Часть II.
Как известно, в допетровское время в состав царских регалий входили венцы, «шапки». Но лишь одна из них бессменно использовалась во всех обрядах венчания государя на царство – начиная с 1498 г. и заканчивая 1682 г. – шапка Мономаха (см. мою статью Шапки, венцы и короны русских царей).
В начале XVIII в. на смену шапкам в придворном российском церемониале появляется корона. Большие короны создавались именно для церемонии коронования в Успенском соборе Московского Кремля. Три короны из пяти были разобраны вскоре после церемонии.
Первые короны, исполненные русскими мастерами под началом С. Ларионова, по своей эстетике близки к древнерусским традициям: наличие свободного пространства металлического фона, украшение драгоценными дробницами (накладками), использование декоративного элемента «алмазная дорожка» (когда касты с мелкими алмазами соединяются между собой, образуя ленточную линию) и т.д.
Начиная с 1742 г., когда «главным мастером» короны становится иностранный мастер, художественный образ венцов меняется. Большая корона Елизаветы Петровны под влиянием стиля рококо становится изящнее и утонченнее. Увеличивается как само количество бриллиантов в отделке венца, так и уровень их огранки. Все это заставляет корону переливаться на свету и играть многочисленными оттенками. Вершиной ювелирного мастерства и работы с камнем явилась последняя Большая императорская корона 1762 г., полная символизма и торжества.
Это в общем. Давайте рассмотрим историю корон внимательнее.
Впервые "имперская" корона возникает в 1710 г., когда состоялась свадьба племянницы Петра I царевны Анны Иоанновны с герцогом Фридрихом Вильгельмом Курляндским, сыгранная по новому церемониальному образцу. Также короны использовались и в траурном церемониале, созданном по новому западноевропейскому образцу. Они не сохранились, как они выглядели - неизвестно. (Основной материал взял из этой работы. Рекомендую! - Быкова Ю.И. — К вопросу о создании Больших императорских корон в России в XVIII веке // Человек и культура. – 2020. – № 5. – С. 54 - 75.)
Корона императрицы Екатерины I (1724)
Первое упоминание о "цесарской» короне" относится к 1 ноября 1721 г., - императрица Екатерина Алексеевна появилась на свадьбе князя Репнина «в головном уборе, в котором сияла императорская корона». Предположительно, при ее создании ориентировались на венцы императоров Священно-Римской империи германской нации, в частности корона императора Священной Римской империи Леопольда I, изображения которой мы знаем по гравюрам 1680–1690-х гг.
Он был изготовлен в течение нескольких месяцев в придворной мастерской, которую в это время и возглавлял Самсон Ларионов. Помимо самого Ларионова, трудились мастера из жалованных (т.е. находившихся в штате) и «вольных»: серебренники, золотых дел мастера, огранщики, сборщики и т.д.
Как и в церемонии российской императорской коронации сплелись традиции венчания на царство и новые элементы, взятые из западноевропейских коронационных торжеств, так и в первых императорских коронах образы венца римского императора Леопольда I были переработаны на свой манер (например, добавлен камень в навершие).
Уже через месяц после коронации корону разбирают и 9 июня 1724 года в Мастерскую и Оружейную палату передаётся «корона всея Ея величества государыни императрицы коронована толко один корпус серебреной вызолочен… без алмазных вещей». Алмазы, которые являлись собственностью царицы, попадают в Комнату императрицы (а после ее смерти достаются ее дочерям).
Корона императора Петра II (1728)
С приходом к власти императора Петра II нужно было создать новую регалию для церемонии коронования. Поскольку корона Екатерины I к этому времени была уже давно разобрана, на заседании Верховного тайного совета 2 октября 1727 г. было принято решение «корону сделать вновь».
Благодаря описи камней, украшавших корону, которая была составлена при передаче венца на хранение в Мастерскую и Оружейную палату 28 марта 1728 г. (после коронации Петра II, которая состоялась 25 февраля 1728 г.), стало возможным реконструировать внешний вид этой регалии.
В отличие от алмазной короны Екатерины I, в которой был только один красный камень, венчающий венец, корона Петра II была из «разных каменьев».Венчал корону крест из девяти алмазов, вся корона была дорогой (за счет высокого качества камней).
С февраля 1728 г. по конец декабря 1729 г. корона Петра II хранилась в Мастерской палате. Последнее упоминание короны датируется 31 декабря 1729 г., когда она была выдана из палаты гоф-интенданту Петру Мошкову для подготовки к свадьбе императора.Однако свадьба не состоялась из-за смерти императора 19 января 1730 г.
В описании погребения Петра II значится использование императорской короны. На данный момент неизвестно, что это был за венец. Не ясным остается и то, куда пропали роскошные камни короны Петра II. В короне Анны Иоановны их не использовали.
Короны императрицы Анны Иоанновны (1730)
Через четыре дня после похорон Петра II в Москву торжественно въехала новая императрица – царевна Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская.
Изготовление Большой и Малой корон было снова поручено Самсону Ларионову, возглавлявшему группу «штатных» ювелиров. Ювелир Самсон Ларионов для их изготовления принял 2355 бриллиантов в «Большую» корону, а позднее – 513 бриллиантов в «Малую».
Императрицы надевали при некоторых церемониях так называемые малые или выходные короны, сам термин «Малая» корона впервые возник в 1730 г. в связи с созданием для императрицы Анны Иоанновны двух корон для коронации. Они составляли частную собственность императриц и после их смерти уничтожались, а камни раздавались согласно завещанию. В Российской истории существовало несколько малых корон, но сохранилась только одна, изготовленная позднее.
В правление Анны Иоанновны Большая корона несколько переделывалась. В первоначальном виде (с жемчугом) корона запечатлена на портрете Анны Иоанновны кисти Л. Каравакка.
Эта Большая корона участвовала в церемонии погребения императрицы Анны Иоанновны в 1740 г. в Санкт-Петербурге. 8 апреля 1741 г. она была принята обратно в Оружейную палату «с росписью».
Короны императрицы Елизаветы Петровны (1742)
После дворцового переворота в 1741 г. на престол восходит императрица Елизавета Петровна. Для ее коронации в Петербурге были изготовлены две императорские короны. До наших дней сохранились гравюры с изображением этих корон (Большую – гравировал Х.А. Вортман и Малую – Г.А. Качалов), которые входили в состав альбома, посвященного коронации.
Большую корону делала команда из 21 мастера, возглавил их Иоганн Царт. (В основном это были иностранные ювелиры. Однако в их число входила и группа «штатных» русских мастеров, возглавляемая Самсоном Ларионовым.)
Малую корону для Елизаветы Петровны создавали 11 иностранных мастеров, которыми руководил приехавший из Нюрнберга немецкий ювелир Якоб Дублон. Внешний образ Малой короны новой императрицы заметно видоизменился: в общий рисунок короны был добавлен изгиб в полушариях, прорезная решетка полушарий была полностью декорирована бриллиантами, а не только перекрестия, как у корон Анны Иоанновны, увеличение бриллиантов в отделке заставило корону переливаться на свету и играть многочисленными оттенками.
Известно, что Якоб Дублон изготовил как минимум две Малых короны для государыни. Изображения Малой короны на некоторых портретах Елизаветы Петровны достаточно близки к гравированному изображению этой регалии в коронационном альбоме (например, на портрете кисти И.Я. Вишнякова 1743 г. из Третьяковской галереи).
Существует и изображение несколько иной по форме Малой короны, например, на портрете, написанном Г.Х. Гроотом (около 1744 г., ГМЗ «Гатчина»). Еще одну корону описывает известный ювелир Жереми Позье в своих мемуарах: «Корона императрицы Елисаветы, стоющая чрезвычайно дорого, состоит, так же как и все ея уборы, из самоцветных камней: из рубинов, из сапфиров, из изумрудов. Все эти камни ни с чем не сравнятся по своей величине и красоте». Речь, по-видимому, идет об одной из Малых корон царицы, а не о Большой.
Можно предположить, что, уже по сложившейся традиции, либо Большую императорскую корону императрицы Елизаветы Петровны (после ее использования в церемонии коронации в апреле 1742 г.) разобрали, поскольку больше упоминаний о ней не встречается ни в литературе, ни в архивных документах, либо Малую.
Короны императрицы Екатерины II (1762 и 1745(?))
Для церемонии коронации Екатерины II в 1762 г. необходимо было вновь сделать Большую императорскую корону и державу (скипетр традиционно взяли из Мастерской и Оружейной палаты).
В создании короны принимали непосредственное участие золотых дел мастер Георг Фридрих Экарт и «брильянщик» Жереми Позье.
К заслугам Экарта, несомненно, стоит отнести общий рисунок короны. Однако обрамлять корону камнями поручили Позье. Помимо этих двух ювелиров, в работе над короной принимали участие как «вольные», так и «штатные» мастера.
В архивах (РГАДА и РГИА) сохранились записи о выдаче из Кабинета денег на дело короны. С 1760-х годов при Екатерине II придворная ювелирная мода начала меняться — стала выше цениться натуральная красота камня, украшения делались в более лаконичных и сдержанных формах. Бриллианты на венец в основном были взяты из «немодных» вещей, находившихся в Кабинете. Их разборку поручили Позье. Бриллиантов не хватило, и их докупили.
В короне было 58 «самых больших бриллиантов», 4 878 бриллиантов «разной величины» общим весом 2 8585/32 карата, 1 «большой лал» 389½ карата, 75 штук «большого жемчуга» весом 745 каратов. Общая стоимость объявлена в 2 000 000 руб.
Пришедший к власти в 1796 г. Павел I сделал регалии наследственными. Таким образом, впервые за всю историю императорской России Большая корона не создавалась заново для коронации, а использовалась как постоянная государственная инсигния.
Короновались большой короной:
1762 Екатерина II Великая
1797 Павел I
1801 Александр I
1826 Николай I
1855 Александр II
1883 Александр III
1896 Николай II
Следуя установившемуся церемониалу, Большую императорскую корону возлагали на голову всех последующих правителей России. Корону носили только по особым случаям - в дни праздников, приемов и траура. Ее обладателями стали восемь членов рода Романовых: Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II. Кроме того, посмертно прямо в гробу короновали Петра III. В последний раз на публике корона появлялась в 1906 году на церемонии открытия первой Государственной Думы.
В 1985 году ее отреставрировали (не все камни были на месте после попыток большевиков распродать драгоценности), а указом 1998 года поместили в Алмазный фонд Кремля. Тогда корону объявили бесценной - это значит, что она настолько важна, что невозможно измерить ее стоимость в деньгах.
Однако уже на коронационных торжествах царица появлялась согласно традиции и в Малой короне. Как она выглядела, можно видеть на многочисленных портретах Екатерины II.
Молодая императрица могла в период своего царствования использовать корону, сделанную Якобом Дублоном в 1745 г. к ее свадьбе. О судьбе этого венца пока мало что известно. Судить о форме и внешнем декоре Малой короны Екатерины II по портретам императрицы крайне сложно.
Короны императора Павла I
Павел пользовался Большой (1762) и Мальтийской (1798) коронами. На полотнах картин он изображен с разыми коронами (смотри ниже).
В 1798 году появляется еще одна корона - Мальтийская. Правящий монарх православной России стал главой самого уважаемого в католическом христианском мире рыцарского Ордена, созданного в 1113 году в Иерусалиме.Предположительно корона была изготовлена русскими мастерами по повелению российского императора Павла I при принятии им титула великого магистра Мальтийского ордена, либо привезена госпитальерами с Мальты.
В 1827 году по приказанию императора Николая I Мальтийская корона была передана из Воронцовского дворца в Оружейную палату Московского Кремля, где и хранится по сей день.
Похожая на Мальтийскую корона в 1798 году была изготовлена для царя Грузии Георгия XII в России ювелирами П. Э. Теременом и Н. Г. Лихтом и выслана в Грузию. В 1801 году корона последнего грузинского царя была отправлена в Санкт-Петербург, где вошла в состав Российских императорских регалий. Корона имела восемь золотых дуг, сверху держава и крест. В 19 веке она была описана: «В Сокровищнице (Петербургской) хранится Грузинская корона, исполненная в общепринятом стиле и представляющая собой диадему с четырьмя арками, увенчанную крестом на сфере...". В 1930 году ее продали за границу. Существует предположение, что корона ныне хранится в некоем частном собрании в Голландии.
В 1797 г. при подготовке к коронации Павла I придворный ювелир Якоб Дюваль исполнил для его супруги императрицы Марии Федоровны новую Малую корону. Все коронации после Екатерины II включали церемонию возложения Малой императорской короны императором на главу коленопреклоненной супруги — стоя её приняла только Елизавета Алексеевна.
В XIX в. под воздействием национальных идей и благодаря уже сложившемуся государственному церемониалу, тяготеющему к традиционности, внешний образ всех новых Малых корон российских императриц был полностью ориентирован на Малую корону императрицы Марии Федоровны 1797 г. Как показало исследование, форма и декор этого венца легли в основу всех последующих Малых корон российских императриц начиная с 1826 г. (исключение составила лишь корона Елизаветы Алексеевны).
Короны периода правления императора Александра I
Корона императора оставалась прежней. В 1797 г. при подготовке к коронации Павла I придворный ювелир Якоб Дюваль исполнил для его супруги императрицы Марии Федоровны новую Малую корону. На следующей коронации Александра I присутствовала как вдовствующая императрица Мария Федоровна в своей Малой короне, так и супруга монарха – Елизавета Алексеевна в новой Малой короне. По своей форме эта корона была несколько иной, чем венец Марии Федоровны, более «конусообразной».
После смерти этих двух императриц их короны поступили в императорский Кабинет и 1838 и 1840 гг. были разобраны для создания украшений приданого двум дочерям Николая I – великих княгинь Ольги и Марии.
Малая корона императрицы Марии Федоровны, как уже говорилось, была разобрана в 1840 г. (а императрицы Елизаветы Алексеевны – еще ранее, в 1838 г.).
Короны периода правления императора Николая I
Малая корона императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, в 1826 г. была создана придворным ювелиром И.В. Кейбелем . Этот венец был разобран в 1865 г.
Так, на коронационном портрете императрицы Александры Федоровны кисти Д. Доу (оригинал находится в частном владении герцогов Девонширских в усадьбе Чатсуорт, Англия) отчетливо видна корона, очень близкая по форме и своему рисунку к венцу из Алмазного фонда. Три Малые короны XIX в. – Марии Федоровны (1797), Александры Федоровны (1826) и Марии Александровны (1855) – были почти идентичны. О последней короне - далее.
Короны периода правления императора Александра II
При ритуале коронации Александра II обязательным было присутствие его овдовевшей августейшей матери, чью голову должна увенчивать «маленькая бриллиантовая корона», исполненная для императрицы Александры Феодоровны в 1826 году Иоганном-Вильгельмом Кейбелем к торжественному обряду коронации её супруга в Успенском соборе, а затем бережно сберегавшаяся среди коронных вещей.
Поэтому для жены Александра II следовало сделать к священной церемонии в Москве новую Малую корону. Среди высочайше утвержденных и неутвержденных рисунков есть эскиз Малой короны для императрицы Марии Александровны. Он был создан для разработанного бароном Борисом Васильевичем Кёне в 1855 г. церемониального облачения к коронации Александра II.
Оставляя традиционную форму императорской короны, он предложил ввести литеру царицы «М», а обруч короны украсить геральдическими трилистниками, характерными для символического изображения «цесарской» короны.
Эта идея не была реализована, и корона была исполнена в точности по рисунку венца предыдущей императрицы.
Заказ поступил к Константину Зефтигену, в помощники он пригласил младшего брата Леопольда и, возможно, отца Карла-Эммануила. Он сначала исполнил эскиз регалии, явно стремясь сделать корону Марии Александровны парной Большой Императорской короне 1762 года. Начатая в мае изящная корона была готова уже в октябре 1855 года.
Фирма «Л.Зефтиген», глава которой получил право именоваться «ювелиром Ее императорского Величества», на протяжении 5 десятилетий изготавливала разнообразные изделия. Во всей России не было ни одного сановника или вельможи, который бы не побывал в магазине Зефтигена на Морской и который не знал бы его лично.
Крупный бриллиант в 81/2 карат поддерживал крест. Сотни бриллиантов и 2233 алмаза огранки «розой» на поверхности венца. Нижний обруч короны украшала вереница больших шатонов. Их пришлось заимствовать из колье императрицы Марии Александровны, поскольку такого количества и качества бриллиантов не нашлось в россыпи казённых камней. А соединение разъединительной дуги с верхним ободком основания отнюдь не случайно украсил выложенный из великолепных крупных солитеров стилизованный цветок анютиных глазок, символ неусыпных дум о благе не только родных и близких, но и всех сирых и убогих её подданных.
Венчальная корона периода правления Александра III
В конце 19 века в России была изготовлена еще одна корона. Для этого был веский повод - измение в церемонии венчания, а точнее в атрибутах венчания. Короны для свадебного венчания были "одноразовыми". Так случилось, что корона, изготовленная к свадьбе в 1884 году, великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны (сестры последней императрицы, Александры Федоровны), перешла к следующим брачующимся, и так и осталась до конца правящей династии. С 1884 по 1908 годы это произведение искусства украшало головы всех невест Императорского двора.
Корона выполнена из серебра и малинового бархата. Ее диаметр — 10,2 см, а высота — 14,5 см. Бархатный каркас этой драгоценности украшен бриллиантами, которые были обработаны в 1767 году известным ювелиром Леопольдом Пфистерером и его помощниками. Первоначально бриллианты были нашиты на камзол Павла Первого. И крест на короне сделан из камней с царского эполета павловских времен.
Всего в короне 9 крупных бриллиантов и 320 среднего размера. Они составляли 80 нашивок, которыми и был украшен костюм Павла Первого. Нашивки перенесены на корону «как есть» и пришиты серебряными нитями на каркас, обтянутый темно-малиновым бархатом.
Венчальная корона надевалась в комплекте с традиционным убором невесты дома Романовых - бриллиантовой диадемой Марии Федоровны (вдовы Павла Первого), получалось, что у царской невесты сразу две короны, одна внутри другой.
Из императриц эту корону последней использовала Александра Федоровна, вышедшая замуж за Николая II в ноябре 1894 г.
Венчальная императорская корона после 1917 г. разделила судьбу большей части коронных бриллиантов. Она была продана из Гохрана в ноябре 1926 г. антиквару Норману Вейсу. Затем перепродана на аукционе Кристи в Лондоне 26 марта 1927 г. антиквару Фаунсу за 6100 фунтов и хранилась в галерее Вартски в Лондоне. Последней ее владелицей стала Марджори Пост, которая приобрела корону в 1966 г. на аукционе Сотби. В настоящее время венчальная императорская корона хранится в Иконной комнате Музея Хиллвуд близ Вашингтона.
Эта корона была последней изготовленной в период существования Российской империи и династии Романовых. Историю российских корон на этом можно считать оконченной.
Еще несколько парадных портретов Романовых в коронах.
Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!
А.Житков