Мне повезло! Как ни парадоксально это звучит от человека с тяжелой формой ДЦП. Но это именно так! Повезло, что родилась долгожданным ребенком у очень добрых, открытых и мудрых родителей. Которые к тому же были еще учителями математики. (Так что математику мне можно было не учить – она была уже в моих генах.) Мне повезло – родители, родные, друзья родителей, коллеги родителей, родители учеников, которые учились у моих мамы и папы, сами ученики, (в особенности класс, где мама была классным руководителем) окружили меня не морем, а океаном любви. Я была как «дочь» школы»: поскольку в садик меня не брали, мама брала меня с собой на работу и я что то рисовала пока она объясняла все премудрости алгебры или геометрии. Бывало также «гостила» в кабинете у крестной, которая тоже вела математику. Вместе с мамой «проводила» классные часы в ее любимом 10 «Б» классе. Обожала когда меня на коляске «с ветерком» старшеклассники катали по поселковому парку. Еще больше любила, когда весь мамин 10 «Б» приходил к нам в гости домой Очень любила когда к нам в гости приходили друзья родителей. Да и ответные визиты мне тоже очень нравилось наносить. Но в основном я, когда родители были на работе ,сидела дома с соседской бабушкой, которой мама с папой платили за присмотр за мной. В это время я либо играла, либо читала или смотрела ТВ. Читать я научилась рано, причем буквы выучила благодаря передачи на ТВ «АБВГДка». А потом «пытала» родителей вопросом: «Какая это буква?»- сделав ее при помощи своего тела, скрестив определенным образом руки и ноги. Читала и читаю по сей день очень много. После работы родители всегда занимались мной. Папа – играл со мной, читал, рисовал и учил со мной что- то наизусть. Мама – занималась со мной гимнастикой, логопедией (для развития речи мы с ней очень много пели), делала массаж. Также мы все очень много и долго гуляли на улице. Сначала меня возили на детской обычной коляске или на санках. Потом «ездила» на руках у кого- то из родителей или на папиных плечах. Чуть позже – гоняла на 3-х колесном велосипеде. И потихоньку ходила, держась за руку взрослого. Самым лучшим другом с того времени и до конца своей жизни был для меня папа.
Благодаря тому, что родители при теплой погоде выносили во двор старый письменный стол, стулья и настольные игры я имела возможность играть и немного общаться со сверстниками. Иногда одна из девочек приходила к нам домой. мы с ней играли или рисовали.
Что касается моего лечения, то первая попытка его закончилась трагично – после недельного пребывания в детском санатории «Солнышко» г. Краснодара я от постоянного плача от того, что впервые была без родителей, перестала сидеть, ходить, была в ужасном состоянии. Благо, к тому моменту родители смогли договориться о моем лечении в одной из столичных больниц. Там меня восстановили до того состояния, в котором я была до санатория. Плюс, при повторном нахождении в больнице, удалось еще немного улучшить состояние. В больнице я находилась с мамой, которой для того, чтобы ей разрешили быть со мной, пришлось пойти работать нянечкой в этой же больнице. Потом был спец санаторий в г. Евпатория. Там мне тоже немного помогли.
В 7 лет меня отдали в спецшколу-интернат в г. Волгодонск. К тому времени я уже ходила на костылях. На них меня научили ходить в 6 лет в старшей группе краснодарского санатория «Солнышко». В Волгодонске я проучилась чуть больше полугода. В интернате мне было скучно, хотя и общалась с одноклассниками и другими детьми. Но поскольку меня посадили в подготовительный класс, мне пришлось вместе со всеми выводить крючки и палочки. Хотя к тому моменту я уже сама читала и писала печатными буквами. ЛФК в школе не было. Ходила лишь на занятия с логопедом. За весь период обучения меня лишь пару раз сводили в спортзал, где я немного позанималась. Но т.к. интернат был переведен в другое место, еще дальше от дома, то было решено искать что-то поближе. Так вторым домом для меня на целых 9 лет стала спецшкола в г. Ейске. Началась совсем другая жизнь.
Увы, из-за того, что я не успевала писать за своими одноклассниками в 1-м классе и очень переживала по этому поводу т.к. за время обучения в Волгодонске привыкла быть первой во всем, пришлось снова сесть в подготовительный класс. Хотя в 1-м классе уже училась моя самая лучшая подруга, с которой мы подружились еще в «Солнышке», и, которая на протяжении всей ее учебы в школе заботилась обо мне как старшая сестра. После ее перехода в массовую школу мы с ней продолжали дружить, писали друг другу письма. Но мне ее на протяжении всей жизни очень не хватает. Помимо подруги в этом классе учился мальчик , который жил в том же поселке, что и я. И наши родители, поочередно приезжая к нам в гости, гуляли с нами обоими, кормили вкусняшками. Одному из нас, чьи родители оставались дома, другие привозили передачу. И, провожая кого-то из родителей домой, мы вместе ревели на скамейке. Хотя до моего приезда в эту школу друг ни разу не плакал, провожая своих маму и папу. Мне повезло! В новом классе работал человек, который нянчился с нами как родная мама – вытирала носы, застегивала штаны, подстригала всем нам ногти. И постоянно с нами занималась: помогала делать домашнею работу, очень много нам читала, проводила мероприятия, дискотеки, встречи с интересными людьми. Другие воспитатели тоже нами занимались, но такой самоотдачи и любви к нам я больше не встречала. Училась я легко. Узнав, что я умею читать и писать, воспитательница брала мне книги в библиотеке. И быстро сделав домашнею, я запоем их поглощала. Самым ярким событием той поры (начальные классы) были слезы радости у мамы. Которая плакала, увидев меня самостоятельно идущей, в очередной раз приехав ко мне в школу. Этим мы с ней обязаны удивительному человеку, врачу-рефлексотерапевту, который, отдыхая в санатории, где и мы с мамой проходили лечение, согласился поработать со мной. Друзей в школе было много, в основном из старших классов. С одноклассниками общалась как-то меньше. Часто приходилось объяснять им математику, помогать по другим предметам. Писать стихи стала во 2-м классе. В классе 8-м увлеклась хиромантией, всевозможными гаданиями и другими смежными «науками». Как ни странно, мои пророчества сбывались. Эти мои способности здорово помогли мне быстрее адаптироваться в техникуме-интернате бухгалтеров в г. Калач-на Дону. Решение поступать в техникум было принято мной исходя из нескольких соображений. Во-первых, мне, несмотря на комфортное существование дома и любовь родителей было очень одиноко: не хватало общения со сверстниками. К тому же у меня не было гарантии, что, окончив на дому 10 и 11 классы, я успешно поступлю в ВУЗ. А во-вторых – большинство моих друзей по школе уже учились там, либо поступали вместе со мной. Т.е. получалось как в песне: «Без друзей меня – чуть-чуть, а с друзьями - много!» Да и родителям было спокойнее – я «под присмотром» старших. Что касается самой студенческой поры, то было очень интересно учиться, проводить свободное время среди друзей, которых к тому моменту стало еще больше. И это - несмотря на трудности связанные с написанием конспектов: медленный почерк не позволял мне успевать писать под диктовку преподавателя. Приходилось после занятий печатать лекции на машинке однокурсника, у которого была та же проблема, а потом уже – учить. К сожалению, в группе, где я училась было много студентов, которые открыто говорили о том, что для того, чтобы не платить полную стоимость обучения , покупали справку об инвалидности. Именно они могли с развлекательной для себя целью напугать тех, у кого были геперкинезы и, как следствие, они очень сильно вздрагивали при испуге. Что было, по мнению некоторых, очень смешно. Проблему решило мое обращение к своим однокурсникам. «Страшилки» прекратились, но отношения в группе так и не стали теплыми. Отсидев лекции, местная молодежь мчалась домой, практически не участвуя ни в жизни группы, ни в жизни техникума. Тем не менее я очень благодарна преподавателям техникума не только за полученные знания, но и за то, что шли навстречу людям с ДЦП, разрешая там, где это было возможно, вместо письменных работ отвечать устно. Да и весь коллектив учебного заведения всячески помогал людям с особенностями здоровья. Для меня годы учебы в г. Калач-на Дону навсегда останутся самыми яркими годами моей жизни.
Получен диплом. Казалось бы – впереди потрясающие перспективы. Но, общеизвестно - в нашей стране людям с проблемами здоровья очень трудно трудоустроиться. Увы, из за отсутствия стажа, а так же имеющийся у меня 1й группы инвалидности я так же не смогли устроиться на работу. Многие в моем положении приходят в отчаяние, начинают пить. Еще больше тех, кто спасается от одиночества общением в интернете – сидя в чатах почти сутками. И лишь некоторые – по настоящему сильные личности – самореализуются: занимаются творчеством, учатся, участвуют в общественной жизни общества и т.п.
Увы, первое время после окончания учебы было для меня самым тяжелым. Работы нет, от дальнейшего обучения в институте по ряду уважительных причин пришлось отказаться. Спасло от отчаяния – любовь и поддержка родителей, книги. Чуть позже в центре психологической помощи был организован клуб для людей с особенностями развития, где я стала не только активным членом, но и писала для клуба небольшие сценарии. Позднее – и поздравительные стихи на заказ. Стихи пишу по сей день. Благодаря появлению компьютера, а затем и интернета в моей жизни произошли изменения в лучшую сторону. Поскольку на клавиатуре работать значительно легче, то иногда занимаюсь набором текста, с дальнейшей его распечаткой. Так же по просьбе других берусь за художественным оформлением фотографий, которые затем дарят имениннику. Еще делаю поздравительные видео ролики из художественно обработанных фото Но основные мои занятия – это работа над собой: как в физическом плане: лечебная и пальчиковая гимнастика, различные методы психологической саморегуляции; беговая дорожка. Так и в духовном. С 2016 года занимаюсь нейрореаблитацией по методу Пашниной Ольги Николаевны. Благодаря работе с ней я стала лучше управлять своим телом, изменился мой внутренний мир. Про Ольгу Николаевну и ее метод я готова говорить часами. Настолько сильно ее влияние на меня. Постоянно учусь - помимо основной специальности - бух.учет ,получила свидетельство об окончании курсов "Журналистика" в ЕШКО, и "Менеджера по рекламе". Надеюсь это не предел! Общаюсь с людьми, которые знают больше меня, и, следовательно, могут что то подсказать, чему то научить в плане работы над собой. И, вопреки довольно распространенному мнению, что в зрелом возрасте мое заболевание коррекции не поддается, удалось добиться некоторого улучшения состояния. Что натолкнуло на просветительскую деятельность в интернет-сообществе «ДЦП. Чужих детей не бывает» (http://my.mail.ru/community/dzp. И, конечно, же помогаю своим родным не только в бытовых вопросах (что не умею - потихоньку учусь) , но и в оформлении деловых бумаг. 2 года работала в "Кубанском институте остеопатии" - писала статьи о мероприятиях, проводимых там, с последующим распространением в сети. Работа мне очень нравилась, благодаря ей я очень многое узнала, познакомилась с интересными людьми, с которыми общаюсь и по сей день. Но по ряду причин этот вид деятельности мне пришлось завершить. Хотя с бывшим моим начальником мы остались большими друзьями.
Помимо этого я лауреат премии главы Краснодарского края среди людей с ОФР за активную жизненную позицию и творчество (1996 г.). Имею диплом о занятом мной 2-м месте за участие в краевом конкурсе на лучший сценарий короткометражного худ. фильма, посвященного проблемам инвалидов (2012 г.). Благодаря моему обращению в СМИ, люди с инвалидностью поселка Ахтырского получили возможность играть в бочча и ездить на краевые соревнования. Где часто занимают призовые места. Неоднократно печаталась в СМИ Абинского района, газетах «Восход» и «Анфас». В этих же изданиях, а также в региональном приложении «Аргументы и факты» были материалы и обо мне.