Статья о том, как братья Люмьер рекламировали мыло, а фильм о Джеймсе Бонде засмеяли кинокритики. И почему Том Круз для индустрии очков сделал больше, чем кто-либо?
Сейчас нам не кажется странным, что в кадрах фильма мелькает известный продукт. Мы привыкли, что некоторые российские фильмы окупаются только с помощью рекламы. Без продакт-плейсмента тяжело представить новый сериал. Но, так ли было всегда?
Когда все началось?
Многие думают, что продакт-плейсмент появился не так давно. Но суровая правда такова, что отцы-основатели киноиндустрии братья Люмьер создали еще одну сферу – рекламу в фильмах.
Уже с первыми неуверенными шагами кино, когда на черно-белой пленке без звука прибывал поезд, уже в то время семимильными шагами нам тайком показывали рекламу.
Но, если тогда это был слабый локомотив, то сейчас продакт-плейсмент похож на сверхскоростной поезд на магнитной подушке.
На братьев Люмьер работал промоутер компании бытовой химии Lever, который предложил выгодный контракт. Позже в фильмах стало появляться мыло Sunlight компании Lever.
«Лицо со шрамом»
Когда Америка переживала великую депрессию, табачные гиганты осознали всю эффективность скрытой рекламы и вложили 250 тысяч долларов в фильм 1932 года «Лицо со шрамом». Было только одно условие – актер Пол Муни должен курить их сигареты.
Том Круз «Рискованный бизнес»
Сейчас компания по производству очков Ray-Ban одна из лучших в своей сфере, но так было не всегда. В восьмидесятых финансовое положение компании было незавидное, но продакт-плейсмент кардинально исправил положение.
Руководство приняло решение вставить рекламу очков в фильм 1983 года «Рискованный бизнес» с Томом Крузом. Продажи выросли на 50%. Аналогичная ситуация была с фильмом «Последний стрелок», увеличившим продажи на 40%.
Стивен Спилберг «Инопланетянин»
Культовый фильм для американцев «Инопланетянин» Стивена Спилберга в свое время нанес серьезный удар по M&M's. В фильме есть момент, когда мальчик Эллиот видит пришельца и решает выманить его конфетами.
Изначально Спилберг обратился в компанию Mars Company, которая делает M&M's, чтобы в обмен на спонсорство показать их товар, однако компания отказала. Это была их ошибка. После выхода «Инопланетянина» продажи конфет от Hershy увеличились в 3 раза.
«Иван Васильевич меняет профессию»
Можно вспомнить наш культовый фильм, в котором во время песни и танцев как бы невзначай показывается пачка сигарет Marlboro.
«Умри, но не сейчас»
Но всегда ли продакт-плейсмент действует и заставляет нас покупать товары? Пример с Джеймсом Бондом показывает, что нет. За 123 минуты фильма «Умри, но не сейчас» показали 23 бренда, что зрителям не понравилось. Критики в шутку прозвали фильм «Купи, но не сейчас».
Продакт-плейсмент был, есть и будет. Уже сейчас изобретаются технологии, которые будут анализировать вашу историю поиска и изменять товары в фильмах. Загуглили вы электронные сигареты, система это увидела и уже Шерлок Холмс в сериале курит айкос. Нам остается лишь отчетливо понимать истоки наших желаний и останавливаться, если не мы хотим купить вещь, а реклама.
А в каких фильмах вы видели рекламу? Напишите в комментариях)
Автор: Богдан Луценко