1. Будьте просты, естественны, искренны (статус, собственность, значимость, что важно для обычных людей, при аутизме не работает).
2. Не стремитесь сразу к установлению зрительного контакта (для многих это пока невозможно).
3. Используйте визуальное общение (подсказки). Нам кажется, что ребёнок не хочет с нами работать, не понимает (не слышит), на самом деле он иначе воспринимают информацию. Визуализация помогает.
4. Не используйте при общении с особенными детьми гаджеты (только в исключительных случаях). Дети могут сконцентрироваться не на факте коммуникации, а на самом устройстве.
5. Используйте речевые клише.
6. Чем проще ваша речь, тем лучше: однословные вопросы и ответы. (Если ребенок говорит одно слово, то и вы отвечаете одним словом).
7. Избегайте иносказаний, крылатых фраз, фигур речи. Фразу «у меня раскалывается голова» ребёнок поймёт буквально - как голова распадается на части. Говорите проще - «болит голова»
8. Не используйте язык мимики, не намекайте («возможно», вероятно») – нужен прямой язык: «я рада», «я грущу»
9. Научитесь ждать. Задали вопрос и ждите пока ребёнок обработает (осмыслит) информацию и ответит вам. Не ждите немедленного ответа.
10. Если много раз задавать один и тот же вопрос с расчетом на то, что ребенок быстрее ответит, можно только усугубить ситуацию.
11. Если переспрашивает много раз одно и то же слово, то возможно не понимает его значения или опускают какие-то детали во время действия.
12. Нужна зональности кабинета: где сидеть, стоять, лежать и выполнять нужное вам действие.
13. Подготовьте материалы для сенсорной разгрузки, чередуйте этапы работы и расслабления. Спросите родителей о ритуалах, которые успокаивают ребёнка (н-р, колонна со световыми рыбками, гамак, пупырчатая пленка).
14. Используйте алгоритм «сейчас – потом». Сейчас «называем слова», потом «мыльные пузыри» (то поощрение, которое приятно ребёнку).
15. Дайте структуру, правила занятий, которые понятны ребёнку. Нарушение канвы занятия может привести к эмоциональному всплеску (это как распорядок дня).
Порядок использования этих пунктов может быть произвольным. Выберите те, которые подходят ребёнку.
Советов очень много, вам нужно прочитать несколько книг о детях с аутизмом и самих людей с аутизмом. Вам будут понятны их особенности. На основании этого и стройте общение.
#вопросАзовой в первом комментарии. Отвечаю на первую часть письма