Найти в Дзене

Налоговый кодекс ждут масштабные измнения. Эксперты рассказывают подробности

В Беларуси готовятся внести изменения в Налоговый кодекс. Эти поправки станут одними из самых масштабных за последние годы. Чего ждать индивидуальным предпринимателям и на сколько могут увеличить налог на прибыль? Об этом и не только говорили участники круглого стола, организованного газетой «7 дней» и БЕЛТА. Требует корректировки – Идущие в экономике процессы вынуждают вносить корректировки в Налоговый кодекс. Они касаются налогового администрирования, повышения справедливости налогообложения, пересмотра налоговых льгот, – поясняет первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко. – Один из показателей, который характеризует налоговую систему, – уровень налоговой нагрузки. В текущем году, включая ФСЗН, он составляет 34% и постепенно снижается, что вынуждает принять ряд мер фискального характера. Корректировка кодекса включает в себя традиционные изменения налоговой политики. Также в него заложены меры, связанные с регулированием деятельности малого и среднего бизнеса. – Среди них –

В Беларуси готовятся внести изменения в Налоговый кодекс. Эти поправки станут одними из самых масштабных за последние годы. Чего ждать индивидуальным предпринимателям и на сколько могут увеличить налог на прибыль? Об этом и не только говорили участники круглого стола, организованного газетой «7 дней» и БЕЛТА.

Участники круглого стола
Участники круглого стола

Требует корректировки

– Идущие в экономике процессы вынуждают вносить корректировки в Налоговый кодекс. Они касаются налогового администрирования, повышения справедливости налогообложения, пересмотра налоговых льгот, – поясняет первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко. – Один из показателей, который характеризует налоговую систему, – уровень налоговой нагрузки. В текущем году, включая ФСЗН, он составляет 34% и постепенно снижается, что вынуждает принять ряд мер фискального характера.

Дмитрий Кийко, первый заместитель министра финансов
Дмитрий Кийко, первый заместитель министра финансов

Корректировка кодекса включает в себя традиционные изменения налоговой политики. Также в него заложены меры, связанные с регулированием деятельности малого и среднего бизнеса.

– Среди них – индексация ставок налогов в белорусских рублях для их адаптации к инфляционным процессам.

В частности, повышение ставок акцизов. Предполагается индексация социальных вычетов по ряду налогов, отмена некоторых льгот. Для нерезидентов вводится обязанность по уплате НДС при продаже товаров через интернет, – продолжает Дмитрий Кийко. – Местные Советы депутатов смогут увеличивать ставки налога на прибыль до 2% в отношении тех, кто уплачивает этот налог полностью в местные бюджеты с целевым направлением использования средств. В первую очередь – на инфраструктуру, строительство дорог.

Что будет с единым налогом и ИП

Новый проект Налогового кодекса расширит список относящихся к самозанятым. Это решение может дать больше возможностей по осуществлению предпринимательской деятельности без наемного труда. От разрешительного принципа уйдут к заявительному. Это значит, что с 2023 года самозанятый сможет заниматься любой деятельностью, которая не запрещена. Предполагаемая ставка налога – 10% с выручки, причем сюда уже включены отчисления в ФСЗН. Принимать платежи, видеть объем необходимой уплаты налогов можно будет через специальное мобильное приложение.

– Предполагаются ограничения по работе с организациями, – отмечает Дмитрий Кийко. – Они будут препятствовать использованию самозанятых в качестве субъектов наемного труда. Для такой категории предпринимателей установлен предел в размере 60 тысяч рублей в год. При превышении этой суммы самозанятый сможет продолжать работу с организацией, но ставка будет увеличиваться.

В Беларуси около 270 тысяч ИП. Порядка 84% из них не нанимают работников, поэтому смогут перейти в категорию самозанятых. Те, кто решит остаться индивидуальным предпринимателем, смогут работать только по определенным видам деятельности. Будут скорректированы и налоговые режимы. С 2023 года планируется оставить только общую систему уплаты налогов.

В 2022-м ИП смогут уплачивать единый налог, а также использовать упрощенную систему налогообложения при реализации товаров и работ, а также отдельных услуг (туризм, здравоохранение, транспорт, общепит, программирование). Что касается розничной торговли, то с 2023 года она останется тем видом деятельности, где ИП будут превалировать. Если же предприниматель не захочет стать самозанятым или остаться ИП при новых условиях, можно воспользоваться вариантом создания микроорганизации.

– Будут разработаны меры по упрощенному переходу в этот статус. Особенно если у человека масштабный бизнес с наемными работниками. Можно будет применять и упрощенную систему налогообложения (здесь и далее – УСН. – Прим.). Предлагается снизить критерий численности работников со 100 человек до 50 и повысить предел выручки, при котором она возможна, до 2,15 млн рублей, когда УСН применяется без НДС, вместо текущих 1,5 млн. Однако мы сопровождаем это повышением налоговой ставки для того, чтобы компенсировать увеличение выручки и отмену НДС. Она составит 6% вместо предыдущих 5%, – резюмировал Дмитрий Кийко.

В автоматическом режиме

С 2023 года заработает мобильное приложение, через которое самозанятые смогут платить налог на профессиональный доход и взаимодействовать с налоговыми органами. Заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая отметила: уже сейчас электронное взаимодействие с налоговыми органами проходит на довольно высоком уровне:

– Порядка 85% субъектов хозяйствования работают с нами через личные кабинеты. Также по итогам 2020-го 88% граждан подали декларации в электронном виде. Главой государства поставлена задача цифровизировать налоговое администрирование, и мы работаем над этим.

Элла Селицкая, заместитель министра по налогам и сборам
Элла Селицкая, заместитель министра по налогам и сборам

Самозанятые через приложение смогут рассчитываться по своим обязательствам. Специалисты министерства также работают над созданием сервиса, который будет автоматически считать налог при УСН для субъектов хозяйствования с численностью до 50 человек и выручкой до 2,15 млн рублей.

Если расходы выше доходов

Также со следующего года будет введена декларация для налоговых агентов по подоходному налогу.

– Правоприменительная практика показывает, что не все наниматели в полном объеме перечисляют сумму подоходного налога в бюджет.

В налоговой декларации будут четко прописываться суммы исчисленного подоходного налога, удержанного подоходного налога и перечисленного в бюджет. Если сумма перечисляется не в полном объеме, то, получив декларацию, мы сможем оперативно взыскать эти средства в бюджет. Ведь сейчас случаются ситуации, когда при проверке субъекта через несколько лет сумма доначисленной пени гораздо больше суммы доначисленного подоходного налога.

Контроль доходов и имущества физического лица будет проходить по новым правилам, если его расходы окажутся выше доходов. Это касается в том числе «зарплат в конвертах».

– Это одна из мер по доходам, которые ранее были сокрыты, – добавляет начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Андрей Ковалевский: заработная плата в конвертах, осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации. В практике работы налоговых органов встречаются случаи, когда руководители организаций, их наемные работники получают минимальную зарплату, но «обрастают» дорогостоящей недвижимостью.

Андрей Ковалевский, начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам
Андрей Ковалевский, начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам

Контроль за расходами и доходами – одна из мер, которая позволит выявить недобросовестных налогоплательщиков и предложить им признаться в нарушении. Они смогут уплатить подоходный налог по повышенной ставке.

Справедливость для всех

По мнению сопредседателя Правления, директора Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанны Тарасевич, нововведения назрели давно и особенно в отношении ИП. Предлагаемые режимы и ставки налогообложения в определенном смысле «выравнивают» условия конкуренции в предпринимательской среде. Но есть и опасения:

– Индивидуальному предпринимателю нужно определить, по какому пути он пойдет. В связи с тем, что имеются только устные предложения, а не хотя бы конкретные проекты документов, пока мы не очень четко понимаем, кто сможет совершить переход, а кто остаться в нынешнем статусе. Но есть еще минимум год, чтобы люди смогли перепрограммировать свой бизнес и учесть все нюансы.

Жанна Тарасевич, сопредседатель Правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского
Жанна Тарасевич, сопредседатель Правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского

Жанна Тарасевич обращает внимание: если в течение ближайших одного-двух лет институт ИП будет однозначно трансформироваться, то субъекты хозяйствования, которые с ними работают сегодня, станут в будущем относиться к данному сотрудничеству настороженно, ведь в ближайшей перспективе статус ИП может измениться. На деле, договорные отношения ИП с банками, лизинговыми компаниями и другими субъектами хозяйствования, скорее всего, будут выстраиваться на горизонт 1-1,5 года. Даже в упрощенном порядке преобразования ИП в юридическое лицо, о котором говорят госорганы, можно усмотреть способы для мошенничества со стороны самих предпринимателей.

– Если же ИП становится самозанятым, то ставка налога повышается до 10%, а сегодня он платит 5%, если работает по упрощенной схеме. С точки зрения социальной справедливости это верно. Но у налогоплательщика может возникнуть вопрос: почему мне государство повысило ставку? То же самое касается и ставки УСН, которая вырастет с 5% до 6%. Как следствие, эти проценты субъекты МСП будут включать в себестоимость и, соответственно, в цену, что негативно отразится на росте цен или финансовом результате бизнеса. Важно объяснить, для чего принимаются такие меры, – подчеркивает Жанна Тарасевич.

В свою очередь заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая отметила: с повышением ставки УСН практически исключается налогообложение внереализационных доходов в валовой выручке.

– Именно по этой причине, раз объект налогообложения несколько сужен, ставку в данном случае решили поднять, не для того, чтобы увеличить налоговую нагрузку, а для того, чтобы не допустить потерь бюджета, – добавила заместитель министра.

Схожее мнение и у Дмитрия Кийко. По его словам, сегодня ИП может работать в рамках УСН и платить 5%.

– Когда он перейдет в самозанятые, то ставка увеличится до 10%. Но есть один момент. Кроме 5% при УСН, предприниматель уплачивает взносы в ФСЗН – от реального дохода либо от минимальной заработной платы. Если мы сложим эти два платежа, то сейчас для ИП общий налог составляет примерно 9,2%. Определенная преемственность сохраняется, и ощутимого роста не будет. Для пенсионеров по возрасту ставка будет ниже на тот показатель, который отчисляется в ФСЗН, – подчеркнул представитель министерства.

Выстроить ступенчатость

Председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец согласился с тем, что реформа режимов налого­обложения объективно назрела, но считает: негативная реакция малого бизнеса и ИП на проект Налогового кодекса вполне закономерна и ожидаема.

– На фоне отставания РБ по росту ВВП от среднемирового, четкой направленности расходной части бюджета (через разного рода программы) на поддержку госсектора и отсутствия должной поддержки для частного бизнеса государство заявляет о необходимости увеличить поступления в бюджет от малого и среднего бизнеса.

Александр Швец, Председатель республиканского союза предпринимателей и промышленников
Александр Швец, Председатель республиканского союза предпринимателей и промышленников

При этом в стране практически не стимулируется инвестиционный цикл у крупных частных компаний, эффективность которых выше, чем у государственных.

– Основные крупные инвестиционные проекты реализуются за счет государственных средств, которые привлекали на международных рынках под гарантии правительства. Отдача с этих проектов не всегда высокая. Государство несет бюджетную нагрузку. Повышают нагрузку и на малый бизнес, у которого господдержка минимальна, а инвестиционной отдачи никакой. Это и формирует философское недоверие частников, которое отражается на многих аспектах ведения бизнеса.

Александр Швец как позитивный момент взаимодействия госорганов с бизнес-сообществом привел пример работы над редакцией Налогового кодекса 2019 года. Даже несмотря на проблемную 33 статью (ее 4-й пункт), которую как раз приняли без консультаций с бизнес-союзами. Но и эту статью можно было бы не критиковать по существу, если бы не перекосы в правоприменении.

По словам специалиста, нововведения попытаются устранить определенный конкурентный перекос. Последние годы государство не запрещало ИП быть параллельно самозанятым. На этом фоне юридическому лицу становится работать гораздо сложнее.

– Мы и сами об этом говорили: нужно выстроить ступенчатость. На определенном этапе развития предпринимателю не должно быть выгодно клонироваться на несколько ИП, а необходимо понимание, что путь один – в юрлицо.

Председатель РСПП уверен: чтобы Налоговый кодекс выполнял свою стимулирующую функцию, должна решаться проблема недоверия бизнеса к государству через адекватное правоприменение. Как прописано в п. 9.1. Директивы Президента №4: в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, государственные органы и должностные лица должны принимать решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности.

По мнению Швеца, важная задача, которая должна решаться после принятия нового НК, – информирование и консультационная поддержка бизнеса, привлечение палаты налоговых консультантов по районам, взаимодействие с бизнес-союзами.

Проверка расходов

МНС предлагает установить в Налоговом кодексе порядок проведения проверок налоговыми органами в случае, когда у физических лиц при декларировании доходов и имущества расходы превышают доходы.

– Сегодня у нас этот механизм действует на основании закона декларирования доходов и имущества. Мы хотели бы, чтобы наши плательщики видели это все в Налоговом кодексе, где определено, как облагаются доходы физических лиц подоходным налогом, установлена ставка подоходного налога. Там предлагается установить и механизм проверок. Это позволит плательщикам четко со своей стороны контролировать правильность действий налоговых органов, – отметила заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая.

Изменений по подоходному налогу не будет

Об этом рассказал начальник главного управления налого­обложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Андрей Ковалевский.

– Данный сбор в доходной части бюджета занимает второе место после НДС. Система налогообложения доходов граждан сложилась достаточно давно. В последние годы значительных изменений не происходит, так как она соответствует ведущим мировым практикам. Есть большое количество налоговых льгот, в том числе социальных. По подоходному налогу законодательство сформировано полностью.

У нас средний уровень централизации финансовых ресурсов

В ЕС, по данным сайта Европейской комиссии, данный показатель находится на уровне 43,2 %, в Беларуси он около 37%.

– Хотя были времена, когда перешагивал отметку в 50%, – замечает первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко. – Если взять страны ЕАЭС, то там показатель порядка 30,5%. У нас выше. С другой стороны, идет сравнение в первую очередь с РФ и Казахстаном. Эти страны имеют серьезный сырьевой сектор, который формирует до трети доходов в бюджет. Также на этот фактор влияет размер ВВП, другие особенности экономической модели отдельно взятой страны.

Александр НОВОХРОСТ