Найти тему
Кино и книги

"В поисках правды": 3 интересные забытые роли Сергея Шакурова в советском кино

Оглавление

Советского и российского актера Сергея Каюмовича Шакурова, я думаю, не надо представлять. Его хорошо знают по ярким ролям командира эскадрона Забелина в истерне "Свой среди чужих, чужой среди своих", следователя Тихонова в детективном фильме "Визит к Минотавру", Леонида Ильича Брежнева в телесериале "Брежнев" и многим другим.

Я не видела всех картин с его участием, но не могу вспомнить ни одного проходного персонажа или незначительного фильма среди работ Шакурова. По-моему, этот актер обладает хорошим вкусом и разборчивостью в выборе ролей. Часто его герои находятся в трудных ситуациях и ищут путь к правде, справедливости и любви.

Хочу напомнить о нескольких картинах, где снимался Сергей Шакуров, не таких популярных, как вышеперечисленные, но очень интересных и достойных.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Кто стучится в дверь ко мне..." 1982 г.

Зимний вечер. На квартире артиста Гарольда Евгеньевича, или просто Геры, гуляет привычная компания. Хозяин с женой Ниной, врач Виктор, большой начальник Игорь Михайлович, оба со своими половинками, и журналистка Соня, так сказать, - подруга семьи. Все еще молоды, собираются в гостях друг у друга регулярно.

После застолья Соня затеяла гадание. Внезапно раздались настойчивые звонки и, мимо приоткрывшей дверь хозяйки, в комнату влетела девушка, заявившая, что за ней гонятся.

Кадр из фильма "Кто стучится в дверь ко мне..." Гадание.
Кадр из фильма "Кто стучится в дверь ко мне..." Гадание.

Компания, вместе с потерпевшей, приникает к окнам: по двору мечется пара разочарованных парней. Игорь даже сбегает вниз, разбираться, но - преследователи ушли. Начинаются расспросы. Мужчины, разглядев, что девица симпатичная, расправляют плечи и ведут героические речи, а женщины солидарно удаляются на кухню мыть посуду и обличать поведение мужиков.

Девушка не выглядит испуганной жертвой, выпивает, закусывает, курит, кокетничает и подает историю так: сидела в гостях, парни с чего-то завелись, кто-то достал нож и она сбежала в чем была, забыв куртку. Позвонила в первую попавшуюся квартиру и ей повезло.

Кадр из фильма "Кто стучится в дверь ко мне..." Аля (Тамара Акулова), Виктор (Василий Ливанов).
Кадр из фильма "Кто стучится в дверь ко мне..." Аля (Тамара Акулова), Виктор (Василий Ливанов).

Казалось бы, осталось подвезти девицу домой и расстаться, но она напрашивается ночевать, поскольку ключи остались в брошенной куртке, а открыть ей некому. Женщины медленно закипают, но, с другой стороны, не выгонять же на улицу? Нина, кроткая жена Гарольда, стелет незваной гостье в комнате сына, а утром ведет ребенка в детсад, оставляя мужа с незнакомкой.

Никто и предполагать не мог, что девушка Аля повлияет на будущее каждого из компании друзей. Для одних ее появление обернется просто неприятностями, для других - реальной опасностью.

Между Гарольдом и его случайной гостьей постепенно выстраиваются отношения, где возможность увлечения уходит на второй план. Любимый артист для Али - символ существования другой, светлой и правильной жизни. Девушка, от которой он вначале пытался отделаться, начинает вызывать у Геры чувство ответственности за ее судьбу.

Гарольд понимает, что нельзя говорить со сцены благородные фразы, а в жизни им не следовать. В результате он пересматривает свои личные отношения и совершает мужественный поступок, едва не стоивший ему жизни.

В фильме есть криминальная линия, поддерживающая напряжение, но это не детектив. Девушка из неблагополучной среды, вломившись в устоявшийся быт порядочных людей, сыграла роль лакмусовой бумажки. Все окрасилось в яркие цвета, всплыли таившиеся в глубине отношений проблемы.

В картине передан дух времени: благополучные 80-е, за фасадом которых скрывается социальное расслоение. Нина говорит Игорю, что тот, кто ездит на "Волге" не поймет страхов одинокой женщины, возвращающейся с работы в темноте. Его жена, Лаура, замечает, что в их квартиру никто не может забежать с улицы - лифтер не пустит. Отправившись разыскивать жилье Али, обе женщины попадают в спальный район с коммуналками и населением, сильно отличающимся от их привычного круга.

Кадр из фильма "Кто стучится в дверь ко мне..." Игорь Михайлович (Вадим Спиридонов).
Кадр из фильма "Кто стучится в дверь ко мне..." Игорь Михайлович (Вадим Спиридонов).

Актеры играют психологически достоверно. Хочется отметить трех персонажей-мужчин: Гарольда (Сергея Шакурова) с его слабостями и внутренней честностью, Игоря (Вадима Спиридонова), жесткого и самоуверенного, и Виктора (Василия Ливанова), чей профессионализм, ум и деликатность скрываются под напускным цинизмом.

В остальных ролях: Тамара Акулова (Аля Вострякова), Светлана Тома (Нина), Анаит Топчан (Лаура, жена Игоря), Татьяна Догилева (Вера, жена Виктора), Жанна Болотова (Соня). Среди второстепенных персонажей вы увидите еще немало знакомых лиц.

"Две строчки мелким шрифтом" 1981 г. (СССР-ГДР)

Молодой историк Федор Голубков звезд с неба не хватает, но жизнь ведет вполне благополучную. Женат на племяннице известного революционера Косоргина, готовится защищать диссертацию в ленинградском институте истории, где работает. Институт, кстати, опекает старых участников революционного движения.

Кадр из фильма "Две строчки мелким шрифтом". Голубков (Сергей Шакуров) с тещей Евгенией Ивановной (Софья Гаррель).
Кадр из фильма "Две строчки мелким шрифтом". Голубков (Сергей Шакуров) с тещей Евгенией Ивановной (Софья Гаррель).

Голубков попадает на похороны и поминки Богачева, бывшего члена дореволюционной подпольной организации "вальбургская группа", организовывавшей доставку из Германии запрещенной литературы и переходы нелегалов через границу.

История "вальбургской группы" Федору знакома: в ней состоял знаменитый родственник его жены революционер Косоргин. Многие из тех, кого доставляли через границу проводники организации, были арестованы, некоторые погибли . Соратники выявили предателя - Степана Тишкова, застрелившегося после разоблачения.

На поминках Голубков узнает, что эта старая история до сих пор является предметом конфликта между уцелевшими ветеранами "вальбургской группы". Некоторые из них, к которым относился и умерший Богачев, считают, что Тишков застрелился, не вынеся недоверия товарищей, а предателем был кто-то другой.

Заинтересовавшийся Голубков знакомится с семьей внука Тишкова, вынужденного переменить фамилию из-за опозоренного предка, находит факты, вызывающие сомнения в официальной версии, зарабатывает конфликт с руководством института и массу неприятностей.

Внезапно его изыскания поддерживает руководство Института истории партии. Он получает возможность съездить в ФРГ, чтобы найти проясняющие ситуацию документы. Тут перед добровольным следователем раскрывается ужасная перспектива: скорее всего предателем и тайным агентом охранки был дядя его жены Косоргин, а он все это время невольно разрушал репутацию собственной семьи.

Кадр из фильма "Две строчки мелким шрифтом". Андрей Косоргин (Валерий Баринов).
Кадр из фильма "Две строчки мелким шрифтом". Андрей Косоргин (Валерий Баринов).

Фильм развивает две сюжетные линии: историю развала "вальбургской группы" в 1912 году, связанные с этим более поздние события, и злоключения Голубкова, проводящего свои изыскания.

В картине хорошо показано как много живых человеческих судеб стоит за парой строчек примечания в чьей-то диссертации. Лично у меня сложилось впечатление, что некие властные структуры позволили герою оправдать одного революционера, но прикрыли возможность разоблачения другого из идеологических соображений.

Нестандартен для советского кино показ революционной деятельности. Мы привыкли к суровым лицам революционеров-подпольщиков из рабочих, а тут - хорошо одетые молодые люди и девушки, проводящие собрания в немецких кафе. Впрочем, в это я как раз верю: кто еще так увлекался революционными идеями как не образованная молодежь?

Кадр из фильма "Две строчки мелким шрифтом". А как весело начинался переход границы.
Кадр из фильма "Две строчки мелким шрифтом". А как весело начинался переход границы.

Постановка работы и отношения внутри организации лишены лакировки: в инциденте на границе вооруженной оказалась одна девушка, которую и убили, остальные не оказали сопротивления. Заподозренного Тишкова и его друга Ленца просто затравили. Группа развалилась из-за взаимных подозрений, настолько потеряв связь между участниками, что исчезновение Косоргина никого не заинтересовало. Молодость, обиды, отсутствие дисциплины, дилетантство.

В картине прекрасно показана непреходящая актуальность истории, хорошие съемки натуры в Ленинграде и Германии, красивая музыка композитора Надежды Симонян и, конечно, актерские работы. Герой Шакурова, попадающий из рутинной устроенной жизни в ситуацию морального испытания, вызывает симпатию и мы радуемся, что ему удалось выйти из нее без больших потерь и добиться цели.

Нельзя не отметить впечатляющие роли Юрия Богатырева (Степан Тишков), Олега Борисова (Ташков, внук Тишкова), Павла Кадочникова (Бартеньев, руководитель Голубкова), Софьи Гаррель (Евгения Ивановна, сестра Косоргина). В фильме снимались: Нина Русланова, Анатолий Ромашин, Валерий Баринов и другие.

"Армавир" 1991 г. 2 серии

Лето. Курортный город на Черном море. Молодой пьяный мужичок, влившись в толпу провожающих, машет круизному пароходу "Армавир". По пути к родной хибаре герой периодически смотрит на отплывающее белое чудо и, в какой-то момент, не находит его на глади вод. Выразив удивление пропажей корабля равнодушной матери, он идет вздремнуть. Наутро волна приносит к дому красивую девушку без сознания.

Обрадованный мужичок тащит ее в сарай и оживляет алкоголем, но в дверь вползает симпатичный оборванный юноша кавказской наружности. Молодые люди обнимаются, хотя всего лишь вместе танцевали на "Армавире", а после катастрофы - плыли к берегу. Едва не утонувшая Наташа была в свадебном путешествии, но муж, скорее всего, погиб. Она рада, что нашелся хоть знакомый. Пьяница понимает, что он - лишний.

Вечером того же дня сотруднику ВОХР Семину, смотрящему в дежурном помещении новости о катастрофе, звонит аноним. Он говорит, что знает, о том, что Семин нанес себе членовредительство, чтобы уйти из армии, и достоин трибунала, но у него есть более важное сообщение. Любимая дочь Семина, Марина, сбежавшая от его опеки, находилась на потонувшем "Армавире", так что пусть тот летит искать, если интересно.

Потерявший от отчаяния голову отец, захватив табельный пистолет, едет на место гибели "Армавира". Жертвы катастрофы, многие из которых от стресса утратили память, находятся в санатории с большим парком, где им оказывают помощь. Семин ищет среди них дочь, показывая ее фотографию.

Многие вспоминают красивую девушку Марину, частую посетительницу бара, в том числе, любовник Наташи, которого Семин зовет "джигитом". Судя по его словам, Марина была связана с компанией карточных шулеров - "катал", промышлявших на пароходе, и вела распущенный образ жизни.

Кадр из фильма "Армавир". Семин (Сергей Колтаков) находит Тимура и вытрясает из него информацию.
Кадр из фильма "Армавир". Семин (Сергей Колтаков) находит Тимура и вытрясает из него информацию.

Вскоре Семин сталкивается с другим человеком, своим ровесником, который тоже ищет Марину и утверждает, что он - ее муж, безумно влюбленный в молодую жену подкаблучник. Теперь они вместе ведут поиски, хватаясь за каждую возможность. Семин не уверен, что его помощник, тоже тонувший и слегка неадекватный, ищет ту же Марину.

Его дочь не была замужем, но тот утверждает, что они расписались как раз в круизе. Бумажник с фотографией у отца украли, уточнить не по чему. Бывший военный подозревает, что приставший к нему человек и есть тот самый аноним, сообщивший о несчастье с Мариной.

Кадр из фильма "Армавир". Непрошенный зять Аксюта (Сергей Шакуров).
Кадр из фильма "Армавир". Непрошенный зять Аксюта (Сергей Шакуров).

Картина создана творческим дуэтом режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе. Их работы всегда отличались глубиной и многослойностью смысла при внешнем реализме и простоте.

Много написано о том, что сюжет фильма основан на реальном событии: катастрофе пассажирского парохода "Адмирал Нахимов", произошедшей 31 августа 1986 г. на Черном море вблизи Новороссийска, и является своеобразным реквиемом по погибшим.

Кадр из фильма "Армавир". Гибель "Армавира".
Кадр из фильма "Армавир". Гибель "Армавира".

Также отмечалось, что эта кинопритча, созданная накануне распада СССР, о катастрофе, произошедшей с прекрасным и мощным белым пароходом, нелепо пошедшим на дно из-за ошибок в управлении, символизирует гибель великого государства. Все это верно, но хочется взглянуть на еще один аспект содержания картины.

Это фильм о всепоглощающей любви, о том, что она может занимать всю душу и, при утрате предмета любви, человек просто умирает оттого, что ему нечем больше жить. Так и происходит с героем фильма Аксютой, которого играет Сергей Шакуров.

Вначале больше внимания отведено персонажу Сергея Колтакова - Семину, но затем оба партнера сравниваются в значимости своей драматической судьбы. Семин и Аксюта ищут не только Марину, но и правду о Марине, поскольку до сих пор знали только придуманный ими образ девушки. Когда выяснится, что найденной Марине они не нужны, отец еще переживет смертельный удар, а влюбленный Аксюта - не сможет.

Кадр из фильма "Армавир". Просители у чужого порога.
Кадр из фильма "Армавир". Просители у чужого порога.

Нельзя не сравнить фильм с всемирно известным "Титаником". При всем уважении к Джеймсу Кэмерону после просмотра"Армавира" несчастья "Титаника" и любовь его героев, на мой взгляд, смотрятся зрелищно, эффектно, трогательно, но как-то не по-настоящему.

Превратившийся за месяц из подтянутого мужчины средних лет в полубезумного старика, на глазах съеживающийся в пустой кокон, хранящий человеческую форму, Шакуров потрясает, как и его партнер Колтаков. Конечно, "Титаник" - о самой катастрофе, "Армавир" - больше о ее психологических последствиях, но не сопоставить как-то невозможно.

Кадр из фильма "Армавир". Аксюта постарел и почти сошел с ума за считанные дни.
Кадр из фильма "Армавир". Аксюта постарел и почти сошел с ума за считанные дни.

О сюрреализме картины можно говорить долго, хочу сказать лишь, что в ней можно расшифровывать образы, можно и просто так смотреть. Есть впечатляющие эпизоды тонущего корабля, паники, спасения водолазами девушки из воздушного пузыря, но большая часть времени отведена обостренным отношениям людей, переживших катастрофу.

Помимо великолепных работ уже названных Колтакова и Шакурова замечательно сыграли Сергей Гармаш (пьяница Иван), Мария Строганова (Наташа), Жан Байжанбаев (Тимур), Елена Шевченко (Марина), Александр Вдовин (Николай), Михаил Еремеев (Смирнов) и многие другие, занятые в эпизодических ролях.

Надеюсь, мой сегодняшний обзор вас заинтересует и поможет в выборе интересного фильма для просмотра в свободное время. Если статья вам понравилась, предлагаю познакомиться со сходной по теме: "Командир, пограничник, мастер и настоящий русский мужик": 3 малоизвестных роли Вадима Спиридонова в советском кино".

-16