Найти тему

«Неабсолютный» абсолютный слух. Часть I.

163 прочитали

В одной из прошлый статей я писала о том, как по-разному слышат музыку музыканты разных специальностей. Но есть более кардинальное различие в восприятии музыки, которое зависит от типа слуха музыканта – относительного или абсолютного.

Абсолютный слух – это способность узнавать и воспроизводить высоту отдельных звуков без соотнесения их с другими звуками (без сравнения с эталоном высоты).

Относительный слух – то способность определять высоту ноты, сравнивая её с эталоном (чаще всего это нота ля, или же главная нота в тональности – тоника.

Ниже – сравнение абсолютного и относительного типов слуха:

1. Определение высоты

Абсолютный: высота определяется по «качеству» звука, по его уникальной окраске и звучанию

Относительный: высота определяется путём сравнения с эталонным звуком, с подстраиванием голосового аппарата вплоть до попыток пропевания

2. Пороги звуковысотной чувствительности

Абсолютный: низкие

Относительный: зависят от опыта, специфики инструмента и характера музыкальной деятельности

3. Зависимость от тембра

Абсолютный: не зависит от тембра, работает даже на немузыкальных и шумовых звуках

Относительный: напрямую зависит от тембра

4. Узнавание тональностей

Абсолютный: полностью переносится на узнавание тональностей

Относительный: Узнавание тональностей избирательное, эмоционально окрашенное

5. Синестезия

Абсолютный: синестезия – частый спутник

Относительный: элементы синестезии встречаются по отношению к отдельным тонам, созвучиям и тональностям

6. Оценка

Абсолютный: называют ноты, не задумываясь

Относительный: контролируют себя, активно сравнивают звуки, включают мозг и логику

7. Время оценки:

Абсолютный: ок. 0,7 сек.

Относительный: ок. 20 секунд

В этом мире ничего не бывает черным и белым. И слух музыканта – это спектр, шкала, на одном полюсе которой находится слух относительный, а на другой – абсолютный. Абсолютный слух абсолютен далеко не всегда. Некоторые музыканты лучше определяют высоту звуков белых клавиш, чем черных. Кто-то может определять звучащие ноты только на определенных инструментах и/или в определённых регистрах (кстати, такое явление называется частичным абсолютным слухом). Очень редкая форма абсолютного слуха – когда человек не может назвать отдельные звуки, но прекрасно различает их в сложном многозвучии.

Тестов на определение абсолютного слуха великое множество – от определения отдельных звуков и звуков в многозвучиях до определения, на какой ноте звучит шум пылесоса или скрипит дверь. Немецкий композитор-романтик Роберт Шуман даже советовал музыкантами развивать определение высоты разных немузыкальных звуков – шумов, скрипов, стуков. 

Какова же методика определения абсолютного слуха?

Испытуемому дают слушать все звуки на хорошо настроенном рояле. Звуки даются вразнобой, их длительность – не более одной секунды, звуки разделены паузами или случайными многозвучными сочетаниями, чтобы у испытуемого не было возможности сравнивать ноты между собой (то есть, прибегать к относительному слуху). Кроме прочих условий есть и запрет на пропевание испытуемым звуков про себя.

Наличие определенной степени абсолютного слуха признается, когда человек дает даже 8% правильных ответов. А при 60% правильных ответов уже может гордо звать себя «абсолютником».

Чаще всего ошибки возникают или в определении очень высоких, или очень низких нот. Меньше всего ошибок в общеупотребительных регистрах, и в тех, с которыми музыкант регулярно «общается». Так, скрипачи почти не ошибаются в назывании высоких нот, а контрабасисты – в определении низких высот. 

Что касается меня, то с детства (лет с шести), когда звучали ноты, мне казалось, что вместе со звуком ко мне в голову приходят их названия. И отличать до от ре, ми от ля не составляло труда. И при этом я не считала себя абсолютницей и думала, что все так умеют. Оказалось, что не все...

В одной из прошлый статей я писала о том, как по-разному слышат музыку музыканты разных специальностей.

В следующих статьях мы поговорим о видах абсолютного слуха, о теориях его возникновения и о том, нужен ли он музыканту вообще.

————————————————————

Другие статьи автора:

Цикл «Музыку можно увидеть?»:

часть 1

часть 2

Почему нам не нравится авангардная музыка: выход из положения.

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊