На КиноПоиск вышло четыре из пяти сезонов криминального британского сериала «Острые козырьки». Это знаменитая сага о возвышении преступного клана Шелби в Бирмингеме 1920-х, главную роль в которой сыграл Киллиан Мёрфи. Историк кинокостюма Катерина Крупнова рассказывает, насколько одежда персонажей соответствует эпохе и в чем притягательность стиля крутых парней, заставляющая модников уже не первый год носить твид и стричься под Томаса Шелби.
Выдумка или реальность?
Настоящая банда «Острые козырьки» отличалась юным возрастом своих участников и орудовала в Бирмингеме в конце XIX века, а к 1919 году (начало действия первого сезона) их преступная деятельность уже сходила на нет. По одной из распространенных версий (она и легла в основу сериала), группировка получила такое название потому, что парни вшивали лезвия в козырьки своих кепок и во время драки частенько разрезали лбы противников, заливая их глаза кровью. Однако по мнению Карла Чинна, профессора истории Бирмингемского университета и автора книги «„Острые козырьки“: как это было», это всего лишь городская легенда. Она получила популярность благодаря описанию такого бандитского ритуала в романе Джона Дугласа «Прогулка по Саммер-Лейн»: «Козырек кепки обычно распарывался, и в него вставлялись монетки, лезвия или кусочки металла, после чего ткань снова сшивали». По мнению профессора, свое прозвище бандиты получили именно потому, что носили характерные кепки-восьмиклинки с остроконечным козырьком, который сужался от основания к краю.
Вообще эти парни были настоящими стилягами. Их гардероб включал пальто с отворотами, брюки клеш, шейные платки и кожаные сапоги. Девушки членов банды также имели свой характерный стиль: много жемчуга, длинная челка, спускающаяся почти до глаз, и пестрый цветной шелковый платок вокруг шеи.
Книга для вдохновения
Как рассказывает Стефани Колли («Карты, деньги, два ствола»), художница по костюмам первого сезона, для воссоздания аутентичных образов она активно изучала фотографии тех лет, обнаружив прекрасный архив на Getty Image. Но настоящей библией для творческой группы «Острых козырьков» стала книга Питера Дойла «Мошенники как мы» с портретами австралийских преступников 20-х годов прошлого века. Так, помимо элементов одежды, оттуда были позаимствованы и стрижки главных героев, которые после выхода сериала стали крайне популярными среди молодежи. Гример и дизайнер причесок Лаура Скьяво рассказывала в своих интервью, как черпала вдохновение, разглядывая снимки из книги и находя референсы для каждого персонажа.
Правда, Скьяво пришлось потратить неделю, чтобы убедить четырех главных актеров сериала подстричься: увидев старые фото, они взбунтовались и заявили, что будут выглядеть как идиоты с такими стрижками. Киллиана Мёрфи (Томми Шелби) поначалу буквально воротило от того, что парикмахеры сотворили с его головой.
После актер шутил, что прически изначально предполагались для защиты от вшей, а теперь их носят хипстеры. Действительно, эти пижонские стрижки с выбритыми висками и затылком были популярны во времена Первой мировой войны и послевоенные годы именно потому, что препятствовали распространению вшей среди солдат и бедного населения.
Главный герой сериала — Томас Шелби; пусть он и не старший среди братьев, но сразу же занимает место лидера «Острых козырьков», проявляя хладнокровие, деловую хватку и страстное желание легализовать семейный бизнес. Пройдя за пять сезонов путь от букмекера до члена палаты общин, Томми заметно поработал над своим образом, который с первого же сезона воплощал в себе квинтэссенцию стиля «Острых козырьков».
Художница по костюмам Стефани Колли поясняет, что пыталась одеть героев, включая Томми, максимально аутентично и при этом сделать так, чтобы гардероб персонажей мог органично вписаться и в современные реалии. Колли признавалась, что «Острые козырьки» — это не видеоуроки по истории, поэтому она позволяла себе незначительные отступления от исторической правды. Например, хоть длина мужских брюк тогда и так была довольно короткой, Колли подвернула их еще больше, сделав акцент на грубые высокие кожаные ботинки, в которых Томми и его братья ходят по пыльно-грязным бирмингемским улицам и подворотням.
В начале сериала Томми носит рубашки в полоску со съемными воротничками; в ту пору отстегивающиеся воротнички были распространены, поскольку не каждый мужчина мог позволить себе несколько рубашек, а выглядеть чисто и опрятно хотелось многим. Еще, как правило, он обходится без галстука, что идет вразрез с требованиями этикета тех лет, хотя, как говорит Стефани Колли, «с таким прекрасным лицом, как у Киллиана, можно все». Впоследствии с ростом благосостояния и статуса в гардеробе Томми, конечно же, появится множество рубашек и галстуков, но в памяти зрителей все же останется именно образ из первого сезона
Львиная доля бюджета ушла на пошив костюмов Томаса Шелби, для других актеров пришлось арендовать одежду в специализированных ателье Angels и Cosprop, где обнаружился отличный ассортимент. Со временем коллекцию темных костюмов-троек из твида разбавят собратья из более легкой шерсти, а длинное однобортное пальто с широкими лацканами дополнится такими статусными деталями, как красная шелковая подкладка и меховой воротник.
Круглые очки, которые Томас начнет носить в четвертом сезоне то ли из-за севшего зрения после многочисленных черепно-мозговых травм, то ли солидности ради, придают его облику интеллигентности. Однако, несмотря на внешний лоск, отголоски пролетарско-цыганского происхождения Томми считываются в деталях. Даже став членом британского парламента, выходец из Бирмингема продолжит носить твидовые кепки вместо полагающихся по статусу респектабельных шляп, ведь таким образом он демонстрирует связь с корнями. А сочетание толстенной золотой цепи для карманных часов с серебряным зажимом для галстука и массивными браслетами для рукавов рубашки точно бы одобрила его бабушка-цыганка