Найти в Дзене

Дом поэта Валерия Брюсова. История одного спасённого здания в Москве

В пяти минутах ходьбы от метро «Проспект Мира» находится дом купца Баева, комнаты в котором в 1910 году снял известный отечественный поэт Валерий Брюсов с женой. Они будут тут жить до конца своих дней: он – до 1924, она – до 1965 года.

Этот дом на Первой Мещанской, 32 (теперь проспект Мира, 30) войдёт с историю нашей культуры как «дом Брюсова».

Изначально дом в стиле «северный модерн» был привлекателен и оригинален по планировке. Но после смерти жены Брюсова в 1965 году и пожарами в 1975-м и 1980-м, дом начал ветшать и, в конце концов, был передан «под снос» Литературному музею в 1987 году.

Пока была жива Жанна Матвеевна Брюсова, жена поэта, музей жил насыщенной жизнью. Там проводилось немало интересных мероприятий.

Но время идёт, балки покрывались плесенью, пока совсем не пришли в негодное состояние.

А ведь когда-то этот дом был настоящим культурным центром не только Москвы, но и всего Серебряного века. Ибо Брюсов был мэтр, зачинатель символизма в нашей литературе, редактором журнала «Весы» и вообще, человеком влиятельным.

Чета Брюсовых
Чета Брюсовых

В конце 1990-х годов дом Брюсова был практически в негодном состоянии, и люди, это понимающие, жалели такую архитектурную красоту. Дом реально собирались сносить и, если бы не вступились неравнодушные москвичи, то сегодня дома Брюсова уже бы не было.

Честь и хвала тем, кто добивался восстановления дома и продолжает его сегодня реставрировать

Работы было много. Музей находился на первом этаже, а выше жили обычные жильцы и располагались организации.

И тут возникает такой вопрос: «Как надо реставрировать здание, где балки поражены плесневым грибком, окна и двери в ужасном состоянии, а пожар просто многое уничтожил?»

Рухлядь, конечно, надо менять. Но надо ли вставлять пластиковые окна и убирать старые? Не будет ли все это образцом новодела? Наверное, так думаю на только я. Поэтому, сегодня там окна старые и это удручает.

Но как решить этот вопрос?

Если делать «под старину», то выйдет явно очень дорого, а деньги у нас нужны не для музеев. Изменить тут все – тогда смысл необычного здания исчезает.

Далеко ходить не надо – особняк Рябушинского «Чёрный лебедь» превращён в скучный и благообразный офис. Площадь, носившаяся имя Зубовской с 18 века, переименована в площадь Шолохова. Зачем было ломать привычное название? Имя автора «Тихого Дона» могло бы украсить новую площадь. Москва так быстро растёт.

А если дёшево –то, позволю себе возразить, тогда лучше никак. Серебряный век надо показывать роскошно!

***

Сегодня, после реставрации, в доме находится Музей Серебряного века.

С моей точки зрения, главный экспонат в музее – это воссозданный кабинет Брюсова на первом этаже (а всего здесь три этажа, где работы ещё не закончены).

Кабинет впечатляет. Особенно библиотекой поэта. К 1920 году на стеллажах размещалось около 4-х тысяч книг.

Брюсов был известный библиофил и к книге вообще относился серьезно. К нему часто приходил переплётчик, поскольку поэт стремился к определённой красоте и порядку. Кстати, четкость, организованность и желание всех превосходить –главное черты характера Валерия Брюсова. Ну, если не считать талант.

Сейчас в экспозиции книг более тысячи. И почти все они в одинаковых характерных переплётах.

Есть в кабинете и другие вещи и картины. Но это, в основном, копии.

Работы ещё предстоит явно много. Будет ли это спасённое здание украшением культурной Москвы? Надеюсь.

А как думаете вы?

Надо ли такие здания реставрировать и как?

Ирина Биккулова, г. Москва