Найти тему
Нетология

Постоянно опаздываете на работу и не успеваете решать задачи? Не проблема. Рассказываем, как успевать всё

Оглавление

Часто бывает так, что человек всё время занят, но ничего не успевает. На работе аврал, дома беспорядок, на отдых не остаётся времени. Жизнь проходит в постоянном надрыве, но без успеха, дела остаются незавершёнными, а удовлетворения достижениями нет.

Кто-то винит в этом себя, ругая собственную неорганизованность, другие обвиняют мир вокруг. Но проблема гораздо проще: неэффективный тайм-менеджмент либо его полное отсутствие.

В статье мы попробуем разобраться, что такое тайм-менеджмент и какие полезные техники можно освоить, чтобы лучше контролировать своё время.

Что такое тайм-менеджмент

Ощущение постоянной нехватки времени вызывает сильное эмоциональное напряжение, которое может привести ко вполне реальным психическим проблемам. Это синдром хронической усталости, профессиональное выгорание и даже синдром дефицита внимания, который ошибочно считается исключительно детской болезнью.

-2

Тайм-менеджмент — это управление временем. Термин применяется для описания приёмов и техник эффективной организации рабочего и личного времени. Обучение приёмам тайм-менеджмента помогает перейти от постоянной занятости (процесса) к успешности (результату).

В коучинге и психологии различают два типа тайм-менеджмента:

  • системный — это постановка глобальных долгосрочных целей на всю жизнь или на годы вперёд;
  • простой — это набор техник и методов, которые помогают достичь намеченных целей.

Примером системного тайм-менеджмента может быть постановка планов для своей компании. Например:

  • До 2025 года увеличить количество клиентов до 100.

Чтобы достичь этих целей, используются методы простого тайм-менеджмента. Большую цель разбивают на маленькие и движутся поэтапно:

  • До 2025 года увеличить количество клиентов до 100. Для этого:
  1. пересмотреть бюджет на маркетинг, при необходимости увеличить;
  2. организовать службу поддержки клиентов для повышения лояльности;
  3. расширить ассортимент товаров и др.

Рабочие техники тайм-менеджмента

Многие люди, решив организовать своё время, прибегают к советам из сети. Растиражированные списки «привычек успешных людей» включают одни и те же пункты: например, один из самых популярных — мало спать и рано вставать. Попробовав несколько дней такого режима, человек, чьи суточные биоритмы работают по-другому, может решить, что он ни на что не годен.

На самом деле, техник тайм-менеджмента более двух десятков и среди них нет ни одной универсальной, которая помогала бы всем. Эйнштейн спал больше 10 часов в сутки, у Черчилля был обязательный тихий час в 17 часов ежедневно, а Карл Лагерфельд спал и бодрствовал, когда считал нужным, без привязки к часам. И эти люди были более чем успешны в своём деле.

Темперамент, склонности и характеры у людей разные, поэтому психологи и тренеры рекомендуют пробовать разные техники и выбирать те, которые работают именно в вашем случае. Вот самые известные из них:

1. Расстановка приоритетов, или метод Эйзенхауэра

Закон эффективной принудительности гласит, что времени на всё не хватит, но его достаточно для самого важного. Распределите задачи по степени приоритетности:

  • срочно и важно,
  • важно, но не срочно,
  • срочно, но не важно,
  • не срочно и не важно,

Сосредотачиваться максимально на каждом деле по очереди гораздо эффективнее, чем отвлекаться и постоянно возвращаться.

-3

2. Правило десяти минут

Несложный приём помогает немного манипулировать своим сознанием и справляться с делами. Отведя десять минут на задачу, которая кажется неприятной, легче убедить себя, что это всего лишь короткие 10 минут, за которые можно незаметно втянуться в процесс и завершить работу.

3. «Съесть лягушку с утра»

Ещё один приём для самых нелюбимых задач. Брайан Трейси, эксперт мирового уровня в психологии успеха, советует представить себе самую сложную задачу дня как лягушку. «Съев» её с самого утра, то есть решив первой, вы освободитесь от ощущения испорченности дня и будете более успешны в других делах.

4. Автофокус

Метод для тех, кому совсем сложно даётся самодисциплина и кто работает без жёстких дедлайнов. Запишите все дела в список и просматривайте его медленно, пока взгляд не выхватит одну задачу. Вы как бы делаете только то, что хочется, одновременно справляясь с делами.

5. Метод помидора

Придуман итальянским студентом и назван так в честь кухонного таймера в виде помидора, который он использовал.

-4

Принцип метода в том, чтобы разделить работу на промежутки 30 минут: 25 минут вы работаете над задачей, 5 минут отдыхаете, просматриваете соцсети, делаете себе кофе и занимаетесь всем, чем угодно.

Помимо признанных техник тайм-менеджмента, в организации своего времени могут помочь определённые полезные привычки:

  • Избавляйтесь от перфекционизма. Постоянное стремление к идеальному только затягивает время выполнения дел и повышает тревожность.
  • Пользуйтесь приложениями-помощниками, автоматизируйте рутинные процессы. Google Календарь, TickTick, Todoist, Trello и другие могут помочь вам организовать своё время.
  • Учитывайте свои индивидуальные особенности. Планируйте важные дела на то время, когда вы наиболее активны и эффективны.
  • Научитесь отказываться от вещей, которые съедают бесполезно время, например, ограничивать время в социальных сетях, и от задач, которые на данный момент не актуальны.
  • Приведите рабочее место в порядок. Творческий беспорядок и хаос, в котором невозможно ничего найти — совершенно разные вещи.
  • Делу время. И отдыху тоже. Планируя свою жизнь, не забудьте оставить место для занятий, приносящих радость и удовольствие.

Научиться максимально эффективно организовывать личное время поможет курс Нетологии «Личный тайм-менеджмент». Программа курса построена так, что вы познакомитесь с разными техниками тайм-менеджмента и сможете подобрать самые полезные для вас методы.