«Историк никогда не должен забывать, что изучает он и описывает творческую трагедию человеческой жизни»
Это слова Георгия Васильевича Флоровского - видного русского мыслителя, философа, богослова, учёного и протоирея. Как всё это совместилось в одной душе, в одном человеке?
Георгий Флоровский родился в августе 1893г. в Елизаветграде, в семье ректора Духовной семинарии, и, конечно, с детства тяготел к православной церкви. В 1919 г. окончил историко-филологический факультет Одесского университета, получил степень магистра наук и стал приват-доцентом на кафедре философии.
В начале 1920 г. Флоровский эмигрировал с семьей в Болгарию, где принял активное участие в формировании Русского религиозно-философского общества.
В это же время Георгий Флоровский, на ряду с Трубецким, Савицким и Сувчинским, встаёт у истоков евразийского движения. В совместном евразийском манифесте «Исток к востоку» Флоровский пишет:
«Гибель „географического отечества" заслоняет от нас ужас умирания человеческих душ… Не то страшно, что люди умирают, а то, что они перестают быть людьми.»
Позднее, разойдясь с евразийцами во взглядах на трактовку большевизма, Флоровский пишет критическую статью «Евразийский соблазн». Тема души и свободы воли остаётся для него центральной:
«…нельзя ссылаться на то, что человеческая душа «по природе» христианка, - вернее сказать, христианка по призванию…»
Развивая эту мысль и рассуждая об опасностях, которые таят в себе «бездушные» идеологические конструкты, Георгий Васильевич говорит:
«Действительная религиозная «идеология» есть путь или ступень к вере, а не зрелый плод. Она свидетельствует, исповедует, запечатлевает молитвенный опыт, родится из него. Из идей веры не вырастет, и идеями можно задушить душу, заглушить в ней самую возможность веры. Следовало бы вспомнить хотя бы Достоевского, который с гениальной прозорливостью разоблачил обманы и прелести мечтательных идей и идеологий, их опустошительную вампирическую власть над душой...».
В ходе преподавательской деятельности, философских и исторических исследований, Флоровский всё более склоняется к ортодоксальному традиционному православному богословию. В книге «Пути русского богословия», являющейся общепризнанным «справочником русской духовности», Флоровский утверждает:
«В отеческом истолковании Православие вновь открывается как побеждающая сила, как сила, перерождающая и утверждающая жизнь, и не только как тихая пристань для усталых и разочарованных душ, – не только как конец, но как начало, начало подвига и творчества…»
Сегодня, необходимость возврата к традиционным религиозным ценностям очевидна для всякого, кто мыслит вне рамок личного достатка. Каждому ясно, что бесконечный рост потребления – это отличная «идея» для передовой свинофермы, но не для человеческой цивилизации. При этом, критикуя «прогрессивные веяния», важно не скатиться до бездумного поклонения прошлому, необходимо найти то главное, что было в нем. Важно прийти к критическому осмыслению истории, вскрыть пагубные предрассудки и увидеть истинные ценности. Флоровским была проделана поистине колоссальная работа в этом направлении. Таковы пути русского богословия!
Георгий Флоровский всегда подвергал безжалостной критике ограниченный, узкий, идеологизированный взгляд на мир, и был последователен в своих позициях:
«Ум привыкает жить в избранных рамках доктрин, сам обрекает себя на одиночное заключение, – не умеет, не любит, не хочет, и даже боится «просторов объективной действительности». Потому и декретирует невозможность и недопустимость бескорыстного познания, невозможность и ненужность «чистого искусства», объявляет истину только «удовлетворением познавательных потребностей».
Сделав впечатляющую научную карьеру - от профессора Свято-Сергиевского православного института в Париже, протоирея, до главы кафедры истории Восточной церкви в Гарвардском университете - Георгий Васильевич Флоровский ушёл из жизни в 1979г., в городе Принстон (США).