Найти тему
Стив Май

Нужен ли пединститут, чтобы уметь учить?

Я понимаю, что учить и лечить умеют все, но сейчас речь не об этом.

На статью навела меня ветка комментариев, где обсуждалась возможность работы в школе не-выпускников-пединститутов.

(я буду говорить об условных "естественниках", но всё применимо и к лингвистам, историкам, математикам)

Вопроса хочу рассмотреть два. Точнее, один, но с двух сторон.

Может ли получиться так, что какой-нибудь историк-учёный или инженер-технолог сможет работать у классной доски лучше, чем специально обученный в педагогическом ВУЗе специалист-педагог?

Безусловно - да. Мы с вами, дорогие читатели, точно хотя бы по разу встречали таких "педагогов от Бога". Талантище! Ему бы в школе работать, а он в своём КБ (конструкторское бюро, если что) сидит, тихонечко в автокаде чертит какие-то там Искандеры и Протоны. Таких немного. Но есть.

А никто не задумывался, откуда этот талант берётся? Ну не рождаются же люди с высшим образованием.

Главное, что отличает человека, способного научить другого - это умение учиться самому.

Это очень сложно объяснить: тот, кто ни разу не испытывал растерянности->страха->удивления->радости в процессе обучения - вряд ли поймёт, о чём я говорю. А те, кто испытывали - в моих объяснениях не нуждаются.

Но хотя бы попытайтесь себе представить, что обучение идёт без объяснений, без рассказываний, без показывания "как делать". Учитель просто приводит ученика в такое состояние, из которого он может выйти, только научившись чему-то.

И вот это самое состояние надо сначала прочуствовать самому. А потом сразу станет ясно, как создать это состояние снова.

Нужен для этого педагогический ВУЗ или хотя бы колледж? Да для этого и школа-то не всегда нужна (если первый раз состояние возникло под влиянием родителей или друзей). В этом смысле, отличным педагогом вообще может оказаться простой парень с улицы. Таджик, который подметает двор (хотя такого примера у меня нет).

С другой стороны:

Почему, если такой инженер-учёный оказался у классной доски, он работает лучше педагога?

Откровенно говоря, шанс получить такое состояние-озарение от ВУЗа практически не зависит. Скорее, наоборот - выбор ВУЗа зависит от наличия таких инсайдов.

Так уж сложилось, что последнее время шанс, что просветлённый выберет пединститут, уменьшился ("мозгов нет - иди в пед"), но это не значит, что вот прямо никто из педа не понимает, что значит учиться по-настоящему.

Но даже если эту разницу проигнорировать (она мала), чему учатся в пединститутах? Документы, стандарты, психология, методики... Это очень много, это очень нужно. Но это не предмет. На учителя математики в педе учат так, что там всего один семестр математики. Смешать в кучу векторы, матрицы, пределы, функции - под пресс и - в лекцию.

А чему учат, скажем, учёного-физика? Каждый раздел физики - семестр практик, лекций, зачёт, экзамен. Если этому учится тот, кто умеет учиться, то у него будет столько возможностей увидеть именно педагогические и психологические трудности в объяснении этого материала. Этот человек будет знать, чего можно не понимать в науке (тоже не каждый, а только тот, кто постиг, а не заучил). А поскольку рядом всегда идут смежные науки (с физикой - химия, математика), то и экстраполировать эти трудности на них.

Но главное - не сами трудности, а ситуации, в которых их удалось преодолеть. И коль уж есть опыт такого преодоления, то можно догадаться, как создать этот опыт у любого и каждого ученика.

Заключение

Текст на первый взгляд выглядит абсурдным. По нему выходит, что вот эта вся мишура с возрастной психологией и прочими стандартами - не нужна. Но это лишь на первый взгляд. Человек, умеющий учиться, сможет эти темы и сам изучить, и даже почерпнуть из курсов ИПКРО. В конце концов, никто не мешает пройти профессиональную переподготовку в пединституте часов на 500-1000, чтобы уж наверняка.

Кое-какие вещи приходят только с опытом, но здесь выпускник педВУЗа и какого-нибудь исторического факультета университета - в одном положении. Кто быстрее опыт накопит (а не пропустит мимо себя) - вопрос наблюдательности.

PS. Чтобы не обвиняли в голословии, голословно заявлю: среди моих знакомых-учителей (а я много учителей знаю), самые лучшие результаты (за редким исключением) у тех, кто начинал не с педагогического ВУЗа - это физики, программисты, математики, инженеры, историки, лингвисты. Даже не смотря на то, что дети у них не разгадывают ребус с темой урока. Да и вообще темплан - побоку.