Злобную старуху, завлекающая путника в свою избу, с развешенными под потолком пучками трав, летающую в ступе знают все. Вроде бы фольклорный персонаж не имеет ничего общего с историей. На самом деле и дом на курьих ножках, и сам литературный герой имеют реальные прототипы.
Про избушку
В любой сказке написано, что дом вредной старухи всегда стоит на лесной опушке, закрытой от посторонних глаз густым лесом. Получается, заплутавшийся путник как бы переходит из мира реального, в мир потусторонний. Но это в сказках, а что было на самом деле.
Прототипом избы были рубленые амбары (чамьи), построенные угро-финнами в Карельских глухих лесах. Строили их на полянах, на высоких сваях (просто чтобы до припасов не добрались животные), из-за чего хранилища были заметны издалека. И располагались такие амбары входом к лесу – вот откуда и взялась просьба сказочного героя к избушке повернуться.
Внутренне убранство ведьминого дома в сказке тоже полностью соответствовало реальности – запустение, паутина, по углам, маленькие подслеповатые оконца. Поскольку в амбарах никто не жил, дерево быстро темнело, на крыше разрастался мох, копилась хвоя. Вполне возможно, что в доме находили приют птицы – вороны, совы.
Печки, правда, не было. Как и черного кота, ступы и метлы. Может быть такими сказками пытались оградить детей от походов в густой лес, кто знает.
Отрицательный персонаж или все же нет
Теперь к вопросу, почему Яга – это всегда отрицательный персонаж, опасный, несущий смерть. Славянские племена мало что знали о лесных соседях и считали их могущественными и сильными колдунами, судя по фольклору, не совсем добрыми.
По данным этнографов изначально чамьи были погребальными домами. В таких срубах на сваях оставляли покойников. Случалось, что заблудившийся славянский путник обнаруживал в доме скелет в полуистлевшей одежде. Такие находки явно были пугающими и жуткими.
Наверное поэтому в русском фольклоре у Яги костяная нога. С другой стороны, в таких «склепах» всегда была поминальная еда, вода, которая могла спасти путешественника от жажды, голодной смерти. Отсюда и выражение, что путника нужно напоить-накормить.
Но какими бы жуткими не были такие избушки, какой-то реальный вред покойники причинить не могли. Поэтому герои в сказках всегда убегали от лесной колдуньи, оставив ее ни с чем.
Делитесь своим мнением 👉 в комментариях! А также подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас очень много интересного 🔥 в области кино:
- Угадайте комедии Леонида Гайдая по одному кадру 🎬 – проверьте себя в тесте❗️