Фильм Андрея Кончаловского о расстреле рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 году мог получиться только антисоветским. Но семейство Михалковых известно своей изворотливостью, умением угодить и нашим и вашим, которое так блестяще демонстрирует их патриарх Никита Михалков. Вот и в антисоветской ленте "Дорогие товарищи" режиссер умудрился отвесить мощнейший реверанс советскому строю: самый человечный человек в этом кино - сотрудник КГБ. Той самой организации, которая убивала безоружных граждан на площади за требование лучшей жизни.
С самого начала фильм производит впечатление, будто снят он исключительно ради Юлии Высоцкой - супруги Кончаловского. Ее обнаженные телеса являются зрителю в первой же сцене. И это, кстати, сомнительное решение. Все-таки, тетеньке уже ближе к 50, и она никак не может похвастаться сохранением приятных глазу кондиций. Формально, оправдать Высоцкую в главной роли может то, что она сама уроженка Новочеркасска. Но родилась она там спустя 11 лет после показываемых в фильме событий. И за целую звездную жизнь так крепко забыла жизнь обычных людей своей малой родины, что даже казачий говор воспроизводит очень искусственно и неубедительно.
В остальном сюжет прост и трагичен. Героиня Высоцкой - фанатичный партийный руководитель среднего звена, воспитывающий в одиночестве дочь, которая явно не разделяет маминых идей и веры в наступление коммунизма. Когда на главном заводе города вспыхивает забастовка (рабочим снизили зарплаты и при этом повысили нормы выработки), дочь оказывается среди митингующей толпы. Тем временем мать требует принять к забастовщикам самые решительные меры. Высокому партийному руководству эта идея нравится, и оно дает отмашку (секретную, конечно) стрелять в толпу. В ту самую, где находится бунтующая дочь...
Результат истории всем известен: большое, но точно не установленное количество жертв - безоружных людей, которые обратились к власти словами, а в ответ получили пули.
На фоне трагедии мечется упоротая коммунистка в исполнении Высоцкой. Видя, как снайперы гвоздят ее знакомых и соседей, она ничуть не теряет веры. Просто делает исключение в ней для спасения своей доченьки. А помогает ей в поисках сотрудник КГБ, очень достойный и совестливый человек, который явно хочет не только добра, но и, как говорится, комиссарского тела.
Заканчивается все хорошо. Ну, насколько возможно в такого рода обстоятельствах. А единственным резонером остается отец главной героини, напяливший на себя казацкие медали царского режима и рассуждающий, что всегда на казацкой земле вот такие непотребства творились. В итоге, виноватых в бойне как бы не оказывается вовсе. Просто "место проклято" и "жизнь такая".
При всей невероятной важности основных тем и событий фильма, он оставляет впечатление недоговоренности, неискренности и даже какого-то неловкого лакейства в адрес власти со стороны его создателей. Вероятно поэтому на международном уровне картина осталась незамеченной, и даже ее проталкивание в сторону Оскара закончилось ничем: фильм даже не номинировали.