Никогда не думала, что стану поклонницей иранского кино. Как-то случайно получилось. Само собой. Даже не могу сказать, что любовь началась с какого-то очень интересного фильма, как должно было случиться. Вовсе нет.
Наверное, теперь уже и не вспомню, может, в «Яндекс дзен», кто-то написал о чудесных фестивальных иранских картинах. От которых млеют жюри и критики, в общем кинознатоки. Упоминали Киаростами, Фархади, Маджиди и прочих известных фестивальных режиссеров. Разумеется, неизвестных мне. Называли всемирно известные картины 20 века, прошедшие мимо меня. Вот я и заинтересовалась.
«Крупный план», реж. А.Киаростами был первой ласточкой. В рецензиях писали коротко – шедевр. Ну как пройти мимо!? С чего ж ещё начинать знакомство с национальной кинематографией, как не с шедевра!? Шедевр дался тяжело и со скрипом. Еле досмотрела до конца, порывалась бросить. Трудно было принять полудокументальную, полулюбительскую форму с глубоким философским содержанием. Оказалось, к этому нужно привыкать, потому как некоторые иранские картины именно такой формы. Непривычной для нас, привыкших к нашему и западному сюжетному динамичному кино. Но то содержание не забылось. Оно понравилось какой-то теплотой и любовью к человеку. Теми качествами, которые и должны присутствовать в произведениях искусства. Тот фильм я не посчитала шедевром, несмотря на Киаростами. По-настоящему интересные фильмы ждали меня позднее.
После «Крупного плана» я долго не смотрела иранское кино, не хотела. Пока случайно не наткнулась по ТВ на «Развод Надера и Симин». Да-да, тот самый, с которого и нужно начинать знакомство с национальной кинематографией этой малоизвестной нам страны. «Развод» смотрелся тоже нелегко. Занимательной ведь картину никак не назовешь. К финалу действие несколько оживилось, а сам финал, конечно, поразил. Так же, как и жюри многих фестивалей, наградивших картину, с чем я согласна. С тех пор я обязательно смотрю ее всякий раз, как натыкаюсь на каналах, а гоняют ее часто. По-моему, это единственный иранский фильм, присутствующий на нашем ТВ. Больше никаких мне, к примеру, не попадалось. Теперь драму считаю интересной и смотрю легко.
Начиная с «Развода», я стала специально интересоваться кино Ирана. Читать всевозможные списки и рейтинги, обзоры и рекомендации. Помню, рекомендовали всегда одни и те же картины одних и тех же режиссеров 20 века: от Киаростами до Маджиди. И все. Синопсисы этой классики были такими нудными, что начинать не хотелось.
Каким-то образом набрела на персидские сайты о кино. Просто скопировала в Википедии какое-то название на фарси и вставила в поисковик. Оказалось, что такие сайты, конечно же, есть, они красочны, с хорошими фото и рассказами о современных иранских кинодеятелях. На мое счастье, кино этой загадочной страны вовсе не ограничивалось именитыми прошловековыми именами. Оно жило и развивалось, сверкало новыми именами и названиями. Синопсисы современных картин были куда интереснее старых, и я принялась искать дублированные и субтитрированные. К сожалению, таких оказалось немного. Результат: из 34 современных картин 14 пришлось смотреть в оригинале, безо всякого перевода. Среди них, по закону подлости, как раз и оказались самые интересные картины. Ну как всегда в жизни и бывает с виноградом, который не достанешь.
Немного о фильмах. «Забивание камнями», «Табу Тегерана» и «Персеполис» - очень знаменитое, но не совсем иранское кино. Оно об Иране, но снято не там. А иначе кто б его позволил выпустить в тоталитарной стране!? «Табу» и «Персеполис» очень интересные, хотя и мультфильмы.
Читая сайты, наткнулась на очень знаменитые картины известного режиссера Х. Махдавяна «Полуденная история-1,2». Премированные иранскими фестивалями и нещадно критикуемые остальным киномиром, они - пример иранского политического и исторического кино. О недавней истории, точнее гражданской войне после исламской революции 1979 года. Сами фильмы очень специфические, полудокументальные, на историческом материале, несмотрибельные. Зато заинтересовали меня историей Ирана, которую я знать не знала, кроме Хомейни и ирано-иракской войны. Историческое чтение оказалось очень интересным, познавательным и поучительным. И грустным, потому как показано уничтожение части своих же граждан, не пожелавших жить в исламской диктатуре. На эту же тему послереволюционного гражданского противостояния посмотрела картины «Выбор Мины», «Цианид», «Ущелье Абу-Горайб». Последний про ирано-иракский конфликт.
Классика начала 21 века меня не сильно впечатлила, хотя именно она на слуху. «Коммивояжер», «Об Элли», «Три лица» - нудноватое и, конечно, умное фестивальное премированное кино. Все отлично дублированное, но больше 1 раза смотреть не хочется.
Замечательные картины пошли позже, когда я стала целенаправленно читать критику и аналитику, иранскую и мировую. Тогда-то и увидела самые расхваленные фильмы. «Тегеран – город любви» и «Стадо» были первыми, которые действительно очень понравились. Первый -может являться энциклопедией современной иранской жизни и явился для меня открытием ее; для всех интересующихся страной. Благодаря последнему познакомилась с самым знаменитым иранским актером Н. Мохаммадзаде. Так как он привлек своей замечательной игрой, начала искать его фильмы.
Но до просмотра самых знаменитых картин не могла пройти мимо кино с такими милыми нашему уху названиями, как «Русский» и «Калашников». Да-да, есть и такие у иранцев. Ну с Калашниковым все понятно, он везде одно и то же, а вот кто русский в фильме, так и не поняла. Иранцы картину ругали, я с ними согласна. «Калашникова» тоже не хвалили.
Далее было 9 картин с Н. Мохаммадзаде, моим любимым иранцем, кстати он курд. «Вечность и день», «Я не сержусь», «Лантури» – вот самые интересные иранские фильмы, социальные драмы. Угадайте, дублированы ли они? Субтитры? Хотя бы английские? Нет, нет и нет. Лучше 10 раз озвучим скучного «Коммивояжера», но ни 1 раза не эти премированные везде картины.
Между ними были скучная «Дочь» с хорошим актером Ф. Аслани. Глупая «Дамасское время» про войну в Сирии, где иранцы отпускали сарказм про русских. Наивная «Лотерея» - чемпион проката там, не пойму отчего. Документальный, подпольно снятый «Рейв в Иране», тоскливый оттого, что показал правду про запрет всего. Грустный «Мой брат Хосров» про инвалидов. Трагичные «Назло» и «В пути» про эмигрантов: афганцев и иранцев. И хорошая драма про взросление «13».
Ну что сказать в заключение про современное иранское кино. Оно, кроме того, что просто приятно для глаза, ума и души (не все, конечно), объемный кладезь фактов о далекой, закрытой стране. Ну откуда мы еще узнаем, что там есть тренажерные залы, культуристы, ходящие в шортах, наркомания, проституция, временный брак, секретные, очень веселые свадьбы, развитая пластическая хирургия и всеобщее помешательство на эмиграции. И много чего ещё интересного. Только из интернета, если специально искать. А можно просто смотреть кино...
https://www.imdb.com/title/tt3508112/mediaviewer/rm3878176000/
https://www.imdb.com/title/tt5460658/mediaviewer/rm2895198720/
https://www.imdb.com/title/tt5463510/mediaviewer/rm1229070848/