Уже давно русский балет воспринимается во многих странах, как высокопрофессиональный. Это, безусловно, оправданно. И сегодня подготовка будущих артистов более, чем серьезная. Давайте узнаем, с чего же все началось? Как зарождалась сама система обучения искусству балета?
А началось все, что неудивительно, с нашего Петра I, который решил наравне со всей страной облагородить и ее “визитную карточку” - дворянство. И особые надежды возлагались, разумеется, на молодежь. При Петре происходит трансформация самой системы их воспитания и обучения. В частности, большое внимание начинает уделяться формированию их будущего поведения в обществе. Оно должно было стать высокообразованным и утонченным. В частности, “золотую молодежь” решили активно обучать танцам в европейском стиле. Кстати, введено это было на законодательном уровне: даже если у кого были “обе ноги левые”, отвертеться было нельзя. В то время колыбель балетного образования в России стал Сухопутным шляхетный корпус. Ничего необычного: просто именно там обучались будущие служители государства.
Итак, 1734 год. В Россию прибывает Жан Батист Ланде, французский танцмейстер, уже заслуживший немалую известность за границей. По сути, его и можно считать отцом (или, точнее, пра-пра-пра.....дедом) балетного образования в России. Поработал он “на совесть”: не просто учил дворян плавно и грациозно передвигаться, выписывая всевозможные “па”, а дал им полноценное балетное образование. Итог - три балетных спектакля, показанных при дворе, которые были не просто красивыми, а стали первыми в России, которые соответствовали всем канонам классического европейского балета. Ряд выпускников школы впоследствии даже участвовали в представлениях в Италии.
Дальше - больше. Главой Российской Империи становится Анна Иоановна. Идея профессиональной подготовки артистов балета ей пришлась по душе. Посему, она повелела создать отдельную балетную школу, которую предсказуемо возглавил Ланде. Его учениками стали 6 мальчиков и 6 девочек, которые были детьми обычных служащих дворца, то есть, не имели никаких титулов. Это было выгодно обеим сторонам: “Танцовальная Ея Императорского Величества школа» получала возможность отработать создаваемую систему балетного образования, а родители учеников избавлялись от необходимости обеспечивать свои чада, поскольку содержание и обучение детей полностью оплачивалось за счет казны. Нужно сказать, что результат оказался весьма внушительным: трое учеников школы впоследствии добились больших высот. Многие стали выступать при дворе, а некоторые даже “добрались” до других стран. Так, Аксинья Сергеева стала весьма популярна за рубежом. Этого же достиг и Афанасий Топорков. А “вишенкой на торте” стала Авдотья Тимофеева. Она не просто заслужила зрительскую любовь, но стала первой исполнительницей своего жанра, которой в конце выступления на сцену зрители бросали кошельки в знак восхищения.
Дальнейшее развитие балетного образования в России пришлось на период царствования Елизаветы Петровны, которая своим указам повелела создать русский театр. Соответственно, учебное заведение, в котором преподавал Ланде, трансформировалось в нечто гораздо более глобальное - в Театральную школу. Здесь вместе с будущими актерами балета учили на художников, музыкантов, артистов цирка, драматических актеров. Увы, вскоре Ланде заканчивает свой жизненный путь. По счастью, “машина” уже была успешно запущена. Развитием и реформаторством русского балетного образования начинают заниматься известные европейские балетмейстеры, которые были приглашены из-за рубежа. Среди них - Ринальди, Канциани, Пуаро и другие. Постепенно балет становится в России элитарным видом искусства, обучение которому осуществляется по весьма строгой и разносторонней системе обучения.