В двух предыдущих постах я сравнил рельсовый общественный транспорт Белграда и Софии - метро и трамвай. В обоих этих видах транспорта болгарская столица оказалась развитой лучше, чем столица Сербии. Теперь рассмотрим ещё один вид городского электротранспорта обеих столиц - троллейбус.
Троллейбус (как и трамвай) появился в Белграде и Софии почти одновременно, а именно в 1940-е годы: в Софии чуть раньше (апрель 1941 года), в Белграде - чуть позже (в 1947 году). Белградский троллейбус (тогда "тролибус", а ныне "тролеjбус") должен был начать работу раньше, но помешала война.
Сейчас на 6 троллейбусных маршрутах сербской столицы ездит около 130 единиц техники. В Софии троллейбусов тоже порядка 130, но маршрутов побольше - 10. В обоих городах основная часть троллейбусного парка - импортная: в Софии это чешские "Шкоды" и венгерские "Икарусы", а в Белграде - белорусские АКСМ (подавляющее большинство) и немного наших старых ЗиУ и "Тролз". Ранее по улицам Белграда ходили троллейбусы фабрики "Гоша" (Смедерево), но они давно отошли в историю. Стоимость одной поездки в белградском троллейбусе, как и в трамвае, составляет 89 динаров (63 рубля), и оплачиваются эти поездки так же плохо, как и в трамваях.
Все шесть белградских троллейбусных маршрутов ходят только на правом берегу Савы - в основном от площадей Студентски-Трг и Славия до удалённых спальных районов (Звездара, Душановац, Медакович, Конярник, Баница). С 1956 по 1973 годы троллейбусы ходили и в Земун (через Бранков мост и Нови-Београд), но в 1970-е годы власти Белграда взяли курс на постепенное уничтожение троллейбуса. Впоследствии рогатый электротранспорт в Белграде снова отвоевал место под солнцем, но маршруты на левый берег Савы так и не были восстановлены.
Софийский троллейбус имеет и большее количество маршрутов (их 10, как уже отмечалось выше), и куда более развитую сеть - троллейбусы имеются в центре болгарской столицы, на её северо-западе (Люлин), юго-западе (Красно Село), юго-востоке (Дружба) и северо-востоке (Караджа и Левски). Как и в случае с Белградом, проезд в софийском троллейбусе стоит одинаково с трамваем - 1,6 лева (68 рублей), и здесь, опять-таки, проезд оплачивают далеко не все пассажиры.
В эпоху социализма Болгария сама производила часть троллейбусов - сначала это были копии советских МТБ-82, а затем (в 1980-е годы) ботевградские "ДАК-Чавдар" со смешанными болгаро-румынскими "внутренностями". Троллейбусы, изготовленные в Болгарии в 1950-е, стали вообще первыми выпущенными на Балканах.
Перспективы развития у софийского троллейбуса невелики - сеть и так развита, а основные инвестиции направлены на строительство метро. Так что в лучше случае можно ожидать лишь ремонта существующих линий и обновления моторного парка. То же самое можно сказать и про Белград: там вскоре начнётся строительство метро, и троллейбусы вряд ли смогут отхватить какую-то заметную долю инвестиций.
Спасибо за внимание!