Юрий Шевчук утверждает, что на новой пластинке ДДТ собрал «книжку без излишеств» — песни без романтики и с остросоциальными текстами. Ну про отсутствие лиризма Шевчук, конечно, немного лукавит — пронзительные образы современников и исторических героев рядом с ним словно кони привередливые из белой горячки. В одной из строчке звучит словосочетание «сорокаградусный народ», и откровенность людей такого сорта — плата за откровенность Юрия Юлиановича. Он не рвет на себе рубаху на этот раз, он сдержан, но при этом позволяет понять свое современное состояние на сто процентов
Текст: Александр Кондуков
Последнее, что, наверное, Юрий Шевчук хотел от своих слушателей, сдавших на запись диска рекордные 17 миллионов рублей, — это того, чтобы они искали на новом альбоме ДДТ романтические хиты и образы былого — отечески настроенного ко всему живому — Юрия Юлиановича.
В шестьдесят четыре года Шевчук находится в неплохой творческой (да и физической тоже) форме, в такие годы можно было бы свести тексты песен к развлекательной криптографии и блеянию. Юрий же остается предельно конкретен — как автор газетной колонки, которому нужно пройтись по всем волнующим читателя темам и дать эмоцию вулкана.
Шевчук сейчас поразительно современен — его прозаические поэмы отлично рифмуются с творчеством авторов иных поколений, также находящихся в состоянии постоянного поиска. Например, с Ланой Дель Рей, которая дает нам рассмотреть себя практически в бинокль, слегка заляпав окуляры вазелином. Открытость Шевчука того же свойства: он распахивает грудь наружу, как один из героев клипа The Rolling Stones «Anybody Seen My Baby», дает возможность всмотреться во внутренние механизмы, смазанные машинным маслом. Мы понимаем его где-то час — ровно столько длится пластинка, уютно чадящая, как старый крематорий.
«Солнце взойдет» — этот лирический вальс в духе Лизы Монеточки и рок-н-рольная королева пластинки «Не с вами» — два трека, которые стоит послушать, если у вас вдруг не найдется время внимать Шевчуку 60 минут.
Две этих песни — иллюстрация внутренней аркадии Юрия Юлиановича, его вымышленного индустриального мира, в котором должны стрелять, как в вестерне, но «не стреляют», как в старой песне ДДТ. При наличии социальной критики и общей кислой мине Шевчук предлагает слушателям вполне уютный эскейпистский колумбарий с цитатами из Пушкина, взрывным гитарным началом и убаюкивающим второй половиной. Демонстрируется спектр интересов в современном гитаре, выделяются места под инструментальные соло и даже воздушные фанковые куски. Молодые музыканты рядом (конечно, мы не можем не выделить талантливого гитариста Павла Додонова), так почему бы и нет?
Словосочетания вроде «неопознанный интеллект, с которого все началось» выдают джемовую основу некоторых песен. Судя по всему, Юрий Юлианович не стал редактировать тот материал, который вдруг начал из него литься — и в этом уважении к своему ветеранскому вдохновению он нам особенно близок. Пускай стараются попадать в машинные плейлисты жадные до славы зумеры, а маркетологи лейблов потом подводят под их хиты бумажную базу. Им-то точно не соберут семнадцать миллионов на запись пластинки о разбитых старых иллюзиях и поисках новых иллюзий из неведомых и ударопрочных материалов.
«Галя ходи»: все, что вы хотели узнать о сексе и политической перспективе от Шевчука
В самые мрачные моменты пластинки (мотивирующий гимн посетительницы «Пятерочки» — «В магазины») Юрий Юлианович снова близок Лане Дель Рей, которая упивается своими героинями, познавшими жестокость мира, а также внутренним эротизмом вещей, которые, между нами, вообще не выглядят возбуждающими. Шевчук с удовольствием рычит «я — секс» уже в открывающем треке, а дальше из его уст еще неоднократно прорвется и «мастурбация», и много иных неловких для прослушивания в общественных местах слов. Так что будьте наедине с ДДТ, убедившись, что музыкальный мост с Юрием Юлианович настроен на приятную громкость и впереди не будет соблазнов выключить диск.
Монолитный и местами модный мясистый звук современного ДДТ искусственно состарен клавишными партиями Константина Шумайлова, которые часто воспринимаются как инородное тело в песне (яркий пример — монолог-мотиватор «Тень на стене», сделанный в духе помпезного инди-рока Editors или поздних U2). Но мы субъективны.
Некоторым, вероятно, скрипучие синтезаторы придутся по душе, как и душноватая груз-200-образность иных текстов Юрия Юлиановича. Нам же понравилось другое — желание артиста оставаться в своем внутреннем коконе, где возгорается из искры (и когда надо — тухнет) пламя ворчливого рок-божества, который пыхтит как паровоз, иногда застревает на полустанках, но все равно едет вперед и тянет за собой морально неопределившихся пассажиров. В наше время быть локомотивом — большая ответственность, немногие привиты романтикой дирекции тяги.