Утром следующего дня все в гареме обсуждали только последнюю новость - султан Мурад-хан хазрет лери велел перевезти свои личные вещи во дворец Еникапы, решив переехать к своей Валиде-султан, и судя по всему: надолго.
Паши с докладами и отчётами вереницей потянулись к затерявшемуся в садах дворцу у самого берега пролива Босфор. Топ-Капы словно осиротел, перестав быть центром важных государственных событий - днями и неделями никто, кроме поставщиков с рынка, не подъезжал к воротам главного дворца Стамбула.
Эсмахан-султан, с недавних пор назначенная братом-повелителем управлять гаремом, была уверена, что это решение подсказала Мураду Нурбану, хоть и не понимала, зачем это потребовалось Валиде-султан. Дела гарема поглотили молодую женщину полностью, занимая всё ее время и мысли.
В покоях сестры повелителя Османской империи было тихо. Эсмахан-султан медленно перелистывала книгу учёта расходов и хмурилась.
- Разие-хатун, в прошлом месяце расходы на ткани для гарема были меньше в несколько раз. С чем связаны эти возросшие вдруг траты? Новых рабынь не привозили... Как ты объяснишь это?
- Госпожа, эти ткани куплены не для платьев наложниц, а для садовых шатров.
- А что стало с прежними шатрами?
- Эсмахан-султан, прошлое лето выдалось очень знойным и ветренным, материал, из которого были сшиты шатры, пришел в негодность и к осени уже почти рассыпа́лся даже от легкого прикосновения. Швеи уже принялись за работу.
- Разие-хатун. Повелитель представил мне тебя, как очень разумную и экономную хазнедар. Однако, я вижу, что брат слишком благосклонно настроен к тебе. Траты на эти ткани следовало распределить равномерно на несколько месяцев, а не оставлять на последний момент, ведь уже в конце лета ты знала, что предстоит крупная закупка! Я уже не говорю о том, что все шатры давно должны быть развернуты, а ты сообщаешь, что швеи только принялись за работу! Это очень серьезный проступок, Разие. Я обязательно доложу о нем брату-повелителю.
Хазнедар с первых дней назначения Эсмахан-султан исполняющей обязанности главы гарема видела, как пристально за ней наблюдает сестра падишаха, тщетно надеясь поймать на малейшей оплошности. Султанше явно не нравилась известная всем дружба Разие-хатун с Сафие-султан, и госпожа очевидно была намерена избавиться от главной помощницы фаворитки повелителя.
Невозмутимо поклонившись, хазнедар заговорила:
- Простите, госпожа, разрешите мне, - женщина открыла сундук, заполненный стянутыми толстыми нитками бумажными свитками, - показать вам это.
- Что здесь?
- Это копия моего письма Валиде-султан, а это - ее ответ. Нурбану-султан посчитала правильным оставить покупку тканей на лето. Вот, посмотрите, ещё, - женщина протянула султанше несколько свитков, - здесь я напоминаю госпоже о необходимости начать работы заблаговременно, однако ответ от госпожи прежний: повременить.
Эсмахан пробежала глазами бумаги.
- Разие-хатун, ты что же - жалуешься на Валиде-султан?
- Как можно, Эсмахан-султан! Я лишь выполняю свои обязанности: отчитываюсь о тратах, про которые вы спросили.
В покои постучали и на пороге показался взволнованный Газанфер. По бегающим глазам евнуха султанша поняла, что у него есть какие-то важные новости.
Эсмахан захлопнула тетрадь.
- На сегодня довольно. Можешь идти, Разие-хатун.
Газанфер просеменил по мягкому ковру к дивану, на котором сидела Эсмахан-султан, едва за хазнедар закрылись двери. Прежде чем доложить о том, ради чего пришел, венецианец спросил госпожу:
- Эсмахан-султан, Разие-хатун чем-то разгневала вас? Я слышал за дверью, как вы за что-то ее отчитывали...
- Ох, Газанфер! И не спрашивай! Похоже, что Валиде рассчитывала этой весной вернуться в Топ-Капы и переделать здесь все по своему вкусу. Чем ещё объяснить происходящее, я не представляю! Ты знал, что Валиде запретила готовить заранее даже дворцовые шатры? Все запросы Разие-хатун выделить средства на подлежащие замене в покоях дворца предметы мебели получают отказ... Скоро здесь все развалится и придет в негодность, а Валиде нет до этого дела...
- Госпожа, можно понять Валиде-султан. Она разочарована тем, что не может жить в главном дворце, как это подобает ей по статусу!
- Так-то оно так, Газанфер... Сафие-султан удалось избавиться от моей матери. Они с Михримах-султан смогли подставить Валиде и всё сошло им с рук...
Покачав головой, молодая женщина посмотрела на евнуха внимательно:
- Ты о чем-то хотел мне сообщить?
- Да, Эсмахан-султан. Возможно мои тревоги напрасны, однако, вы должны узнать...
Евнух замолчал, округлив глаза.
- Ну? Говори же!
- Госпожа, Сафие-султан, она направилась в покои Назпервер-хатун. Как бы чего не вышло...
- Почему ты не остановил её, - вскочила Эсмахан-султан, - как бы она не причинила вред девушке!
- Не думаю, госпожа, что Сафие-султан осмелится на такое, к тому же в покоях наложницы несколько слуг и акушерки...
- Сафие это не остановит, если она что-то задумала, - оборвала евнуха, выходя из своих комнат, сутанша, - в любом случае, мы должны избежать скандала!
Газанфер едва поспевал за своей хозяйкой, стремительно движущейся по коридору.
Читать далее НАЖМИТЕ ➡️ здесь
Вы прочитали 170 главу второй части романа "Валиде Нурбану".