Крупнейшая гостиница Петербурга — 1184 номера, 26 конференц-залов и панорамный ресторан. Сейчас она открыта для всех, а в 1980-х здесь останавливались иностранцы и звёзды эстрады. Необычные интерьеры привлекали не только туристов, но и киношников. Какие только роли не «играла» гостиница! Зал ожидания аэропорта, милицейский участок и даже… морг. А ещё тут снимали «Интердевочку», фильм «Гений» и клип на песню «Голубая луна». У петербуржцев свои ассоциации с этим местом. Многие помнят фонтаны на набережной, валютный магазин «Берёзка» и пирожные из гостиничного кафе. Давайте вспомним историю легендарной «Прибалтийской».
Несостоявшаяся доминанта
Гостиница задумывалась как часть Морского фасада Ленинграда. Руководитель проекта — Николай Николаевич Баранов хотел построить небоскрёб в 30 этажей. Он должен был стать одной из вертикальных доминант наряду с Петропавловской крепостью, Адмиралтейством и Исаакиевским собором. Проект не реализовали, от первоначальной задумки остался только купол со стороны залива. Впоследствии за основу взяли эскизы одного из талантливейшего советских зодчих Сергея Евдокимова. В плане здание напоминает букву «Н» с несколько раздвинутыми боками. Это обеспечило лучший вид из номеров — окна не упирались друг в друга, а ещё превращало гостиницу в метафорические морские ворота, встречающие гостей со стороны Финского залива.
Шведские корни
Возведение гостиницы поручили шведской строительной компании Skanska. В начале века тогда еще молодая фирма поставляла цемент для строительства «Астории» на Исаакиевской площади, так что эти гостиницы — «родственницы». На стройке побывал даже сам король Швеции Карл XVI Густав во время официального визита в СССР.
Строительные работы завершили к 1979 году. Новую гостиницу хотели назвать «Северная Пальмира» или «Нептун», но власти сочли эти варианты слишком вычурными. Помимо номерного фонда здесь были кафе, бары, салон красоты, сауна. Центральный зал для проведения конгрессов носил имя «Ленинград», его окружали «пригородные» залы поменьше: Пушкинский, Павловский, Петродворцовый, Кронштадтский. Над их оформлением работала большая группа ленинградских художников — скульпторы, монументалисты, мастера декоративно-прикладного искусства. Всё необходимое, от облицовочного материала — «металла цвета шампанского» до мраморов и мебели, Николай Баранов выбирал в Швеции сам.
Туристические жалобы и «потеряшки»
В Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга сохранились протоколы партийных собраний, где администрация гостиницы разбирала жалобы туристов. Вот некоторые выдержки из них.
«Датский пенсионер побывал в нашей гостинице и сказал, что больше никогда не приедет. Его в буквальном смысле трижды вышвырнули из бара, куда он хотел зайти вечером. А о том, что там платный вход никто не объяснил и нигде не написано».
«Жалоба от гида-переводчика, которая сопровождала группу шведских студентов. Студенты просили оградить их от преследования подносчиков багажа, которые требовали рассчитаться с ними джинсами».
«Вернувшись к себе в номер, японский турист обнаружил там сантехника, устранявшего неисправности в ванной комнате. Был разъярён, что нарушают личную неприкосновенность».
«Горничные допускают нетактичность к проживающим, совершают хищения личных вещей и предметов туалета. Виновные объясняются так: "Я думала, что гости оставили на столе духи в качестве презента"».
Впрочем, вещи не только воровал нерадивый персонал, но и забывали сами интуристы. В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга сохранились описи туристических «потеряшек» за 1979-83 гг. В основном оставляли одежду, очки, технику — фотоаппараты, бритвы, но попадалось интересное, а местами — забавное:
- перчатки 7 штук (разные, старые, на одну руку);
- грязная мужская папаха из искусственного меха;
- политические книги на иностранном языке, 21 штука;
- две канистры самогона;
- квитанция на сдачу доллара в кассу;
- десять одинаковых пластинок Аллы Пугачевой;
- три балалайки оркестровые трехструнные;
- книга 1896 г. «Физиология страстей» Шарля Летурно;
- эмалированная кастрюля на 10 литров.
Вещи хранились полгода. Затем приходил проверяющий из Василеостровского райфинотдела и начиналась сортировка. Ювелирные украшения оценивала пробирная палата, а выручку от их продажи направляли в райфинотдел. Церковные предметы (иконы, кресты, четки) отдавали в Смоленскую церковь. Книги – в магазин «Ленкнига» на Литейном. А забытый одним из туристов огромный бюст Ленина отправили в районную школу-интернат по личной просьбе завуча.
Что происходит с гостиницей сегодня?
С 2007 года гостиница работает под брендом Park Inn by Radisson, она остаётся крупнейшей в Санкт-Петербурге. А весной этого года один из двухэтажных люксов переоборудовали под музей. В нём воссоздали обстановку 1979 года: шёлковые обои, шведская мебель, оригинальная техника — эдакая машина времени. Только вид из окна за 40 лет изменился, теперь панораму залива загораживают новые жилые комплексы. Перенестись на время в Ленинград и почувствовать себя интуристом может любой желающий. Музей принимает как организованные группы, так и индивидуальных посетителей.
Автор: Евгения Диюк
Фотографии: Михаила Крайнова, Ксении Самариной, из групп ВК «Retro Васильевский остров», «Гостиница Park Inn by Radisson "Прибалтийская"»