Найти тему
Art туризм

Когда что-то пошло не так

Певцы, как и актёры, попадают на сцене в неожиданные ситуации и должны быстро найти из них выход.

Давно уже известна история о том, как во время исполнения оперы «Евгений Онегин» костюмеры не смогли найти для Татьяны малиновый берет, который требовался по тексту арии Онегина, и баритон был вынужден вопрошать: « Кто там в зелёновом берёте с послом испанским говорит?»

А мы стали свидетелями затруднений певицы, связанных с другим головным убором.

Это было в Мариинском театре на премьере оперы «Царская невеста» в 2005 году. Постановка была рассчитана специально на Анну Нетребко и Ольгу Бородину. Меццо-сопрано выходить в той версии Юрия Александрова отказалась, так как постановка не была классической - режиссёр переносит сюжет в конец 40-х годов, в парк культуры.

Но Анна в интервью перед спектаклем сказала, что ей достаточно одной репетиции и она будет готова петь, хоть лёжа, хоть вниз головой. Но, видимо, не учла она фантазии художника по костюмам. Её Марфа должна была петь в огромном кокошнике, который не очень уверенно держался на голове певицы. и она вынуждена была держать голову неподвижно, а иногда и придерживать головной убор руками, пока в сцене сумасшествия с облегчением с ним не рассталась.

Больше Анна Нетребко Марфу никогда не пела. Может, вследствие изменений голоса, а может, и из-за злополучного кокошника.

Не могу не привести здесь и рассказы очевидцев о «Тоске» в Венской опере в 2016 с Йонасом Кауфманом и Анжелой Георгиу, эта запись, как подтверждение случившегося, есть в интернете.

В 3-м акте Кауфман так проникновенно исполнил арию "Сияли звёзды" (E Lucevan Le Stelle), что её пришлось исполнять на «бис».

Кауфман пропел арию еще раз, не зная, что Анжела Георгиу, певшая Тоску, видимо, обиделась, что бисирует не она и на сцену идти отказалась.

А по сюжету после арии на сцену входит стражник и должна появиться Тоска.

Тенор не знает, что делать - оркестр играет, а Тоски нет. Оркестр смолкает. Публика недоумевает.. И тогда Кауфман поёт: «Non abbiamo soprano…» — «У нас нет сопрано…», потом разводит руками и извиняется перед публикой.

Тут и Тоска вышла.

-2
-3

Но в этом октябре в Венской опере другие проблемы: перед началом серии спектаклей внезапно потеряла голос исполнительница партии Татьяны австралийская сопрано Николь Кар.

Хорошо, что в разные дни её согласились заменить другие сопрано.

Однако, на этом сложности не закончились.

Вот, что пишет пресса:

— Буквально в день первого спектакля из-за случая ковида был закрыт на карантин Словацкий филармонический хор, который в этом спектакле не просто пел, а играл важнейшую роль во многих мизансценах.

Тут на помощь пришли, с одной стороны, профессионализм хора Венской оперы, а с другой — Дмитрий Черняков. Режиссер провел срочные дополнительные репетиции с хором, а потом, рассказывают артисты, сам вышел на сцену 15 октября в костюме одного из хористов, чтобы подсказывать артистам хора их мизансцены. В итоге вся серия спектаклей прошла с успехом —.

И так бывает.

Спектакль в Венской опере 15 октября 2021 года, среди участников — Дмитрий Черняков
Спектакль в Венской опере 15 октября 2021 года, среди участников — Дмитрий Черняков