Игра в старого кальмара. Новый фантастический боевик угадайте, с кем.
(Apex, 2021, США)
Признаюсь как на духу: давненько художественное кино не вызывало во мне столь противоречивых чувств. А тем более кино категории "Ц+". Однако так и есть. Не поверите, но банальный сюжет "Бегущего человека", "Трудной мишени 1 - 2" и "Игры на выживание" в "Apex" перепет так оригинально, что это даже граничит с гениальностью. И за это режиссеру/сценаристу Дрэйку можно сваять памятник при жизни.
Сваять - и тут же в сердцах раздолбать его кувалдой, поскольку реализация этой идеи и всё остальное в фильме не выдерживает никакой критики.
Ну что, заинтригованы?
Как зачастую и бывает, всё гениальное у Дрэйка ещё проще, чем чертеж кирпича.
Итак, имеем относительно недалекое (по времени, не по интеллекту) будущее. Где, вы не поверите, с человечеством все в полном порядке, а модное нынче слово "постапокалипсис" стало архаизмом, наряду с "онучами", "зерцалом" и "видиком".
Более того, здесь даже изобрели телепортацию! Правда, зачем она нужна, непонятно - на сюжет она никак не влияет и никакой движухи на ней не завязано. Ну да ладно, раз нарисовали, пусть будет. Для галочки и ради лишнего спецэффекта "за 38 копеек".
Итак, будущее. Чья бизнес-элита, однако, всё еще практикует дикарские забавы вроде охоты на человека. Конечно, не в мегаполисе в разгар рабочего дня, а на уединенном острове в Тихом океане. Куда раз в месяц телепортируются полдюжины шишек и их жертва. Её им и предстоит гонять по буеракам, пока количество дырок от пуль в ней не превысит ПДК и не станет фатальным.
Как говорится, "О, спорт, ты - мир!"... Ну или типа того.
На сей раз бегающей зигзагами мишенью был выбран уголовник-рецидивист Мэлоун (неужто тот самый Мэлоун, только 30 лет спустя?), подозрительно напоминающий Брюса Уиллиса 2020-х. И никого не смущает, что он уже сам себе дедушка, без трех минут божий одуванчик. Наоборот, все только и твердят о том, насколько Мэлоун крут и как же круто все сегодня повоюют.
И вот оно, "началось в колхозе утро": все собрались, вооружились и приготовились выпнуть сапогом подкованным нашего старца яснолысого да во дремучий во лесок за околицу.
И тут вдруг Мэлоун возьми да спроси у администратора игры. Причем так, что все услышали его вопрос:
- Слышь, милочка: а охотникам друг друга мочить разрешено или нет?
- В правилах такое не запрещено, - обтекаемо, но в принципе понятно ответила милочка. После чего охотники красноречиво переглянулись, мрачно ухмыльнулись и...
И вот она - уникальная сценарная придумка Дрэйка!
(Внимание! Далее ожидаются осадки в виде спойлеров!)
Едва вся эта толпа выбежала в лес, как охотники - ай, молодца! - забыли про Мэлоуна и начали азартно гоняться друг за другом. Эй, разрешили ведь, так чего стесняться? А, догнав - колбасили друг друга холодным, теплым, горячим и раскаленным оружием, а то и всем сразу одновременно. Разумеется, с шутками-прибаутками и поэтическими диалогами на тему "Как же я тебя терпеть не могу за то, что ты меня терпеть не можешь!".
Ну прямо не светлое будущее, а мрачное настоящее с его политическими дебатами на РТР!
А что же наш добрый старец-молодец Мэлоун?
А чем еще ему заниматься, если всем нет до него никакого дела? Правильно: ходить по лесу, дышать свежим воздухом, любоваться природой, ерзать на пеньке, хрумкать ежевику, загорать лысину, разговаривать с выхухолью, слушать звонкое пение дятла...
Короче - дед отрывается по полной, ибо еще позавчера он сидел не на пеньке, а за решеткой "на пожизненном". А там, ясен зек, даже позагорать нормально нельзя - загар в клеточку получается.
И так - практически до конца фильма, где Мэлоуну все же придется немного пострелять. Да и то от безысходности, ведь когда на острове остался лишь один охотник, он волей-неволей вспомнил о где-то бегающем зеке-пенсионере. И пошел его искать, используя тактические крики "Ау!" и "Все на базу - ужин через полчаса!".
Согласитесь: ну гениальный же поворот давным-давно затертого сюжета, не правда ли?
Не согласны? Да много вы понимаете в Настоящем Драматическом Искусстве!
Увы, но революция в сюжетостроении боевиков была совершена Дрэйком лишь на бумаге. Тогда как на практике вышла очередная некультяпая эксплуатация тоскливого Брюса на фоне дикой природы, стрельбы, отвратительно поставленной "рукопашки" и цифровой графики в стиле "мы фанатеем от 90-х".
И даже тот факт, что Брюсу в кои-то веки дали полноценную главную роль, здесь никакой погоды не делает. Потому что смотреть, как 90% фильма он буквально шастает по кустам, кряхтит и жует ягоды - о да, это ведь именно то, что и хотят увидеть сегодня его поклонники. Вернее, все те, которые до сих пор от него не разбежались.
***
В общем, воздвиг себе режиссер Дрэйк памятник нерукотворный, да только из рожна и палок. Отчего и рухнул тот памятник с треском еще до того, как к нему протопталась народная тропа.
Как бы то ни было, но этот трэшак с Унылым Бойскаутом было хотя бы весело смотреть. Так как все его благоглупости и вымученные гримасы Уиллиса забавны в своей попытке закосить под фант. боевики 90-х, вроде "Немезиды" или, уж простите, "Биоволка".
Вот почему я даже обзову "Apex" лучшим фильмом с Брюсом не только грядущего ноября, но и, пожалуй, всей осени. Ибо вряд ли в оставшийся ей срок выйдет еще одна картина, что вызовет у вас не зубовный скрежет, а лишь усталую снисходительную улыбку.