Найти тему
com-drive

Чудные конструкции газовых «ЗИЛов» - куда пятнадцать лет назад ставили баллоны

Сейчас авто на метане стали неотъемлемой частью модельного ряда практически всех отечественных автозаводов. Аккуратные короба для баллонов, максимально скрытое размещение, чтобы не портить внешний вид, современные материалы… А вот в «нулевых» было не до красоты – главное сэкономить на заправках.

Особенно тема перевода на газ была актуальной для грузовиков ЗИЛ. Было их море, «кушали» они много, а вариант поставить под капот тракторный «дизель» многих не устраивал по разным причинам. Нет, водители, конечно, слышали, что с 1983 по 1993 год сам ЗИЛ выпускал модели ЗИЛ-138 и ЗИЛ-4318, изначально рассчитанные для работы на пропане и метане. Но ко второй половине 2000-х в Беларуси они попадались очень редко.

Самым распространенным вариантом были, конечно же бортовые грузовики. Узкие и длинные баллоны с метаном прекрасно укладывались в пространство между рамой и кузовом. Тем более, как уже было сказано выше – завод показал, как именно это нужно делать: 5 емкостей в пределах колесной базы и еще 3 в заднем свесе.

Любишь «сто тридцатый» - покрась «металликом»!
Любишь «сто тридцатый» - покрась «металликом»!

Вот только такой вариант устраивал далеко не всех. Маловат запас хода получался. «Сто тридцатые» к тому времени массово переходили в частные руки, и их владельцам стоять в очередях на заправку лишний раз было не с руки. Поэтому народ не чурался размещать емкости в полтора яруса. При таком подходе только между кабиной и задним колесом влезало 7 баллонов, а в заднем свесе - еще 5 штук.

Бортовая платформа здесь похоже «самопальная» …
Бортовая платформа здесь похоже «самопальная» …

Немного проще было тем, кто ухватил себе длиннобазную версию ЗИЛ-130Г с колесной базой 4,5 метра. Для них ЗИЛ тоже предлагал заводской подход. Баллоны все так же устанавливались под кузовом. Только в пределах базы их было 6, а в заднем свесе еще 4 единицы.

Не в курсе, сколько было выпущено «длиннобазников», но они встречаются и поныне
Не в курсе, сколько было выпущено «длиннобазников», но они встречаются и поныне

А еще с 1977 по 1986 год на ЗИЛе собирали совсем уж оригинальную модель – ЗИЛ-130ГУ. Ее колесная база была равна 5,6 метра! Никакого газобаллонного оборудования для этой «таксы» естественно не предполагалось, но если есть умелые руки, то проблем перевести «длиннооообазник» на метан – не проблема. Рама с легкостью могла вместить до 12 баллонов в вольготном расположении.

Что-то подсказывает, что это чистейшей воды «самоделка»
Что-то подсказывает, что это чистейшей воды «самоделка»

К слову, не только бортовые «сто тридцатки» переводили на газ. На метане ездили ЗИЛы с самыми разными надстройками. Даже на «поливалках» умудрялись размещать баллоны со сжатым природным газом. В зависимости от настроения владельца 8 емкостей либо устанавливались поперек бочки сверху, либо крепились вдоль прямо по ее окружности.

Не припоминаются такие машины в реальных встречах…
Не припоминаются такие машины в реальных встречах…

Теперь перейдем к седельным тягачам ЗИЛ-130В1. Ведь их тоже было немало и в переводе на газ они нуждались ничуть не меньше. Все тот же ЗИЛ озаботился и о таком варианте и даже собрал в конце 1980-х три опытных образца ЗИЛ-138ВА. Батарея из 8 баллонов с метаном размещалась вертикально за кабиной.

Именно так предлагал ставить баллоны и сам ЗИЛ
Именно так предлагал ставить баллоны и сам ЗИЛ

Но вопросы с запасом хода у седельных тягачей стояли не менее остро, а может даже и больше, чем у бортовых грузовиков. Поэтому народ не стал ограничивать себя какими-то конкретными цифрами. Если была возможность «вкрячить» за кабиной 12 баллонов – это делали без зазрения совести.

Обтекатель из капота, полуприцеп-скотовоз – класс!!!
Обтекатель из капота, полуприцеп-скотовоз – класс!!!

Как вы уже наверняка заметили – два «седельника» показанных выше изначально ими не были. У настоящего седельного тягача была укороченная до 3,3 метров база. И установить там полноценную батарею с 8 баллонами, да еще и так, чтобы полуприцеп не доставал до нее ни при каких маневрах было проблематично.

Поэтому на реальных ЗИЛ-130В1 баллоны монтировали… на полуприцепе. И там уже никаких ограничений не было. Наш сегодняшний рекордсмен возил с собой аж 14 баллонов с метаном.

А если ставить в два ряда, то и 28 баллонов поместится
А если ставить в два ряда, то и 28 баллонов поместится

Стоит упомянуть и «газовые» вездеходы. ЗИЛ-131 не уступал по популярности семейству «сто тридцатых», а проблемы с прожорливостью у него были даже больше. Так что «метановая» альтернатива зашла и на «сто тридцать первых».

Не мудрствуя лукаво, на них просто переносили «запаску», чуть сдвигали назад «будку» или кузов, а в освободившееся пространство за кабиной ставили батарею из 8 баллонов.

Обратили внимание, у многих «зилов» на фото, в дверях пробиты дырки под врезной замок
Обратили внимание, у многих «зилов» на фото, в дверях пробиты дырки под врезной замок

И буквально несколько строк про ЗИЛы работавшие на пропане. Так как баллонов там требовался минимум, то и проблем с их размещением не было. Компактные «бочонки» просто подвешивались по бокам рамы на месте топливного бака. Легко и просто – ничего за что бы цеплялся глаз.

Кажется противосолнечный козырек и обтекатель тормозят «зилок» больше, чем если бы их не было вовсе
Кажется противосолнечный козырек и обтекатель тормозят «зилок» больше, чем если бы их не было вовсе

С полноприводными ЗИЛ-131 на пропане была та же история, что и с ЗИЛ-130. На вездеходах даже запаску трогать не надо было. Просто вместо правого или левого бака устанавливали емкость с надписью «Пропан» или «Огнеопасно».

ЗИЛ-131 на пропане до сих встречаются не так уж и редко
ЗИЛ-131 на пропане до сих встречаются не так уж и редко

На самом деле, мы показали лишь самую малость из того, что встречалось и встречается на дорогах. ЗИЛы пока на покой не собираются, а значит коллекция шоферского креатива будет пополняться.

Огромная благодарность Александру Быковскому за помощь в создании материала