Сейчас авто на метане стали неотъемлемой частью модельного ряда практически всех отечественных автозаводов. Аккуратные короба для баллонов, максимально скрытое размещение, чтобы не портить внешний вид, современные материалы… А вот в «нулевых» было не до красоты – главное сэкономить на заправках.
Особенно тема перевода на газ была актуальной для грузовиков ЗИЛ. Было их море, «кушали» они много, а вариант поставить под капот тракторный «дизель» многих не устраивал по разным причинам. Нет, водители, конечно, слышали, что с 1983 по 1993 год сам ЗИЛ выпускал модели ЗИЛ-138 и ЗИЛ-4318, изначально рассчитанные для работы на пропане и метане. Но ко второй половине 2000-х в Беларуси они попадались очень редко.
Самым распространенным вариантом были, конечно же бортовые грузовики. Узкие и длинные баллоны с метаном прекрасно укладывались в пространство между рамой и кузовом. Тем более, как уже было сказано выше – завод показал, как именно это нужно делать: 5 емкостей в пределах колесной базы и еще 3 в заднем свесе.
Вот только такой вариант устраивал далеко не всех. Маловат запас хода получался. «Сто тридцатые» к тому времени массово переходили в частные руки, и их владельцам стоять в очередях на заправку лишний раз было не с руки. Поэтому народ не чурался размещать емкости в полтора яруса. При таком подходе только между кабиной и задним колесом влезало 7 баллонов, а в заднем свесе - еще 5 штук.
Немного проще было тем, кто ухватил себе длиннобазную версию ЗИЛ-130Г с колесной базой 4,5 метра. Для них ЗИЛ тоже предлагал заводской подход. Баллоны все так же устанавливались под кузовом. Только в пределах базы их было 6, а в заднем свесе еще 4 единицы.
А еще с 1977 по 1986 год на ЗИЛе собирали совсем уж оригинальную модель – ЗИЛ-130ГУ. Ее колесная база была равна 5,6 метра! Никакого газобаллонного оборудования для этой «таксы» естественно не предполагалось, но если есть умелые руки, то проблем перевести «длиннооообазник» на метан – не проблема. Рама с легкостью могла вместить до 12 баллонов в вольготном расположении.
К слову, не только бортовые «сто тридцатки» переводили на газ. На метане ездили ЗИЛы с самыми разными надстройками. Даже на «поливалках» умудрялись размещать баллоны со сжатым природным газом. В зависимости от настроения владельца 8 емкостей либо устанавливались поперек бочки сверху, либо крепились вдоль прямо по ее окружности.
Теперь перейдем к седельным тягачам ЗИЛ-130В1. Ведь их тоже было немало и в переводе на газ они нуждались ничуть не меньше. Все тот же ЗИЛ озаботился и о таком варианте и даже собрал в конце 1980-х три опытных образца ЗИЛ-138ВА. Батарея из 8 баллонов с метаном размещалась вертикально за кабиной.
Но вопросы с запасом хода у седельных тягачей стояли не менее остро, а может даже и больше, чем у бортовых грузовиков. Поэтому народ не стал ограничивать себя какими-то конкретными цифрами. Если была возможность «вкрячить» за кабиной 12 баллонов – это делали без зазрения совести.
Как вы уже наверняка заметили – два «седельника» показанных выше изначально ими не были. У настоящего седельного тягача была укороченная до 3,3 метров база. И установить там полноценную батарею с 8 баллонами, да еще и так, чтобы полуприцеп не доставал до нее ни при каких маневрах было проблематично.
Поэтому на реальных ЗИЛ-130В1 баллоны монтировали… на полуприцепе. И там уже никаких ограничений не было. Наш сегодняшний рекордсмен возил с собой аж 14 баллонов с метаном.
Стоит упомянуть и «газовые» вездеходы. ЗИЛ-131 не уступал по популярности семейству «сто тридцатых», а проблемы с прожорливостью у него были даже больше. Так что «метановая» альтернатива зашла и на «сто тридцать первых».
Не мудрствуя лукаво, на них просто переносили «запаску», чуть сдвигали назад «будку» или кузов, а в освободившееся пространство за кабиной ставили батарею из 8 баллонов.
И буквально несколько строк про ЗИЛы работавшие на пропане. Так как баллонов там требовался минимум, то и проблем с их размещением не было. Компактные «бочонки» просто подвешивались по бокам рамы на месте топливного бака. Легко и просто – ничего за что бы цеплялся глаз.
С полноприводными ЗИЛ-131 на пропане была та же история, что и с ЗИЛ-130. На вездеходах даже запаску трогать не надо было. Просто вместо правого или левого бака устанавливали емкость с надписью «Пропан» или «Огнеопасно».
На самом деле, мы показали лишь самую малость из того, что встречалось и встречается на дорогах. ЗИЛы пока на покой не собираются, а значит коллекция шоферского креатива будет пополняться.
Огромная благодарность Александру Быковскому за помощь в создании материала