Добрый день, дорогие друзья, уважаемые подписчики и читатели канала "Калейдоскоп Х-фактов"!
Продолжаю публиковать цикл рассказов-воспоминаний своего деда, который работал когда-то в органах НКВД, а потом МВД. Ранее (2 месяца назад) я уже на этом канале размещал статью "История о том, как уголовник, не имея медицинского образования, стал врачом, а позже и главврачом больницы. Сгубила жадность..." И вот теперь новый рассказ, а точнее пересказ того, что я от своего деда услышал лет 25 назад. Возможно, какие-то незначительные детали я уже позабыл, но главную суть помню.
Итак, на дворе осень 1945 года. Несколько месяцев назад закончилась страшная война. Советский народ стал постепенно возвращаться к мирной жизни. Фронтовики возвращались домой и пытались вновь найти себя в мирной жизни, внося свой посильный вклад и приносить пользу государству уже на мирном трудовом фронте.
Так, незадолго до начала нового учебного года вернулся с фронта и Михаил Дмитриевич Данилов (фамилия несколько изменена по этическим соображениям). По специальности Данилов учитель истории, поэтому его без труда приняли на работу в одну из близлежащих к дому школ.
Выделили Михаилу Дмитриевичу небольшую комнату в одной из коммунальных квартир города, в которой проживали еще 3 семьи. У двух семей детей не было, зато в одной было аж 4 человека (муж, жена и двое детей 5-ти и 11-ти лет). Кстати, Михаил Дмитриевич был классным руководителем их старшего сына и частенько по вечерам помогал ему делать уроки, не только по истории, но и по другим предметам. Глава семьи (назовем его условно Пётр Иванов) души не чаял в новом соседе, т.к. сам до позднего вечера на работе, жена малограмотная из глухой деревни, работала уборщицей и ничего не понимала ни в математике, ни в русском языке, т.е. помочь сыну с уроками никак не могла.
Беда пришла откуда не ждали. У жены Петра Иванова в очереди украли кошелек, в котором находились не только деньги, но и хлебные карточки. Месяц только начался, а уже нечего есть. Как прожить до следующей выдачи карточек и зарплаты, а еще чем кормить детей почти месяц неизвестно. Родных и близких ни у Петра, ни у его жены нет и помочь с продуктами некому.
Разумеется, соседи стали помогать, кто чем мог. Кто отрежет кусок хлеба, кто полтарелки супа нальет, кто кусочек сахара к чаю даст и т.д. Не исключением был и Михаил Дмитриевич, который не только помогал соседям, но и щедро подкармливал в школе их старшего сына.
Через пару недель Данилову выдали зарплату. Он купил на рынке мясо, картошку, селедку, соленые огурцы, лук, сало и бутылку водки. Придя домой, он отдал мясо, огурцы и половину картошки соседям, а сам пригласил Петра к себе в комнату, якобы на серьезный разговор.
Когда сосед зашел, Михаил Дмитриевич предложил тому вместе поужинать и выпить, дабы помянуть родителей Данилова, погибших в этот день от бомбежки ровно 3 года назад. При этом Михаил Дмитриевич подчеркнул, что специально пригласил его одного, т.к. не любит, когда дети видят учителя, употребляющего спиртное. Это не красит педагога.
Разумеется сосед согласился и даже помог в приготовлении скромного стола. Пока варилась картошка, Михаил Дмитриевич расстелил на столе газету, порезал хлеб, сало, лук, селедочку, налил по стопочке. После первых двух рюмочек и картошка подоспела. Ну и так же хорошо пошла картошка в мундире под водочку и селедочку. Естественно, съели все нехитрые продукты, которые находилось на газете, а требуху, косточки и голову от селедки Данилов завернул в эту же газету и выбросил в свое мусорное ведро, стоящее под раковиной на кухне. На том соседи часов в 8 вечера и расстались.
А рано утром (часов в 5), в дверь данной коммунальной квартиры раздался требовательный стук. Когда открыли дверь на пороге стояли 2 сотрудника НКВД. Они сразу же прошли на кухню и спросили где ведро Данилова. Тот показал и те бесцеремонно вывернули содержимое на пол. Раскрыв газетный сверток, все жильцы увидели рыбный мусор и пропитанную жиром бумагу. Казалось бы, все естественно, ничего лишнего и запрещенного нет. Но вся беда была в том, что селедочные остатки пропитали не только газету, но и портрет товарища Сталина, опубликованный в ней, который моментально стал грязно-жирного промасленного цвета...
Данилова забрали. Позже, в кабинете следователя Михаил Дмитриевич узнал, что через час после расставания донос на него написал тот самый сосед, с которым он вместе ужинал и семье которого отдал половину купленных продуктов. В доносе также было написано, что гражданин Данилов за ужином нелицеприятно отзывался о товарище Сталине и специально резал рыбу на его портрете, демонстративно втыкая в него нож. Кроме этого, Михаил Дмитриевич якобы вынашивает планы покушения на вождя всех народов. Ну и так далее и в том же духе.
В результате Михаил Дмитриевич Данилов был осужден на 10 лет и отправился отбывать свой срок в колымские лагеря, а Петру Иванову, как бдительному советскому гражданину, дали добро на расширение жилплощади и его семье досталась комната теперь уже бывшего соседа и учителя истории средней школы.
Данилов провел в заключении почти 8 лет и попал под амнистию. Однако после освобождения в родной город он так и не вернулся.
Вот так, за доброту, щедрость, искренность и отзывчивость, за желание помочь ближнему незаслуженно пострадал честный и порядочный человек. Что называется, угостил соседа селедочкой... Да, поистине права старая пословица -"Не делай добра - не получишь зла"...
Данный рассказ воспроизведен по воспоминаниям моего деда и за достоверность информации автор не ручается. Также, любое сходство с реальными событиями в рассказе случайно.