Найти в Дзене
Дикий Журнал

Все радости и горести конкурса GDT2021 - лучший фотограф дикой природы Европы

Осень самый насыщенный в плане природных фотоконкурсов период. Результаты и подборки фотографий сыплются на нас со всех сторон. Вчера были оглашены результаты немецкого GDT, конкурса на звание лучшего фотографа дикой природы Европы. И традиционно, мы привыкли сравнивать результаты с прошедшим чуть ранее WPY. Не знаю проводят ли подобное сравнение сами организаторы, но мы зрители и фотографы точно делаем это, пусть иногда и подсознательно.

Сравниваем сами фотографии, направления и тенденции, "удачность" для наших фотографов, повторения и так далее. Даже прошедшая трансляция, которая за последние два года стала обязательным элементом крупного фотоконкурса, подверглась сравнению. Кому-то немного фривольная форма ведения показалась неуместной, а кому-то наоборот понравилось, что ведущего поочередно поместили во все среды, согласно номинациям конкурса (включая небольшое болото).

Но я бы хотел сфокусироваться на таком моменте как повторяемость фотографий. Особенно в молодежной и детской номинации. По факту сейчас по всем крупным конкурсам ходят одни и те же фотографии. И если у взрослых их достаточно много, и жюри как-то удается выбирать из них не всегда одинаковые, то у детей все куда хуже. Классных картинок мало, и они занимают все места. И тут это выглядит как профанация самой идеи, которую нельзя списывать на одновременную подачу и судейство.
Сама цель детских номинаций это развитие молодых природных фотографов. А не желание выдать все призы одному, пусть очень талантливому. молодому человеку.

Но сейчас получается все наоборот. Увидев в очередной раз ту же фотографию у многих отпадает желание снимать. Думаете почему в европейском детском футболе до определенного возраста даже счет не ведут?
Более того, на начальном уровне доля случая в съемке становится куда больше. В 10-12 лет выдавать гарантировано топовый результат нереально. Соответственно если где-то с высокой долей везения получился хороший кадр, то он точно появится на всех Европейских конкурсах. При этом он конечно же вытеснит из и без того короткого пула фотографий всех остальных. На ум приходит старая фраза Плохо выпускать свой лучший фильм в год, когда вышли "Унесенные ветром"...

Так быть не должно. По крайней мере в детской номинации. А то, что сейчас показывает, что конкурсы ведут эти номинации для галочки. Что тут можно сделать? Я вижу несколько путей:

1. Малореальный. Конкурсы перестанут делать вид, что они единственные в мире, и начнут обращать друг на друга внимание. И возможно даже создадут некий общий пул фотографий. Который, кстати, мог бы очень даже здорово популяризировать природную фотографию, и нести экопросветительскую и экологическую нагрузку. По нему могли бы даже учить в школах... И уж конечно по нему можно было бы отслеживать оперативно победителей других конкурсов.

2. Существенно расширить пул финалистов в детской номинации. Не обязательно им всем давать какие-то существенные призы. А вот публикация пары десятков (как минимум) фотографий были бы очень кстати.

3. Может быть вариант с разделением на две группы "по заслугам". Это практиковалось на многих подводных конкурсах, где отдельно судили Профи и тех, кто еще ни разу не выигрывал ни одного конкурса. Тогда было четкое описание данной категории "новичок", это тот, кто не занимал призовые места на международных конкурсах с призовым фондом от 100Е. И это реально работало в плане вовлечения новых подводных фотографов.

Скорее всего есть еще варианты, если конечно ставить цель продвигать природную фотографию.

А во взрослых номинациях как минимум очень хотелось бы, чтобы существующее почти у всех правило, не присылать побеждавшие фотографии, начали более менее качественно отслеживать. Как вариант публикация шорт-листов до заседания жюри могла бы решить эту проблему процентов на 9х%. Так как эксперт не может охватить все конкурсы, а вот зрители и участники вполне могут... Тогда на момент заседания жюри была бы вполне объективная информация по каждой фотографии где и сколько раз она побеждала.

Самое интересное, что это было бы хорошо и полезно для самих конкурсов, так как зрители бы видели новые интересные фотографии. И для анималистики в целом было бы хорошо - был бы больший охват природных тем, локаций, видов и так далее. Хороших фотографий на сегодня в мире снимается много. Их точно хватит на несколько десятков крупных международных конкурсов... по крайней мере если уменьшатся проблемы с поездками, вызванные вирусом.

Возвращаясь к остальным результатам конкурса помимо множества повторов и потрясающей фотографии победителя (редко удается последнее время увидеть столь греющее душу и при этом небанальное фото) мне бросилось в глаза всего пару моментов. Первое - это очень приятное множество наших Российских фотографов, к тому же всех их я я знаю лично. Алексей Харитонов, Денис Будьков, Алексей Королев, Юлия Втюрина, Елена Пахалюк и Михаил Коростелев. Это наверное самый крупный десант в Европе на моей памяти.

А второе, кстати перекликающееся с первым, это большое количество фотографов из редких регионов. Пара греков, несколько представителей Прибалтики, Румыния... они немного неожиданно потеснили очень сильно выступающих последнее время Венгров. Правда Испанцев стало еще больше, и, как мне кажется, заняла чуть ли не половину всей экспозиции.

При желании правда, можно попробовать найти корреляцию между изменением представительства разных стран с ковид-ограничениями в них и возможностями для внутренней съемки. Но я делать этого не буду, потому что к самой природной фотографии это отношения не имеет.

А в завершении скажу, что если же вы до сих пор не посмотрели победителей, то я всенепременно советую сделать это. Потому что несмотря на повторы подборка очень хорошо смотрится. И конкурсов такого уровня до следующего года у нас не предвидится.