Найти в Дзене
C A E S A R

Сколько денег могли получить пираты с грабежа одного торгового корабля в XVIII веке?

Оглавление
Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины»
Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины»

За последнее столетие тема пиратства активно романизировалась за счёт популярных литературных романов, голливудских фильмов, телесериалов и мультфильмов. Сегодня очень многие люди представляют пиратов XVII-XVIII века, эксцентричными и авантюрными личностями, которые вечно влипают в приключения на своих кораблях и охотятся за спрятанными сокровищами.

Конечно на самом деле всё было не так. В реальности пираты были жестокими преступниками, которые часто заканчивали свою карьеру на виceлицe, но речь в нашей сегодняшней статьей не об этом.

Сколько денег мог заработать бедный матрос обратившийся к пpecтyпной жизни в Золотой век пиратства в период с 1660 по 1725 год, когда пираты действительно правили морями? Были ли закопанные сундуки с сокровищами реальностью? Или всё это мифы и морякам вечно не хватало денег?

Подробнее обо всём расскажем в нашей новой статье:

Небольшой экскурс в историю разгула пиратства

Кадр из сериала "Черные паруса"
Кадр из сериала "Черные паруса"

В книге «Пакт пиратов» автор и историк Дуглас Берджесс пишет, что средний лондонский рабочий в середине 1600 годов зарабатывал около 4-7 фунтов в месяц или менее 100 фунтов стерлингов в год (это примерно 132 фунта стерлинга или ~ 13 тысяч рублей сегодня в пересчёте на наши деньги).

Что это означает с точки зрения покупательной способности?

«Сумму денег, которую в те времена можно было бы заработать ручным трудом, была мизерной», - говорит историк. Он также говорит, что в то время на 1 пенни можно было купить лишь половину буханки хлеба, а кусок мяса стоил 5 пенсов. В 1688 году целая свинья для хозяйства обошлась бы в 16 шиллингов, а олень стоил 2 фунта. 12 пенсов равнялись 1 шиллингу (до 1971 года), а «неквалифицированные рабочие получали всего 9 шиллингов в неделю, когда они могли найти работу, а рабочие с опытом могли получать в два раза больше». Двадцать шиллингов равнялись одному фунту, то есть рабочему с опытом пришлось бы работать целую неделю и ни на что больше не тратить, чтобы позволить себе купить свинью в хозяйство.

Как вы могли заметить, то время в Лондоне была сильная перенаселенность и безработица, а средств у простых рабочих и бедных людей было недостаточно, чтобы удовлетворить даже самые базовые потребности. Такая безнадежная экономическая ситуация возникла сильнее всего из-за того, что англичане активно воевали с голландцами за морскую и экономическую гегемонию, вводили запреты на торговлю, из-за чего колониям было труднее торговать и перевозить товары. Голландцы же активно использовали каперов для атаки на торговые пути англичан и всё это затягивалось на долгие годы.

Все эти проблемы прямо влияли на стоимость товаров и качество жизни простых людей живущих по всей Европе. Страдающим людям не просто было хуже, у них не было даже надежды на улучшение жизни. Именно поэтому в обществе росли слухи, что пираты и каперы "купаются в золоте", поскольку нападают на суда наполненные дорогими тканями, драгоценными камнями и специями, и такая жизнь может решить любые финансовые проблемы в одночасье. Такие мысли сильнее всего привлекали очень молодых и активных людей бросать всё, отправляться работать на каперских, paбовладельческих судах или даже служить на флот, а уже там поднимать мятежи, отбирать корабли у правительства и попытаться самим стать успешными пиратами.

Государственное пиратство

Кадр из фильма про Генри Моргана
Кадр из фильма про Генри Моргана

Такая тяжелая экономическая ситуация в Европе прямо влияла на то, что пиратство, как отрасль, очень активно процветала. Ведь неспроста период с 1660 по 1725 год называют Золотым веком пиратства. Различные европейские страны активно пользовались услугами каперов, выдавая им лицензии на пиратство против своих собственных врагов, а желающих (абсолютно разного возраста) служить на таких суднах было очень и очень много.

Раз уж мы заговорили о каперах с лицензиями, то важно пояснить, что пираты в XVIII веке - это не просто люди, которые грабили все корабли в открытом море. Для Англии «пираты» считались пиратами только в том случае, если они делали это без лицензии (каперского свидетельства) и незаконно нападали на английские торговые пути или корабли. Вы могли вести совершенно законный "пиратский бизнес", грабя корабли противников Англии, но при условии, что вы платили процент от награбленной прибыли и приобрели каперское свидетельство, лицензию, которая позволяет пиратскому капитану атаковать и грабить вражеские корабли военного времени и делить прибыль с лицензиатом, а также быть юридически защищенными короной.

Каперы были юридически защищены короной и не преследовались по закону за свою деятельность на территории страны, которая выдала им лицензию. Таким юридическим прикрытием своей реальной пиратской деятельности обладал, например, легендарный валлийский пират Генри Морган.

Однако эти каперские лицензии стоили дорого, иногда несколько сотен фунтов стерлингов. У капитана пиратского корабля, помимо платы за лицензию были и другие собственные расходы: на команду, на флот (состоящий из нескольких кораблей разного класса и размера) и провизию, а это прямо означало, что только богатые капитаны могли взять на себя все эти траты. В связи с этим многие пираты предпочитали быть вне закона, грабили всех подряд и не обладали никакой юридической защитой. Кстати, таких пиратов не брали в плен, как каперов с лицензией, а просто вeшaли.

«Только пираты-работорговцы или самые умелые пираты, которые захватывали целые города, вроде Генри Моргана и ему подобные имели необходимый капитал, чтобы позволить себе каперскую лицензию. Я бы сказал, что ближайший современный аналог такого явления - тeppopизм, спонсируемый государством. У него много общих черт c каперством, в том числе дешевый и простой способ ослабить ваших политических врагов, номинально оставаясь в мире и сохраняя дипломатические отношения», - говорит Дуглас Берджесс. Берберийские корсары (каперы) обнаружили, что продавать команды захваченных кораблей в рабство или требовать выкуп за них было выгоднее, чем грузы корабля. Таким образом, многие пираты стали сочетанием работорговца, капера и пирата, и к 1830-м годам термин пикарон стал обозначать и пирата, и работорговца.

В то время Англия хоть и использовала каперов очень долгое время, она активно боролась с настоящим незаконным пиратством и действительно разыскивала их и отправляла на виселицу (по большей части). Однако в Колониальной Америке и Карибском бассейне многие местные губернаторы иногда считали, что работать с пиратами - это выгодно, поскольку у них можно было приобрести украденные товары гораздо дешевле официальных цен, что-то поделить и т.Д.

В некоторых колониальных районах торговцы стремились торговать с пиратами. В Порт-Рояле на Ямайке, типичном пиратском городе, пираты легко могли торговать добычей в порту, отдыхать, развлекаться и даже ремонтировать свои корабли за простой и одноразовый сбор в размере 100 фунтов стерлингов.

Как пираты делили награбленное?

Кадр из телесериала "Черные паруса"
Кадр из телесериала "Черные паруса"

Так может ли пиратская команда взять вражеский торговый корабль на абордаж и буквально набить сокровищами свои трюмы, чтобы им было достаточно добычи на всю оставшуюся жизнь?

Сразу скажем, что да, могли. И такие примеры были в истории. Хотя это и было редкостью.

Многие пираты жили по правилам и распределяли всё награбленное между собой совершенно демократично. Перед выходом в плавание каждый член экипажа подписывал (обычно кружком, поскольку большинство из них были неграмотными) документ, известный как Пиратский Кодекс, в котором перечислялись правила этого корабля и разделение добыч. У многих капитанов были собственные правила и их несоблюдение могло привести даже к cмepтнoй казни непослушного матроса. Также в этих правилах были указаны заработные платы судовладельцев и отдельных матросов, например плотника и хирурга. Точно так же существовали правила, определяющие, сколько денег получит пират, если он будет искалечен или потеряет конечность.

Согласно книге The Buccaneers of America, опубликованной в 1684 году, капитану доставалось пять или шесть частей добычи, первому помощнику капитана - две части, а другие матросы делили добычу «пропорционально их занятости и старшенству». Даже младшим матросам, которые только были приняты на службу давали половину доли, потому что эти «мальчики (часто несовершеннолетние) были обязаны подплывать и поджигать корабли при ночных нападениях», либо работали уборщиками и помощниками на кораблях. Эти финансовые оценки совпадают со статьями английского пирата Джорджа Лоутера.

«Когда пираты захватывали корабль, рабы (если они были на борту) были взяты или проданы», - говорит Дуглас Берджесс. «Но если раб сбегал и попал на пиратский корабль, его обычно брали в команду и ему тоже полагалась зарплата».

Какие деньги в среднем пираты получали за грабеж одного корабля?

-5

Корабли шедшие из Красного моря были самими желанными для пиратов, поскольку эти суда перевозили всевозможные товары - тонкий шелк, специи, драгоценности, краски, замысловатые гобелены, серебро и золото. Одному пирату, капитану Томасу Тью, посчастливилось за свою короткую жизнь найти множество сокровищ. В конце 1600-х годов он и его команда из 60 человек напали на торговый корабль у Мадагаскара и там даже не произошлой сражений. С одного такого рейда каждый член экипажа получил равную долю в количестве 1000 фунтов стерлингов (в 10 раз больше, чем годовой доход обычного лондонского рабочего), в том числе и сам Томас Тью.

Но самый большой куш Томасу Тью достался благодаря капитану Генри Эвери. Во главе нескольких кораблей с как минимум 40 установленными пушками и 400 стрелками, Генри Эвери был настоящей опасностью не только для торговых, но и для военных кораблей.

Разграбление корабля «Ганг-и-Савай», принадлежавший Великому Моголу Аурангзебу - было самым успешным рейдом пиратских кораблей в истории. Генри Эвери ограбил этот корабль вместе с Томасом Тью и несколькими другими капитанами. Добыча с корабля «Ганг-и-Савай» составила, по разным оценкам, примерно от 300,000 до 600,000 фунтов стерлингов, включая 500,000 золотых и серебряных монет. Генри Эвери и выжившие пиратские капитаны отправились в плавание на Реюньон, где они разделили нагребленные сокровища. Все в команде Эвери получили очень солидные деньги, которые могли обеспечить каждого матроса на всю жизнь, в том числе между командой и младшими матросами были поделены даже драгоценные камни и различные украшения.

Но конечно не каждому пиратскому кораблю так везло, но жажда такой же наживы очень сильно пульсировала в головах у многих людей, которые становились пиратами с надеждами на достижение скорого богатства и заканчивали свою жизнь в ближайшие 2-3 года. В целом пиратская карьера была успешной, если пират успешно грабил дольше 5 лет, при этом что-то заработал и не пoгиб, а таких людей было очень мало. В среднем с одного простого грабежа судна перевозившего не представляющие высокой ценности торговые товары можно было выручить 1 или 2 годовые зарплаты лондонского рабочего на каждого матроса. Конечно этих денег не хватило бы на роскошную и долгую жизнь.

По большей части пираты не зарабатывали много денег, и уж точно не копили. Покрытие обязательств, активно "сжигало" всё их финансовое состояние. Именно поэтому даже после успешных рейдов, пиратам всё-равно приходилось продолжать грабить. Члены экипажа, потерявшие конечности в бою, могли получить компенсацию в размере 1500 фунтов за конечность. Поскольку инфекция могла легко привести к cмepти, лекарством от огнестрельных ран часто была aмпyтaция. При 100 человек на корабле, если 10 конечностей будут потеряны во время битвы, это будет потеря 15 000 фунтов стерлингов, или около 3 миллионов долларов в сегодняшних долларах. Легко понять, почему пираты пытались захватывать вражеские корабли без единого выстрела. Несколько пьяныx моряков, получивших повреждения, могли свести на нет всю прибыль. Но конечно не на всех пиратских коряблях существовали компенсации и какие-либо правила. Однако, это не меняет того факта, что деньги нужны были на провизию, вооружение, ремонт корабля, а нападать на огромные торговые суда защищенные военными коряблями могли позволить себе единичные пираты, уже обладавшие собственным флотом из несколько военных судов.

Считается, что Черный Барт (создатель Кодекса Пиратов) был ещё одним из самых успешных пиратов в истории. За свою короткую трёхлетнюю карьеру он смог захватить около 350 кораблей и добычу на сумму более 45 миллионов фунтов стерлингов! Однако, это не помогло ему уйти на покой и потратить эти деньги. Всего через несколько месяцев Черный Барт встретил свою гибeль в битве с британским линейным кораблем в Битве при мысе Лопес, а все его деньги были украдены.

Большинство пиратов погибли так же, как и Черный Барт, без чести и денег. Это было существование, наполненное убийствами, предательством, болезнями (как тропическими, так и венерическими), и оно гарантировало очень короткую жизнь даже по стандартам того времени.

Сокровище Сэмюэля Беллами затонуло вместе с ним у Кейп-Кода, большая часть состояния Черного Барта (45 миллионов фунтов), как мы сказали выше, были украдены после того, как он погиб в битве в 1722 году, а состояние Стеда Боннета (4,4 миллиона долларов на сегодняшний день) было передано в казну Южной Каролины после его кaзни в 1718 году. Золото ацтеков Жана Флери не было обнаружено и, вероятно, разошлось по бopделям и банкам от Кубы до Франции; Скорее всего, за последние 500 лет они превратились в золотые слитки, которые сегодня лежат в национальных хранилищах разных государств.

Тем не менее, некоторым пиратам всё-таки удавалось не только богато уйти в отставку, но и оказаться в центре внимания. Валлийскому пирату Генри Моргану удалось обратить международный инцидент в свою пользу. Он жестоко напал на целую испанскую колонию Панама-Сити, когда Англия была в мире с Испанией. В битве и последовавшем набеге пoгибли сотни людей, город сгорел, и король Карл II даже приказал его арестовать. Однако после встречи с Морганом, Карл II решил, что ему действительно нравится этот человек, особенно за его рьяную войну с Испанцами и то, что тот являлся их злейшим врагом, поэтому он посвятил его в рыцари и назначил вице-губернатором Ямайки. Генри Морган прожил долгую жизнь богатым и успешным человеком, таких успешных пиратов было очень и очень мало. Основная масса стремилась стать богатыми, но это так и оставалось их несбывшимися мечтами.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: 5 самых ужасающих пиратов в истории, которых боялись даже профессиональные военные моряки

Мы надеемся, что вам было интересно прочесть эту статью, которую мы готовили длительное время. Если вам понравилась статья, то поддержите нас лайками и подписками на канал C A E S A R .