Найти в Дзене
Айкитэ

Каратэ - это ката, а ката - это дзен. Каратэ как духовная практика.

   В предыдущих статьях я говорил о ката каратэ, как о реликвиях прошлого. Но это был взгляд с точки зрения боевого искусства. Но каратэ в Японии преподнесли как Путь духовного совершенствования, а боевой его аспект стал второстепенным.     Если посмотреть на каратэ с точки зрения духовной практики, то ката будут играть в ней ведущую роль.    Так должно быть в идеале, но даже сами основатели Каратэ-до до конца не понимали смысл того, что они создавали. Это было время, когда искусство владения мечом и луком стали духовной практикой. А сам путь был проложен задолго до этого основателями дзен буддизма.    Что такое духовная практика? Чем я должен заниматься, чтобы приближаться к заветной цели? И что это за цель моего пути?    Наглядно духовный путь человека описывают картинки - "10 быков дзен"    Опираясь на древнюю традицию даосов, китайский мастер Коань Шиюань (яп. Какуан) создал в Хll веке десять картинок с подписями к ним в стихах и комментариями в прозе. Но если у даосов имелось вос
Фото автора
Фото автора

   В предыдущих статьях я говорил о ката каратэ, как о реликвиях прошлого. Но это был взгляд с точки зрения боевого искусства. Но каратэ в Японии преподнесли как Путь духовного совершенствования, а боевой его аспект стал второстепенным. 

   Если посмотреть на каратэ с точки зрения духовной практики, то ката будут играть в ней ведущую роль.

   Так должно быть в идеале, но даже сами основатели Каратэ-до до конца не понимали смысл того, что они создавали. Это было время, когда искусство владения мечом и луком стали духовной практикой. А сам путь был проложен задолго до этого основателями дзен буддизма.

   Что такое духовная практика? Чем я должен заниматься, чтобы приближаться к заветной цели? И что это за цель моего пути?

   Наглядно духовный путь человека описывают картинки - "10 быков дзен"

   Опираясь на древнюю традицию даосов, китайский мастер Коань Шиюань (яп. Какуан) создал в Хll веке десять картинок с подписями к ним в стихах и комментариями в прозе. Но если у даосов имелось восемь картинок, оканчивающихся пустой восьмой, то Коань, в соответствии с традицией Чань, добавил ещё две.

Фото автора страницы книги
Фото автора страницы книги

   Не буду глубоко уходить в эзотерическую философию, скажу коротко и понятно.

   Бык - изначальная наша природа, источник сознания, Дао.. Человек - это ментальное существо, и всё наше восприятие мира и самого себя осмысливается. Став на путь духовного развития человек, то есть его ум, который иллюзорен и непостоянен, отправляется на поиски себя настоящего. То есть иллюзорная личность пытается найти в себе то, что вечно и неизменно.

   Простыми словам: "Вас нет. Вы - иллюзия, которая верит в реальность существования себя, и в то, что вы живёте осознанно. И вот вы решились найти себя настоящего. То есть того, кто вечен, но почему-то вы о нем забыли и потеряли сами себя. На картинках - это бык. И вот вы ищите его, нападаете на след, выслеживаете, ловите, покоряете и укрощаете. Таковы вехи духовной эволюции человека. Конечная цель этого пути - Просветление. Это 8-я картинка. Слияние с Дао. Последние две картинки - это уже запредельная реализация, в которой Будда или Иисус не видны обычным людям, но живут среди людей.

   Философия Дзен буддизма буквально пропитала собой все японские искусства. Поэтому мы и видим японцев как трудолюбивых и внимательным к деталям людей. Искусство для них - это предельная концентрация на самом процессе, без ожидания его результата.

   Чтобы понять смысл ката как основной тренировки в Каратэ-до, именно пути духовного развития, проведу аналогию с чайной церимонией.

   В чайной церемонии важна каждая деталь, и ещё важнее паузы полной тишины и сосредоточенности. Как на картинках "10 быков дзен" мы ищем себя настоящего. А для того, что бы осознать себя в Источнике сознания, нужна непрерывная концентрация. А как её сохранять длительное время? Вот для этого и предназначена чайная церемония, в которой всё неудобно, что и помогает удерживать концентрацию, фиксируя своё внимание на различных мелочах, которых огромное колличество.

   Смысл в сложном ритуале понятен? Заставить всех участников ритуала быть предельно собранными и сконцентрированными. У ритуала нет цели! Ритуал помогает быть полностью в настоящем моменте.

   А теперь посмотрим на практику именно Каратэ-до. Многие мастера говорили, что каратэ - это дзен. И самое главное в каратэ - это ката.

   Ката подобны чайной церемонии. Каждая деталь положения тела имеет значение. Контроль дыхания, своего взгляда и количества силы в каждом движении. Очень сложный ритм в исполнении. И всё это для чего? Для того, чтобы быть предельно собранными и внимательным. Только в таком применении ката раскрывают свой смысл, и становятся понятны слова мастеров, которые говорили, что для практики каратэ достаточно одной, двух ката. Исполняя ката вы не приследуете никакой цели. Ваша задача погрузиться в настоящее, а сложный ритмический рисунок, и детализация каждой позы помогают вам в этом.

   А теперь внимание! Эти слова повторяют многие современные сенсеи. Но привязывают они их к каратэ, как к боевому искусству! И в этом контексте смысл слов теряется. А ключевым понятием для понимания здесь является каратэ, как духовная практика.

   В прошлых статьях я показал, что ката каратэ не имеют отношения к боевому искусству. И это выглядит так, как будто я считаю ката чем-то неважным и ненужным. Но а если каратэ - это духовная практика, то ката и есть её основная форма.

   Когда современные уважаемые люди из мира каратэ говорят, что ката - это высшая ценность каратэ, и одновременно с этим говорят, что каратэ - это грозное боевое искусство, то они сами не понимают внутренних связей. 

   Если каратэ - это боевое искусство, то и практика должна учить сражаться. А ката в такой бодготовке должны быть техническими, которые учат технике, и боевыми, на подобии "боя с тенью" в боксе.

   Если каратэ - это духовная практика, тут сложные японские ката и будут составлять основную часть тренировки.

   Многие гуру каратэ любят подвергать критике исполнение ката тем или иным мастером. То пальцы веером, то кулак или пятка не на месте, и т.д. И была бы эта критика справедливой, если бы:

   1 - Оценивает духовной наставник своего ученика, и указывает ему через его ошибки на то, что он упустил из внимания, и где потерял концентрацию.

   2 - Тот кто оценивает, и тот кто исполняет, представляют в своём сознании одинаковую форму ката, со всеми мелочами.

   3 -Спортивные соревнования. Есть лекало ката, и любые откланения от него - это ошибки.

   В любом другом случае мы не можем объективно оценить исполнение ката мастером, поскольку мы не знаем, и не понимаем того, что он делает.

   Подведём итог.

   Ката - это самодостаточная практика, если для вас каратэ - это путь духовного развития. В этом контексте: каратэ - это ката, а ката - это дзен.

   Вопрос к практикам боевых искусств: "Вы знаете таких мастеров, которые не только говорят об этом, но и понимают смысл каратэ как духовной практики"?

   И если мы не понимаем философии дзен буддизма, и не стремимся к просветлению, то зачем нам эти сложные ката?

   Сделайте выводы для себя.

   Чтобы понять куда идти, нужно сначала понять - зачем туда идти.

  Предыдущие статьи о ката каратэ

  

   

Каратэ Айкитэ: ВК-группа, Телеграм канал

Карате
7974 интересуются