Часто бывает так, что человек всё время занят, но ничего не успевает. На работе аврал, дома беспорядок, на отдых не остаётся времени. Жизнь проходит в постоянном надрыве, но без успеха, дела остаются незавершёнными, а удовлетворения достижениями нет.
Кто-то винит в этом себя, ругая собственную неорганизованность, другие обвиняют мир вокруг. Но проблема гораздо проще: неэффективный тайм-менеджмент либо его полное отсутствие.
В статье мы попробуем разобраться, что такое тайм-менеджмент и какие полезные техники можно освоить, чтобы лучше контролировать своё время.
Что такое тайм-менеджмент
Ощущение постоянной нехватки времени вызывает сильное эмоциональное напряжение, которое может привести ко вполне реальным психическим проблемам. Это синдром хронической усталости, профессиональное выгорание и даже синдром дефицита внимания, который ошибочно считается исключительно детской болезнью.
Тайм-менеджмент — это управление временем. Термин применяется для описания приёмов и техник эффективной организации рабочего и личного времени. Обучение приёмам тайм-менеджмента помогает перейти от постоянной занятости (процесса) к успешности (результату).
В коучинге и психологии различают два типа тайм-менеджмента:
- системный — это постановка глобальных долгосрочных целей на всю жизнь или на годы вперёд;
- простой — это набор техник и методов, которые помогают достичь намеченных целей.
Примером системного тайм-менеджмента может быть постановка планов для своей компании. Например:
- До 2025 года увеличить количество клиентов до 100.
Чтобы достичь этих целей, используются методы простого тайм-менеджмента. Большую цель разбивают на маленькие и движутся поэтапно:
- До 2025 года увеличить количество клиентов до 100. Для этого:
- пересмотреть бюджет на маркетинг, при необходимости увеличить;
- организовать службу поддержки клиентов для повышения лояльности;
- расширить ассортимент товаров и др.
Рабочие техники тайм-менеджмента
Многие люди, решив организовать своё время, прибегают к советам из сети. Растиражированные списки «привычек успешных людей» включают одни и те же пункты: например, один из самых популярных — мало спать и рано вставать. Попробовав несколько дней такого режима, человек, чьи суточные биоритмы работают по-другому, может решить, что он ни на что не годен.
На самом деле, техник тайм-менеджмента более двух десятков и среди них нет ни одной универсальной, которая помогала бы всем. Эйнштейн спал больше 10 часов в сутки, у Черчилля был обязательный тихий час в 17 часов ежедневно, а Карл Лагерфельд спал и бодрствовал, когда считал нужным, без привязки к часам. И эти люди были более чем успешны в своём деле.
Темперамент, склонности и характеры у людей разные, поэтому психологи и тренеры рекомендуют пробовать разные техники и выбирать те, которые работают именно в вашем случае. Вот самые известные из них:
1. Расстановка приоритетов, или метод Эйзенхауэра
Закон эффективной принудительности гласит, что времени на всё не хватит, но его достаточно для самого важного. Распределите задачи по степени приоритетности:
- срочно и важно,
- важно, но не срочно,
- срочно, но не важно,
- не срочно и не важно,
Сосредотачиваться максимально на каждом деле по очереди гораздо эффективнее, чем отвлекаться и постоянно возвращаться.
2. Правило десяти минут
Несложный приём помогает немного манипулировать своим сознанием и справляться с делами. Отведя десять минут на задачу, которая кажется неприятной, легче убедить себя, что это всего лишь короткие 10 минут, за которые можно незаметно втянуться в процесс и завершить работу.
3. «Съесть лягушку с утра»
Ещё один приём для самых нелюбимых задач. Брайан Трейси, эксперт мирового уровня в психологии успеха, советует представить себе самую сложную задачу дня как лягушку. «Съев» её с самого утра, то есть решив первой, вы освободитесь от ощущения испорченности дня и будете более успешны в других делах.
4. Автофокус
Метод для тех, кому совсем сложно даётся самодисциплина и кто работает без жёстких дедлайнов. Запишите все дела в список и просматривайте его медленно, пока взгляд не выхватит одну задачу. Вы как бы делаете только то, что хочется, одновременно справляясь с делами.
5. Метод помидора
Придуман итальянским студентом и назван так в честь кухонного таймера в виде помидора, который он использовал.
Принцип метода в том, чтобы разделить работу на промежутки 30 минут: 25 минут вы работаете над задачей, 5 минут отдыхаете, просматриваете соцсети, делаете себе кофе и занимаетесь всем, чем угодно.
Помимо признанных техник тайм-менеджмента, в организации своего времени могут помочь определённые полезные привычки:
- Избавляйтесь от перфекционизма. Постоянное стремление к идеальному только затягивает время выполнения дел и повышает тревожность.
- Пользуйтесь приложениями-помощниками, автоматизируйте рутинные процессы. Google Календарь, TickTick, Todoist, Trello и другие могут помочь вам организовать своё время.
- Учитывайте свои индивидуальные особенности. Планируйте важные дела на то время, когда вы наиболее активны и эффективны.
- Научитесь отказываться от вещей, которые съедают бесполезно время, например, ограничивать время в социальных сетях, и от задач, которые на данный момент не актуальны.
- Приведите рабочее место в порядок. Творческий беспорядок и хаос, в котором невозможно ничего найти — совершенно разные вещи.
- Делу время. И отдыху тоже. Планируя свою жизнь, не забудьте оставить место для занятий, приносящих радость и удовольствие.
Научиться максимально эффективно организовывать личное время поможет курс Нетологии «Личный тайм-менеджмент». Программа курса построена так, что вы познакомитесь с разными техниками тайм-менеджмента и сможете подобрать самые полезные для вас методы.