Очень часто родители задаются вопросом: "Что лучше: воспитывать ребёнка дома или отвести его в детский сад?" Я решила раскрыть свою точку зрения на этот вопрос, а заодно и познакомиться со своими читателями - ведь это первая статья в моём блоге.
Я не категорична в этом вопросе. Каждая семья должна самостоятельно решать этот вопрос, исходя из той жизненной ситуации, в которой она находится. И все же я считаю, что посещать детский сад хотя бы на полдня лучше, чем вообще его не посещать. С другой стороны, при благоприятных условиях для развития ребёнка, никакого непоправимого вреда ребёнку домашнее обучение не принесет.
И как всегда за простым и понятным ответом следует внести множество пояснений.
Ребёнок может обучаться дома
Ребёнок может не ходить в детский сад, если:
- дома благоприятная атмосфера, все члены семьи чувствуют себя счастливо и комфортно
- мама ребёнка полна энергии, социально активна, физически здорова, ведёт активный образ жизни, общается с большим кругом людей
- ребёнок посещает групповые занятия (любые)
- ребёнок имеет сформированный, относительно постоянный круг общения
- у него есть друзья, товарищи, приятели, с которыми он имеет возможность периодически встречаться
- у мамы есть силы, желание и возможность заниматься с ребёнком, либо в семье имеется возможность привлекать педагога
Ребёнку стоит пойти в детский сад
Я считаю, что ребёнку нужно идти в детский сад, если:
- В семье есть алкоголики и наркоманы
Когда говоришь про алкоголизм и наркоманию, очень часто люди представляют в своём воображении каких-то опущенных людей, грязь, нищету и тотальный мрак. Но эти зависимости могут жить во вполне внешне благополучной семье.
Если в семье беспросветный мрак, то здесь уже нужно ставить вопрос не сколько о детском саде, сколько о выводе ребёнка из структуры семьи.
Если ситуация "немножко напряженная": папа уходит в запои с пятницы по понедельник, старший брат в употреблении и порой где-то пропадает, то ребёнку стоит пойти в сад с целью снятия внутреннего напряжения.
Потому что семьи в структуре которых есть зависимые люди, живут в большом напряжении. В постоянном ожидании того самого момента, когда опять произойдет срыв. Ребёнок тоже это чувствует и испытывает стресс, возможно даже, ещё больший из-за недостаточного понимания ситуации. И здесь ему очень может помочь детский сад.
Программа детского сада включает в себя психогимнастику, физические упражнения, дыхательную гимнастику, музыкальные занятия, прогулки - всё это способствует снятию стресса. Чёткий распорядок дня делает жизнь более предсказуемой - что тоже помогает уравновесить состояние.
Это объяснение так же подходит и для таких ситуаций:
2. В семье, вроде бы, все хорошо, но папа и мама постоянно ругаются
3. В семье есть другие члены семьи, которые деструктивно (агрессивно, непредсказуемо, несправедливо по отношению к ребёнку) себя ведут
4. В семье есть люди с психиатрическими диагнозами
Само по себе наличие психиатрического диагноза у кого-либо из членов семьи не говорит о том, что в семье плохая атмосфера. Однако психиатрические диагнозы всё-таки накладывают на страдающего заболеванием человека и всю семью некоторые изменения и не всегда эти изменения носят знак "плюс".
Хорошо, когда у ребёнка есть возможность получить иной, отличный от семьи, опыт общения и способ построения коммуникации в коллективе. В детском саду он будет встречать многообразие психических типов - и таким образом, у ребёнка будет более широкая картина моделей поведения. Это будет способствовать его адаптивности и укреплению нервной системы. В перспективе ребёнок может не унаследовать психические расстройства членов своей семьи.
5. В семье есть тяжело больные люди
Аналогично с п.1. Дополню ещё мыслью. Больной человек в семье - это часто не очень приятная картина, запахи, звуки. Часто в семье, где есть тяжело больной человек, может быть гнетущая атмосфера: разговоры только на пониженных тонах, отсутствие шума, напряжение и усталость.
Дайте возможность ребёнку повеселиться. Отвлечься от мрачных мыслей, попрыгать, пошуметь, покричать. Ему нужно сбросить с себя всю накопленную энергию.
6. В семье есть совсем маленькие дети
В такой ситуации, конечно, нужно выбирать более удобный вариант: иногда сидеть с малышом и ребёнком "садиковского" возраста более разумно, чем, например, по утрам в этой компании ехать на маршрутке на другой конец города.
Но если есть замечательный папа, который утром может ребёнка отвести в детский сад по пути на работу. Или детский сад не так уж далеко, а воспитатели не против, если вы ребёночка будете приводить к 9, то почему бы и не отвести?
Для мамы это время, когда она остаётся наедине только с малышом и занимается только им. Иной раз это счастливая возможность и поспать, и почитать спокойно книгу. Маме нужно использовать эту возможность.
Для ребёнка это возможность не испытывать в этот период ограничений, не быть "нянькой" для своего младшего брата или сестры, не быть "на подхвате" у мамы.
7. У мамы депрессия и ей "тяжело даже до сада дойти"
Вот здесь лучше всё-таки дойти до сада и немного превозмочь, заставляя себя встать утром.
Маме это нужно для высвобождения времени на себя, полноценного отдыха и дополнительного сна. Хорошо, когда мама в итоге доходит до специалиста и начинает приём препаратов.
Для ребёнка это возможность более гармоничного развития. У депрессивных мам совсем не плохие дети: эмпатичные, самостоятельные, тихие. Но иногда это перерастает в избыточную зажатость, невротичность.
Когда у мамы совсем нет сил на себя, речь не идёт ни о каком системном обучении. Поэтому у мам в депрессии дети имеют некоторые пробелы в познании окружающего мира, которые особо бросаются в глаза специалисту на фоне вполне достойного уровня интеллекта.
То же можно увидеть и в таких случаях:
8. мама загружена бытом + имеет узкий круг общения + не готова заниматься с ребёнком дома (одного пункта из списка достаточно)
9. мама ленится ходить гулять с ребёнком, избегает детские площадки, терпеть не может общение с другими родителями, заменяет прогулку с ребёнком ездой по своим личным делам
При том, что дети впитывают как губки знания из окружающего их мира, они все же нуждаются в обучении, научении и разъяснении. Выбирая домашнее обучение вместо детского сада, нужно чётко осознавать, что в вашем графике должно быть время для познавательных, развивающих (память, внимание, мышление), физических, трудовых (обучение труду, посильному для ребёнка) занятий. САМ ребёнок в достаточной степени не научится и не разовьётся.
Прогулки - очень важная часть распорядка дня ребёнка. Это и разрядка, и общение, и творчество, и закаливание. Пренебрегать прогулками не стоит. Делать из ДЕТСКОЙ прогулки забег по магазинам или банкам - не лучшая затея. Поход в торговый центр НЕ ЗАМЕНЯЕТ необходимость гулять.
10. Семья испытывает серьезные финансовые затруднения
Всё очень просто и логично. Если в семье есть финансовые затруднения, то лучше их решать, т.е. РА-БО-ТАТЬ. А на заработанные детьми купить ребёнку качественную еду, одежду и сводить его в зоопарк в выходные.
Если вы работаете из дома, дайте себе возможность СПОКОЙНО поработать, пока ваш ребёнок будет занят своим развитием в среде сверстников.
11. Бабушка может посидеть с ребёнком, есть такая возможность
Для некоторых людей детство с бабушкой или дедушкой - лучшее и самое яркое воспоминание. Действительно, есть очень талантливые бабушки, которые умеют ухаживать и могут сделать досуг ребёнка интересным и развивающим. Они делают это с любовью и без муштры. Они ставят перед собой цель дать ребёнку насладиться лучшими годами жизни и не требуют от ребёнка супер достижений.
Тут вопрос: такая ли у вас бабушка? Хочет ли она на самом деле посвящать себя полностью внукам? Некоторые пожилые люди на самом деле очень хотят отдохнуть на пенсии, но сдаются под натиском детей: "Посиди с Лёлей, ты же всё равно дома!"
Некоторые представители старшего поколения просто не знают куда себя деть. И соглашаются на уход за ребёнком как на что-то социально одобряемое, полезное, вполне логичное и понятное в ленте истории пожилого человека. Хотя, может быть, такой бабушке просто нужно найти хобби, а с внуками оставаться лишь иногда - когда они болеют, или просто чтобы их немножко побаловать.
12. Семья религиозна и/или родители имеют какие-то мировоззренческие убеждения
На таких родителей тяжелее всего влиять. И я даже не надеюсь сейчас кого-то переубедить. Но тему раскрою.
Ребёнку нужен иной опыт. Это обогащает жизнь ребёнка, упрощает его дальнейшую социализацию. Потому что взаимодействовать с неверующими, мясоедами, не медитирующими, не просвещёнными и т.п. гражданами ребёнку придётся всю жизнь. И чем раньше он начнёт - тем лучше.
Гармоничное социальное развитие ребёнка характеризуется тем, что ребёнок научается бесконфликтному существованию в коллективе, проявляет себя, находит друзей, сохраняя свои индивидуальные особенности, а не делает особенности и убеждения (причем не свои, а навязанные родителями) причиной конфликта со всеми "иными".
13. Родители не доверяют педагогам, отрицательно относятся к системе образования, хотят контролировать процесс дошкольного образования
14. Родители имеют травматичный опыт пребывания в детском саду и поэтому боятся отдавать ребёнка в детский сад
Тут нужна работа с психологом РОДИТЕЛЮ, потому что не проработав это на этапе дошкольного возраста ребёнка, проблема перейдет и на период школьного обучения.
Таким родителям очень важно помнить, что их опыт не обязательно повторится у ребёнка. С большой вероятностью, он не повторится.
Если есть недоверие, сомнение в компетенции, недовольство системой образования - надо общаться! Надо смотреть своим сомнениям в лицо! Толковый педагог "всё прекрасно понимает" по поводу ваших сомнений и страхов. Задавайте вопросы! Идите на контакт - многие воспитатели на самом деле вполне спокойно к этому относятся. Договаривайтесь!
А если видите, что "что-то не то", педагог не желает взаимодействовать, избегает контакта, то смело идите дальше. Своей интуиции тоже надо верить. В желании выбрать ребёнку лучший сад и лучшего воспитателя ничего плохого нет.
15. Родители боятся, что ребёнок будет всё время болеть
Чаще всего, конечно, дети всё-таки болеют. Хотя это не аксиома: есть опыт многих семей, где ребёнок вполне благополучно посещал детский сад, лишь изредка болея.
В любом случае многие родители этот этап проходят и справляются. Я верю, что и вы справитесь. Запаситесь терпением, спокойствием и контактом хорошего педиатра и прибегайте к рекомендованным врачом мерам профилактики.
Какие функции выполняет сад
Для чего все же нужен детский сад, ещё раз объединю все свои мысли.
Детский сад - это инструмент в руках мудрых родителей.
- Он даёт ребёнку опыт общения: первых друзей и даже первых врагов. Это немаловажный опыт причастности коллективу, который помогает ребёнку больше узнать о себе
- Детский сад способствует укреплению и оздоровлению ребёнка, в т.ч. его нервной системы: в саду проводятся закаливающие мероприятия, есть режим дня. В детском саду дети заняты посильной нагрузкой, соответствующей возрастным критериям
- Детский сад даёт ребёнку больше самостоятельности, приучает его к самообслуживанию, бытовому труду (от чего родители порой стараются уберечь)
- Детский сад способствует развитию сильных сторон ребёнка, выявлению талантов. Ребёнок пробует себя в новых видах деятельности
- На познавательных занятиях педагоги в доступной и игровой форме расширяет представления детей об окружающем мире. На занятиях в детском саду развивают мелкую и крупную моторику, память, восприятие, внимание, мышление, воображение.
Кто я такая? Почему об этом пишу?
В 2017 году моему мужу предложили работу в Санкт-Петербурге. Предложение было интересное - из числа тех, от которых не принято отказываться. Решение поехать вслед за мужем вместе с нашим сыном двух лет, с одной стороны, казалось единственным и самым правильным. С другой стороны, я понимала, что мы теряем место в очереди на детский сад - и это был тот вопрос, над которой я немало раздумывала. Рискнули. Переехали. Встали в очередь. Естественно, место не получили.
Тогда у меня возник вполне закономерный вопрос: а как мне заниматься с ребёнком дома, чтобы он не отставал от детсадовских детей? Чем, какими методиками его развивать, чтобы он легко мог влиться в коллектив, если место в очереди неожиданно подойдет? Какие читать книги? Какие покупать игрушки, чтобы в школе ребёнок не терялся?
На тот момент у меня уже было психологическое образование и опыт работы с детьми: я училась в психолого-педагогическом классе; работала в студенчестве в проектах, направленных на детей; и последний год перед выходом в роль домохозяйки проработала психологом в государственном детском центре. И всё же представление о программе детского сада было весьма смутное.
Поэтому в этот же год я приняла решение пойти учиться на воспитателя, не исключая, что буду "козырять" дипломом перед заведующими детскими садами с целью нашего устройства: меня - в качестве сотрудника, сына - в качестве обучаемого.
В 4,5 ребёнок получил место в детском саду. Первый год ребёнок очень много болел. Полгода благополучно посещал детский сад. А потом случилась пандемия - и мы приняли решение, что безопаснее всего будет в этот период отсидеться дома. Так что я искренне считаю, что почти всё обучение вела я сама.
Я благополучно, с красным дипломом закончила своё обучение. Моё обучение было счастливым, успешным и высоко оцениваемым преподавателями. И я решила, что нельзя моим профессиональным знаниям и жизненному опыту просто так пропадать - я могу делиться этой ценной информацией в блоге!
Когда я искала информацию для себя, я находила много разнообразной, но порой противоречащей друг другу информации. Я не понимала как строить день, сколько и каких занятий должно быть. Сейчас я могу сказать, что толковой и адекватной информации в сети о домашнем обучении ребёнка практически нет. Чаще всего, создавая статьи для родителей, авторы не опираются на реальные возможности ребёнка того или иного возраста и стараются впихнуть ну просто всё, что только можно. Я решила, что я в своём блоге исправлю эту ситуацию, буду просвещать родителей и стану для многих мам незаменимой и полезной помощницей.
Добро пожаловать в мой блог! Я вам рада!