Найти тему
Виктор Бобров

Белград vs София: транспорт. Часть третья: троллейбус.

В двух предыдущих постах я сравнил рельсовый общественный транспорт Белграда и Софии - метро и трамвай. В обоих этих видах транспорта болгарская столица оказалась развитой лучше, чем столица Сербии. Теперь рассмотрим ещё один вид городского электротранспорта обеих столиц - троллейбус.

Троллейбус (как и трамвай) появился в Белграде и Софии почти одновременно, а именно в 1940-е годы: в Софии чуть раньше (апрель 1941 года), в Белграде - чуть позже (в 1947 году). Белградский троллейбус (тогда "тролибус", а ныне "тролеjбус") должен был начать работу раньше, но помешала война.

Первые белградские троллейбусы в 1949 году. Источник фото: https://www.politika.rs/scc/clanak/379527/Троле-возиле-Новобеограђане-и-Земунце.
Первые белградские троллейбусы в 1949 году. Источник фото: https://www.politika.rs/scc/clanak/379527/Троле-возиле-Новобеограђане-и-Земунце.

Сейчас на 6 троллейбусных маршрутах сербской столицы ездит около 130 единиц техники. В Софии троллейбусов тоже порядка 130, но маршрутов побольше - 10. В обоих городах основная часть троллейбусного парка - импортная: в Софии это чешские "Шкоды" и венгерские "Икарусы", а в Белграде - белорусские АКСМ (подавляющее большинство) и немного наших старых ЗиУ и "Тролз". Ранее по улицам Белграда ходили троллейбусы фабрики "Гоша" (Смедерево), но они давно отошли в историю. Стоимость одной поездки в белградском троллейбусе, как и в трамвае, составляет 89 динаров (63 рубля), и оплачиваются эти поездки так же плохо, как и в трамваях.

Белградские троллейбусы выезжают из депо "Дорчол" на линию. Ноябрь 2019 года, фото автора.
Белградские троллейбусы выезжают из депо "Дорчол" на линию. Ноябрь 2019 года, фото автора.

Все шесть белградских троллейбусных маршрутов ходят только на правом берегу Савы - в основном от площадей Студентски-Трг и Славия до удалённых спальных районов (Звездара, Душановац, Медакович, Конярник, Баница). С 1956 по 1973 годы троллейбусы ходили и в Земун (через Бранков мост и Нови-Београд), но в 1970-е годы власти Белграда взяли курс на постепенное уничтожение троллейбуса. Впоследствии рогатый электротранспорт в Белграде снова отвоевал место под солнцем, но маршруты на левый берег Савы так и не были восстановлены.

Софийский троллейбус имеет и большее количество маршрутов (их 10, как уже отмечалось выше), и куда более развитую сеть - троллейбусы имеются в центре болгарской столицы, на её северо-западе (Люлин), юго-западе (Красно Село), юго-востоке (Дружба) и северо-востоке (Караджа и Левски). Как и в случае с Белградом, проезд в софийском троллейбусе стоит одинаково с трамваем - 1,6 лева (68 рублей), и здесь, опять-таки, проезд оплачивают далеко не все пассажиры.

Довольно необычно для нас выглядят троллейбусы фирмы "Икарус", представленные в Софии почти 40 экземплярами. Январь 2020 года, фото автора.
Довольно необычно для нас выглядят троллейбусы фирмы "Икарус", представленные в Софии почти 40 экземплярами. Январь 2020 года, фото автора.

В эпоху социализма Болгария сама производила часть троллейбусов - сначала это были копии советских МТБ-82, а затем (в 1980-е годы) ботевградские "ДАК-Чавдар" со смешанными болгаро-румынскими "внутренностями". Троллейбусы, изготовленные в Болгарии в 1950-е, стали вообще первыми выпущенными на Балканах.

Один из первых произведённых в Болгарии троллейбусов, 1950-е годы. Фото с сайта elektrotransportsf.
Один из первых произведённых в Болгарии троллейбусов, 1950-е годы. Фото с сайта elektrotransportsf.

Перспективы развития у софийского троллейбуса невелики - сеть и так развита, а основные инвестиции направлены на строительство метро. Так что в лучше случае можно ожидать лишь ремонта существующих линий и обновления моторного парка. То же самое можно сказать и про Белград: там вскоре начнётся строительство метро, и троллейбусы вряд ли смогут отхватить какую-то заметную долю инвестиций.

Спасибо за внимание!