Найти тему
Литературный Диалог

«Лев Толстой: бегство из рая» Павел Басинский. Неясная Ясная Поляна и «психологический» узел на шее Великого Писателя

Оглавление

Объем: 601 страница

«Бегство из рая» отправлено издателями в раздел «биографии и мемуары», на мой взгляд, ошибочно — это скорей художественные рассуждения о Великом Писателе на базе дневников, писем и воспоминаний, как самого Толстого, так и окружающих его людей. Львиная доля текста отдана под отрывки из документальных источников (тех самых писем, воспоминаний, дневников, газетных статей), часть из которых издана еще при жизни Льва Николаевича. Оставшийся объем — трактовка Басинским событий и действий Персонажей (а упомянутые лица в данной книге скорей персонажи, чем реальные люди), иногда попытка давать их состоянию психологическую и даже психиатрическую оценку.

В итоге вышел действительно увлекательный многогранный детектив, с удачно построенным сюжетом, где глубокие флешбэки призваны обосновать трагическую гибель Толстого и подвести под «побег» Писателя из дома некие логические и психологические мотивы, тянущиеся чуть ли не с детства (по мнению Басинского Толстой, как Форрест Гамп неосознанно бегал по зову сердца всю свою сознательную жизнь).

Басинский, который, безусловно, проделал колоссальную работу и скрупулезно исследовал все (или очень многие) доступные письменные документы о жизни и творчестве ЛН, все же написал не биографию, а психологическую драму: да — захватывающую, да - основанную на реальных событиях, но, вероятно, не имеющую прямого отношения к реальной духовной жизни и настоящим переживаниям Толстого и близких ему людей. Ибо странно искать в ПУБЛИЧНЫХ дневниках, доступных и даже написанных для широкого круга лиц, и тем более в художественных произведениях некие глубоко личностные психологические аспекты и выдавать их если не за исповедь, то за откровенный разговор с психотерапевтом.

Все здоровые люди здоровы одинаково, каждый больной человек сходит с ума по-своему

Я искренне люблю Толстого и как Писателя, и как «медийную личность», но мне бы никогда не пришло в голову читать его дневники и письма (их за долгую и плодотворную жизнь накопилось бесчисленное множество). Но в составе «Бегства из рая» я познакомилась с избранными отрывками и цитатами с огромным удовольствием, пусть и часто имела совершенно противоположное авторскому мнение по их трактовке и видению ситуации.

«Письма Толстого к жене занимает два самостоятельных тома в полном собрании писем», - пожимает плечами Басинский. И хочется выразить благодарность Исследователю, что он выбрал для меня и для вас самые значимые и интересные отрывки из этого почти бесконечного наследия. Поэтому, если Вы, как и я не имеете непреодолимого желания читать два тома чужих писем - «Побег из рая» позволит не только узнать о контексте, в котором Толстой создает свои произведения, но и окунуться в атмосферу взаимоотношений в графской семье и вокруг нее.

Стать популярным Автором при жизни удается далеко не каждому великому (часто посмертно) Писателю. Толстой же занял пьедестал в довольно раннем возрасте, что во многом определило его жизнь, и, увы, его смерть. Страшно и грустно, что именно графский титул и прилагающееся к нему имущество, давшие ЛН возможность заниматься писательством, а не вспахивать в поте лица соседнее поле, в итоге стали той гильотиной, которая по кусочкам отрубала от уже немолодого мужчины, в конце старика, его связи с женой и детьми.

Желание ничем не владеть вполне логично для человека, имеющего исключительно духовные амбиции, но Толстой явно опускал тот факт, что нарожал 13 детей (до совершеннолетия дожили только 8), не разделяющих его увлечение простым крестьянским трудом и маниакального стремления к вечным ценностям, весьма разнящимися с представлениями русской православной церкви.

«К концу его жизни стоимость сочинений оценивалась зарубежными издателями в 10 млн золотых рублей. За права же, принадлежавшие только СА (Софья Андреевна — жена Толстого), ей предлагали 1 000 000».

И на мой взгляд, именно наивное желание миллионера стать нищим, наложенное на вполне понятное и законное требование его многочисленных детей оставить им наследство, и стало основным обстоятельством, определившим все прочие печальные события. Любые странности и духовные поиски Толстого воспринимались бы семьей со снисходительной улыбкой, если бы кеш попадал в семейный бюджет, а не раздавался бы даром всем желающим (Толстой отказался от авторских прав на поздние сочинения).

Поэтому и духовный поиск Толстого, и его критика православной церкви (рекомендую на эту тему грустный роман «Воскресение»), и вегетарианство просто споткнулись о «золотого тельца» и, конечно, в споре между финансово-озабоченным семейством и воодушевленным «милым другом» фанатиком Чертковым — любой бы выбрал последнего.

Instagram Толстых: где ставить лайк?

Басинский позиционирует свою книгу, как психологическое исследование, о чем свидетельствуют многочисленные комментарии Автора к записям обсуждаемых лиц.

«Распутать этот психологический узел было невозможно»

«Оба ведут дневники, будто соревнуясь с друг другом в своей откровенности»

«Бесценным психологическим документом является переписка ЛН и СА»

На мой вкус, Басинский крайне не критично подходит к источнику своих выводов. Психологический портрет можно составить на основе очень интимных данных, носящих характер исповеди. Толстой же не пишет «в стол». Его записи — продолжение художественных книг, они открыты для жены, он даже просит ее их читать и сам читает ее дневники, позже его тетради добровольно переданы Черткову для дальнейшей публикации.

Это все равно, что Вы показываете свою переписку ВКонтакте. Будет ли там что-то по-настоящему личное? Интимное? Глубоко Вас характеризующее или объясняющее, зачем Вы ночью убили соседку?

Тоже самое и с дневниками Софьи — также публичными. Она «кидается» своими обидами в мужа, чтобы он, наконец, их заметил, но раскрывается ли эта женщина, как личность? Многие приведенные Басинским записи выглядят как попытка помочь Толстому в поиске идей и афоризмов для новой книги, а позже она и вообще выставляется суицидальной истеричкой, психически больным человеком, на показания которого в принципе странно ссылаться:

«Я удовлетворение. Я нянька. Я привычная мебель. Я женщина»

«… пусть я одна уже сгорю, зачем же двум? Ты нужнее меня для всех и вся»

Имеет ли смысл устраивать этот шекспировский «театр одного актера», если пишешь, чтобы выговориться? Но Басинский неосознанно ищет кровавую семейную драму в каждой строчке:

«Хочу попытаться сознательно бороться с Соней добром, любовью». Вскоре его жена прочитает эту запись и увидит в ней только одно: «Хочу бороться с Соней».

Хорош ли такой надуманный ход для художественной книги? Просто супер! А для документалки? Не выдерживает никакой критики. Кто там что подумал — Басинскому, конечно, не ведомо, но это не мешает ему включить данную спорную строку в повествование в виде однозначного утверждения и дальше строить на ее основании свою, блин, психологическую гипотезу.

В книге присутствуют раздражающие меня вкрапления из «популярной психологии», грешащей субъективностью и пытающейся привести все человечество к единому знаменателю, дабы навесить общий ярлык годности (ну или негодности, тут все зависит от того, с какой ноги с утра встал психолог).

«Как все упрямые люди Толстой был крайне переменчив в настроениях и подвержен внезапным влияниям извне»

Какого, а? Все упрямые люди сейчас встрепенулись. Я то уж точно. И настроение сразу переменилось, и как-то основы основ зашатались. Упрямые люди потому и упрямы, что их невозможно переубедить, даже имея на руках неоспоримые аргументы. И таких противоречащих самим себе утверждений в тексте немало.

Ну и совсем меня настораживает уверенность Автора в отсутствии у Толстого воображения. Исследователь уверен, что многие сюжеты и Персонажи книг Толстого списаны с друзей и родственников, что, опять же по мнению Басинского, является поводом для раздоров в семье.

Таня (сестра жены) - Наташа Ростова, брат Андрей — Болконский, кузен Тани — Курагин... Этот список надуманных прямых прототипов перечислен в первой трети книги, и на мой взгляд, имеет под собой мало оснований. Читателям нравится находить пересечения между работами Автора и его личной жизнью (а потом еще и на основе художественного вымысла делать некие психологические выводы о внутреннем мире Автора, соединяя романиста и роман в один липкий комок. По такому принципу Агата Кристи страшно опасный человек, а Стивену Кингу давно пора вызвать экзорциста (а лучше двух).

Тем временем, в случае Толстого не люди, а идеи (в поздних работах духовный поиск) являются такими прямыми пересечениями, отражающими Личность Писателя. Можно писать о церкви, проститутках или убийствах, о шпионах или королях, но если в истории нет глубины — это просто набор событий и персонажей, и грустно, что по мнению Басинского (явного почитателя творчества) Толстой однобоко воспроизводит на бумаге свое семейное несчастье, в то время, как он рассказывает о куда боле глобальном несчастье — общечеловеческом. По моему мнению, именно в человечности прозы и скрывается толстовское величие, которое ощущается Читателями и 100 лет спустя, когда сплетни про жену и детей Писателя давно не имеют никакого значения.

Беги, Лёва, беги!

Тема бегства Толстого в качестве его жизненного кредо, является основой для всего повествования. Басинский старается обосновать мысль, что ЛН «убегал» всю свою жизнь и ночное исчезновение из Ясной Поляны стало просто последним побегом из череды многих до.

«С бегства он начинает свой сознательный путь в жизни бегством его завершит»

«… и всякий раз он будет бежать в ясную нетерпеливо, по-детски бросая все на свете…»

«…когда доходит до дела и начинаешь взвешивать все за и против, возникает столько вопросов, что хочется сбежать»

Таких цитат с использованием слов с корнем «БЕГ» в избытке можно отыскать в каждой главе. Похоже, Басинский подводит нас к мысли, что отъезд из Ясной Поляны не взвешенное решение мудрого старца, а всего лишь привычный образ действий, который Толстой слепо воспроизводит с детства. И мне, конечно, такая трактовка совершенно не импонирует, особенно с учетом того, что Толстой «бежит» не в бар баловать свое «чувство оленя», а к сестре в монастырь (сложным отношениям с православием выделена целая ИНТЕРЕСНАЯ глава).

Также мне показалось, что в какой-то момент Басинский пытается сделать из Толстого почти Иисуса, используя в тексте чисто библейские понятия типа «несет свой крест» и приводит аналогию разрывания Писателя на куски, практически сравнивая происходящее с обрядом евхаристии.

«В конце концов, это и стало тем крестом на котором был распят Толстой», - пишет Исследователь о противоборстве Софьи и Черткова за наследие Автора.

Я накатала очень длинный отзыв, потому что несмотря на то, что я с Басинксим во многом не солидарна, книга у него вышла достойная прочтения. Познавательная, с большим количеством документального качественно отобранного и грамотно скомпонованного материала. «Бегство из рая» будет интересно широкому кругу Читателей, и я уверена, подтолкнет Вас к тому, чтобы познакомиться с менее культовыми работами Толстого, как это произошло со мной.

Приятного чтения!

Давайте дружить ВКонтакте!

#Лев Толстой бегство из рая басинский #русская книга #литература #рецензии на книги #саморазвитие #культура #история россии #книги #психология