Найти в Дзене
История побежденных

Красавица и царь: Украшение Кунсткамеры

Итак, 14 марта 1719 года на Троицкой площади Санкт-Петербурга была казнена Мария Гамильтон – камер-фрейлина царицы Екатерины Алексеевны и, по неофициальным сведениям, фаворитка царя Петра I. Однако на этом ее история не закончилась. После казни Согласно очерку секретаря саксонского посольства Георга фон Гельбига, царь Петр приказал заспиртовать отрубленную голову красавицы и отдал в академию наук. При академии наук существовала и существует по сей день Кунсткамера – детище Петра, основанное в 1714 году. Кунсткамера в переводе с немецкого означает «кабинет редкостей». Здесь собраны, наряду с книгами и предметами старины, коллекции заспиртованных монстров, скелеты аномальных животных и прочие природные редкости. Голова эта положена была в спирт и отдана в академию наук, где ее хранили в особой комнате, с 1724 года вместе с головой камергера Монса. Воля монарха была исполнена с величайшей точностью. Что было на уме монарха? Простым людям сложно понять поступки великих мира сего. Например
Оглавление

Итак, 14 марта 1719 года на Троицкой площади Санкт-Петербурга была казнена Мария Гамильтон – камер-фрейлина царицы Екатерины Алексеевны и, по неофициальным сведениям, фаворитка царя Петра I.

В коллаже использован фрагмент картины Д. Вандербанка "Женщина в белом", гравюры XVIII века, фотографии Кунсткамеры (Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого)
В коллаже использован фрагмент картины Д. Вандербанка "Женщина в белом", гравюры XVIII века, фотографии Кунсткамеры (Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого)

Однако на этом ее история не закончилась.

После казни

Согласно очерку секретаря саксонского посольства Георга фон Гельбига, царь Петр приказал заспиртовать отрубленную голову красавицы и отдал в академию наук. При академии наук существовала и существует по сей день Кунсткамера – детище Петра, основанное в 1714 году. Кунсткамера в переводе с немецкого означает «кабинет редкостей». Здесь собраны, наряду с книгами и предметами старины, коллекции заспиртованных монстров, скелеты аномальных животных и прочие природные редкости.

Голова эта положена была в спирт и отдана в академию наук, где ее хранили в особой комнате, с 1724 года вместе с головой камергера Монса. Воля монарха была исполнена с величайшей точностью.

Что было на уме монарха? Простым людям сложно понять поступки великих мира сего. Например, небезызвестная королева Маргарита Наваррская, согласно легенде, бальзамировала и хранила сердца своих умерших возлюбленных. Возможно, так она оставляла у себя память о человеке. Возможно, и Петр таким образом хотел сохранить память о любовнице. Ведь портрета Мария после себя не оставила, а фотокамер в ту пору не было.

Спустя лет 50, голова бесследно исчезла. Существует версия, что ее захоронили в погребе этого же здания уже во времена Екатерины II. Однако историк Семевский подвергает эту версию сомнению, поскольку Екатерина Дашкова, которая обнаружила эту голову и по картотеке установила личность погибшей, ничего не упомянула об этом событии в своих мемуарах.

2 версии легенды о красавице, казненной Петром I

Так или иначе, голова исчезла, а легенда о красавице, которой принадлежала эта голова, продолжала жить. Существовали две версии этой легенды: официальная и неофициальная.

Официальная версия – эта та, которая известна всем, написана в энциклопедиях, подхвачена мемуаристами и историками, о том, как придворная дама тайно разрешилась от бремени и удавила ребенка.

Неофициальная версия передавалась из уст в уста, из поколения в поколение между работниками кунсткамеры, которые знали все подробности об экспонатах. Вот что сообщил об отрубленной голове чичероне-сторож саксонскому мемуаристу, спустя сто лет со времени казни Марии:

При государе Петре I была необыкновенная красавица, которую, как увидел государь, так и приказал отрубить ей голову и поставить в спирт в кунсткамере, на вечные времена, чтобы все и во все времена могли видеть, какие красавицы родятся на Руси. / М. Семевский «Фрейлина Гамильтон»

Но, разумеется, такая версия не могла существовать открыто. Ведь она компрометировала царя Петра, чьи потомки в то время царствовали в России. Того, кто ее распространял, демонстративно поправляли и впечатлительным зевакам выдавали «верную»:

Как можно, чтобы такой великий и правосудный государь, каков был Петр I, поступил так с невинною красавицей! Напротив, это голова придворной особы, которая девицею разрешилась от бремени, и из желания скрыть свой стыд, убила ребенка, что и было открыто; суд же приговорил ее к смертной казни. А так как она была красавицей, то государь повелел хранить голову ея в спирту вместе с прочими монстрами. / М. Семевский «Фрейлина Гамильтон»

Если смотреть в корень этих двух версий, то можно увидеть любопытную картину. В неофициальной версии женщина характеризуется невиновной. Здесь нет речи о ее преступлении. Ее единственная вина, пожалуй, в том, что она привлекла внимание царя.

В официальной версии царь Петр I, выходит, вообще ни при чем. Он словно не имеет никакого отношения ни к этой женщине, ни к ребенку. Он просто выполнил свой государев долг – вынес приговор преступнице.

Какая из этих версий ближе к истине, пусть каждый определит сам для себя.

Эпилог истории Марии Гамильтон Вы можете прочесть в следующей публикации.

Начало истории можно прочесть здесь:

#история россии #петр первый #кунсткамера #фаворитки