение задержки психического развития требует мультидисциплинарного подхода. Коррекция в большинстве случаев проводится уже у тех детей, что вступили в пору школьного возраста.
Ребенку с ЗПР может потребоваться специализированная школа или класс (в том случае, если проблема оказалась достаточно серьезной).
Достаточно часто логопеды и психологи, которые занимаются созданием схемы работы с таким малышом, советуют пропить курс лецитина. Это биологически активное вещество, которое поможет наладить связь между нейронами и улучшить общее состояние центральной нервной системы, усилить способности памяти и концентрации.
Профилактические меры
Ребята с задержкой психического развития поддаются обучению, в их силах догнать своих сверстников, просто и им, и родителям придется приложить немало сил для достижения необходимого результата. Если коррекционная работа правильно сформулирована, то уже через небольшое количество времени будет наблюдаться положительная динамика в изменении состояния ребенка.
Для того, чтобы обеспечить профилактику ЗПР, будущие родители должны внимательно относиться к ходу беременности и своему здоровью (маме особенно необходимо внимательно относиться к своему здоровью, избегать больших скоплений людей, особенно в период простуд, гриппов и ОРВИ), а после рождения ребенка создать в доме комфортную для малыша обстановку.
Всем добра и здоровья!