Найти тему
Casus Belli

1904. Русско-японская война. "В конце боя схватывались врукопашную, пока победитель не становился на грудь побежденного..."

Оглавление

Командующий

62-летний японский главнокомандующий Ивао Ойяма был потомком старинного самурайского рода. Он получил великолепное военное образование, был прекрасно эрудирован, знал пять европейских языков, включая русский.

Маршал Ойяма
Маршал Ойяма

Ойяма родился в Кагосиме в семье самураев из области Сацума. Его двоюродным братом по отцовской линии был Сайго Такамори, в период реставрации Мэйдзи несколько лет фактически управлявший страной. На стороне императора Ойяма принимал активное участие в гражданских войнах и подавлении самурайских мятежей (в том числе воевал против Такомори). В битве при Айдзу был ранен партизанами.

Сайго Такамори
Сайго Такамори

После окончания гражданской войны (1869) Ойяма был отправлен на учебу в École spéciale militaire de Saint-Cyr во Франции. В ходе франко-прусской войны был официальным японским военным наблюдателем. С июля 1871 г. по октябрь 1874 г. Ойяма жил в Женеве, изучая иностранные языки; там он выучился бегло говорить по-русски. Потом – снова учеба, уже в США, в Академии Темпл-Хилл. Получив эполеты генерал-майора, он снова едет учиться во Францию.

Вскоре он назначается военным министром и играет руководящую роль в реорганизации японской армии. Во время Первой японо-китайской войны Ойяма командовал 2-й японской армией, действовавшей на Ляодунском полуострове и штурмовавшей Порт-Артур, где его войска устроили резню, стоившую генералу больших неприятностей.

-3

В январе 1898 года Ойяма стал фельдмаршалом. Война с Россией застает его в должности начальника Генерального штаба японской армии, а вскоре он получает должность Главнокомандующего. Ойяма нес всю полноту ответственности за действия сухопутных сил, и лично разрабатывал тактику японских войск во всех крупных сражениях. Он командовал войсками при Ляояне, отражал контратаки в сражениях при Шахэ и Сандепу. В начале 1905 года его ненадолго заменил генерал Гэнтаро Кодама, но в финальной битве при Мукдене японские силы вновь возглавлял Ойяма.

-4

Если Куропаткин всю кампанию потратил на подготовку решающего удара, наносить который уже оказалось слишком поздно, то Ойяма пытался, в подражание прусской армии, устроить своему противнику «седан», но также не преуспел. Объективно задача, стоявшая перед японским командующим, была проще: характер местности в Маньчжурии благоприятствовал обходам и охватам. Горная местность была японцам более привычна, нежели русским, к тому же у них было преимущество короткого плеча снабжения. Тем не менее, выйти противнику во фланг и тыл японцам ни разу не удалось.

-5

Для завершения такого рискованного маневра Ойяме не хватило решительности; не хватало ее и у подчиненных ему генералов.

Офицеры и генералы

На 1 июля 1903 г. в японской армии насчитывалось более 17,5 тыс. офицеров, в том числе около 8,8 тыс. — на действительной службе, 5,8 тыс. — в запасе и 2,9 тыс. — в территориальной армии. Подготовка офицеров велась в военных школах и училищах, часть офицерских кадров пополнялась за счет производства в офицеры фельдфебелей и старших унтер-офицеров.

Здание Генерального штаба в Токио
Здание Генерального штаба в Токио

В 1882 году был учрежден общевойсковой колледж Генерального штаба, созданный по немецкому образцу. Курсанты первого года обучения основное внимание сосредотачивали на языках, математике и черчении; на втором курсе основными предметами становились военное строительство, мобилизация, тактика войск и организация маршей; третий год был посвящен разведке, стратегии и военной истории. Серьезным изъяном учебной программы был недостаток времени, отводившегося вопросам снабжения. Для подготовки офицеров-специалистов были открыты отдельные училища.

Военная академия Императорской армии
Военная академия Императорской армии

Будущих курсантов начинали готовить со школьной скамьи. В возрасте 13 лет кадеты поступали в региональные подготовительные школы, а через три года переезжали в центральную подготовительную академию в Токио еще на два года. Затем курсанты полгода служили в подразделении (или год, если не посещали подготовительную академию), после чего они становились кандидатами в офицеры. Затем следовало 19-месячное обучение в Академии Императорской армии Японии, и шесть месяцев практики в строевой части. Если нареканий не было, курсант получал офицерский чин.

Управление сухопутными силами Японии находилось в руках военного министра, вопросами же боевой подготовки ведал начальник Главного штаба. Военному министру подчинялись Главный и Генеральный штабы, занимавшиеся разработкой планов войны. Общими вопросами военного и морского руководства ведал подчиненный императору Военный совет, учрежденный в 1900 году.

-8

Генерал Куропаткин, находившийся в 1903 году в Японии с визитом, так описывал подготовку будущих офицеров:

«В военной школе я видел спартанское воспитание. Физические упражнения на эспадронах, ружьях и палках будущих офицеров не подходили ни к чему мною виденному в Европе; дрались с ожесточением. В конце боя схватывались врукопашную, пока победитель не становился на грудь побежденного и не срывал с него маску. Проявлялось ожесточение в упражнениях, били друг друга с дикими криками, но тотчас с окончанием боя или по сигналу вытягивались в струнку и принимали деревянный бесстрастный вид».

Многие японские офицеры бегло говорили по-французски и по-немецки. В военных учебных заведениях ряд предметов читался английскими преподавателями, естественно, на английском языке.

-9

Генералы и адмиралы обучались как древней, так и современной западной стратегии и тактике; продвижение по службе в первую очередь определялось заслугами и достижениями, а не социальным статусом. При этом высший офицер мог быть только самураем, и никогда – простолюдином.

Система связи

В бою командир роты отдавал приказы через цепочку посыльных. Аналогично осуществлялась связь с командным пунктом батальона. Сигнальные флаги и свистки использовались редко, за одним исключением: над захваченными целями принято было поднимать "Восходящее солнце", как способ предотвращения дружественного артиллерийского огня. Связь между батальонами и командованием полка или дивизии осуществлялась по полевому телефону. Командиры дивизий могли поддерживать связь со штабом армии и друг с другом.

В боевых порядках пехоты находились корректировщики, которые по телефонной связи могли в режиме реального времени корректировать артогонь.

-10

В Порт-Артуре японцы разработали систему, позволявшую с помощью телефона немедленно вызывать огонь на заранее пристрелянные сектора русской обороны (все японские батареи были подключены к телефонной сети). Недостатком этой системы было то, что повреждение провода тут же «выключало» часть артиллерии: флажная система связи находилась в зачаточном состоянии и во время войны не использовалась. Радиосвязь в японской армии не применялась.

#русско-японская война

#1904

#японская армия

#японская императорская армия

#офицеры

#военная подготовка

#ояма

#военная история

#война

#армия

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала

Автору на книги:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6