Эссе на тему «Урок, который мне запомнился» для конкурса «Педагогический дебют 2020»
«Страх мы получим на завтрак,
а на обед — неописуемый ужас!»
Почти герои (Almost Heroes) (1997)
«Самое страшное для учителя иметь один урок, который отложился в памяти. Но ещё ужасней писать о нём», — так начинался первый вариант моего эссе, написанного в ноябре. Сейчас двадцать шестое декабря, день до сдачи, а я полностью переписываю эссе. Не скажу, что моя позиция по этой теме изменилась, она дополнилась, а вот изложение мысли кардинально поменялось.
В первом варианте эссе я рассуждал и описывал, что такое память, познание, процесс запоминания, а также насколько коварна память, оставляющая те или иные воспоминания. И, ладно, если они искажённые и мы к ним возвращаемся тогда, когда сами хотим. Но воспоминания могут непроизвольно и многократно всплывать и возвращать нас в те моменты, заставляя переживать те же чувства и эмоции снова и снова. Которые в современной школе не всегда могут быть положительными наяву.
Также я доказывал, что наличие в памяти одного запомнившегося урока для молодого или опытного педагога означает отказ от воспоминаний остальных уроков. А их может до 36 в неделю, до 140 в месяц, до 1200 в год. И вместо рефлексии прошедшего урока и подготовки к следующему ценнейший человеческий ресурс в виде времени будет тратиться на повторение одного и того же.
А ситуация с таким конкурсным заданием ещё больше усугубит ситуацию. Отказавшись от описания обыденных уроков, когда проходит настоящий образовательный процесс, молодые педагоги начнут выбирать из памяти и описывать либо уроки, которые провели с успехом, либо посещённые уроки, которые их вдохновили, либо волнительный первый урок. Единицы напишут о мелких неудачах и «гордо поднятой голове» в конце. Но в действительности, помнят они другие уроки, эти лишь выбраны для эссе.
К сожалению, как бы я не противился наличию запоминающихся уроков, жизнь, время, память ставят свои правила и условия. Так в декабре этого года у меня появился урок, который останется в памяти и заставит его переосмысливать не раз, задумываться о системе образования, своём месте в этом мире, будущем учеников и дальнейшей судьбе России.
Ничего не предвещало событий. Обычный рабочий учебный день. Но была назначена замена урока, что достаточно редкое явление для меня, поскольку нагрузка 34 часа в неделю. Поставили «русский язык» у 9-го класса (у которого я веду свои предметы). Ученики знакомы не первый год, к каждому выработан индивидуальный подход. Однако, это относится только ко времени своих уроков. А, как известно, у учеников средних общеобразовательных школ есть твёрдо установленный знак равенства между словом «замена» и словосочетанием «можно ничего не делать». Но, только не у нас.
Учителя нашей школы добросовестно относятся к замещению уроков и оставляют задания. Так вышло и в этот раз, поэтому мне оставалось раздать задания и проконтролировать дисциплину.
Дисциплина – как много боли, страданий и беспокойства у молодых педагогов вызывает это слово. Но речь в этот раз не совсем не об этом.
Итак. Задания розданы спустя 10 минут от начала урока, ведь, если замена, то можно вовремя не приходить (по мнению учеников, не меня). Не охотно, но учащиеся приступили к выполнению заданий. Но не все.
Были ученицы, которые не реагировали на многочисленные замечания, просьбы, мотивирующие речи. Но стали тише после моих слов о докладной, которая была написана из-за их опоздания.
Стали тише на пять минут.
После того, как отсадил их от других учащихся, которым они мешали, я отсадил их друг от друга. Они начали писать! Но не в рабочих листах, а на клочках бумаги, передавая записки друг другу и не реагируя на замечания и просьбы.
Так продолжалось оставшиеся 15 минут урока, пока перед звонком с урока я не подобрал с парты один из «клочков» и не приложил его к докладной.
Одной ученице это не понравилось и она, прибежав ко мне, заявила, что я не имею право так делать, а именно: «красть личные вещи». Мои доводы, что это не воровство, а приложение к докладной, которая будет передана классному руководителю, её не убедили. В итоге, на эмоциях она вышла из кабинета.
Не успев дописать текст докладной, я заметил, что возле кабинета начался шум. Как оказалось, ученица звонила по телефону и сообщала в полицию о краже личных вещей в школе учителем. Подумав, что это всего лишь розыгрыш, я решил помочь в обращении в правоохранительные органы, указав адрес, кабинет и другую информацию с позитивным настроем.
«Ещё никогда я так не ошибался», -Торин Дубощит.
Эти слова как никак лучше всего описывают момент, когда спустя два часа раздался звонок с незнакомого номера. Незнакомцем оказался инспектор по делам несовершеннолетних.
Дальнейший день прошёл в многочисленных разговорах, переговорах, объяснительных, докладных. И многочисленных удивлений, например, ученица не только заявила о краже на меня, но и через 15 минут после первого звонка, совершила второй, где обвинила в полицию в отсутствии и бездействии.
Переживания и эмоции о том, что 4 года лишения свободы по статье 161 УК РФ «Грабёж» и ещё 4 года дополнительно по 138 статье части второй УК РФ совсем близко, создавали неимоверный силы состояние аффекта, делая тот день запоминающимся на всю жизнь.
Конечно, можно и нужно говорить о правах человека и их защите, о конфиденциальности переписки и неприкосновенности личного имущества. Российская Федерация стала европейским правовым государством. С помощью СМИ в семью, в каждого гражданина, каждого ребёнка доносится мысль о «борьбе за свои права и свободы». Но совсем опускается из виду вторая составляющая гражданства – обязанности.
Конституция статьёй 43 даёт право на образование. Нарушили ли ученицы эту статью, не дав в спокойной обстановке учиться другим? Дисциплина на уроке — это право, обязанность или «мастерство учителя»? Обязан ли быть учитель клоуном, чтобы детям было комфортно и интересно на уроке? Обязан ли ученик быть дисциплинированным и воспитанным, чтобы учитель мог предоставить качественное образование? Обязаны ли родители воспитывать у учеников уважение к
Задаваясь этими вопросами, мы возвращаемся с того, с чего и начали. Иметь урок, который запомнился – это страшно, а также бесполезная трата времени. А писать о нём, вспоминая каждый момент, значит переживать те эмоции того дня, что ещё более ужасней.
Можно сказать, что я переношу свой личный опыт, в котором есть только негативный оттенок. Однако, это не так. Во-первых, здесь просто были все аспекты запоминания. Во-вторых, это был забавный позитивный день с кучей приятных моментов. Я прекрасно стал понимать, как дальше строить уроки обществознания, какие цели и задачи ставить во время курса «Право», какие практико-ориентированные задания давать учащимся, какими примерами воспитывать чувство гражданственности.
Однако вместо того, чтобы заниматься этим, готовиться к следующим урокам, я вспоминаю раз за разом тот урок, думаю о судьбе России, задаюсь вопросами без ответа.
Урок, который запомнился, приводит к бесполезной трате времени, это и страшно. А писать о нём ещё ужасней.