Найти в Дзене
Путь Востока.

Турецкий национализм против Османской империи. Осман это не турок и турок это не осман.

  • Огромная, бесконечная путаница царит в головах не только обывателей интересующихся Турцией и современной турецкой политикой, но и в головах политологов, а также политических деятелей, которые не делают различия между нео - османизмом и пантюркизмом. Между тем, именно пантюркизм стал той идеологией которая развалила Османскую империю. Теперь по порядку.
  • Намного опаснее чем греческий или армянский национализм стал национализм турецкий именно он подрывал базовые основы османизма, идеологии объединения и ассимиляции разных народов под властью дома Османов. При Абдул - Хамиде многие интеллектуалы тюркского происхождения стали усиленно искать связи османов с тюрками Центральной Азии, проводя культурные и этнические параллели между двумя народами. А между тем сами османы и элита османов, была отнюдь не тюркской по происхождению.
  • Толчком для роста турецкого национализма стал общеевропейский национализм, процесс запущенный буржуазными элитами, если ранее народы ощущали себя подданными, то сейчас они должны стать гражданами нации. Это естественный процесс манипуляции сознанием масс, был нужен для установления более плотного контроля за общественным сознанием. И если подданство можно было сменить, то нацию нет. Это расценивалось, как предательство.
  • До 1908 года, в Стамбуле при официальном делопроизводстве использовались кроме османского языка, еще три, французский, греческий и армянский. Но турецкие националисты стали быстро вытеснять инородные языки из османской культуры более того, их самый первый лозунг звучал так "Нет ни народа османов ни османского языка, есть турки и турецкий язык".
  • Долгое время само слово "турок" означало, что-то схожее с русским словом "мужик", что означало сельский житель или человек ручного труда без образования и интеллектуальных навыков.
  • Самое забавное, что основатель современной турецкой исторической науки Мехмед Фуад Кёпрюлю происходил из рода основанного албанцем! Т.е. предки семейства Кёпрюлю никогда не жили в Центральной Азии!На его взгляды очень сильно повлияла французская и немецкая философия, но в основе его взглядов лежала теория Эмиля Дюркгейма, которая гласила, что не существует мнения отдельных личностей, существует только общественное сознание.
  • В 1908 году была основана "Турецкая ассоциация", в названии которой в наше время нет ничего особенного, а вто время это название было прямым вызовом османизму. Помимо самого Фуада Кёпрюлю, в ассоциации присутствовали такие, как турецкий поэт Яхья Кемаль, Талаат - паша, Зия Гёкальп, при этом для примера Талаат паша был по национальности помаком - из болгар принявших ислам, но у него в роду были и цыгане (отец) и греки. Гёкальп был одним из романтиков мечтателей - идеалистов, коими были многие из националистов того времени в разных странах. Он определял национальность не по крови, а по общей культуре в том числе и религиозной. В его мечтах будущая Османская империя (именно Османская империя, а не республика Турция) , была страной где Коран читают по турецки, где идеи, обычаи и язык везде одинаковы. По сути это было контр - тезисом идей первых Османов, о том, что империя может состоять из людей разных национальностей и вероисповедания. И именно эту концепцию в последствии приняла кемалистская Турция, что столкнуло и сталкивает до сих пор. разные национальные меньшинства в стране. Нео - османизм и национализм в интерпретации Кёпрюлю не совместимы и противоречат друг, другу.
  • Дальше - больше. Все новые турецкие националисты к которым в то время уже примкнул Абдулла Джавдет были ярыми сторонниками европейской культуры и считали, что новая турецкая идентичность должна строится на европейской основе. Кроме того, они уже тогда приступили к ревизии Корана критикуя отдельные его положения не совпадающие с их взглядами. Как мы знаем Ислам, как и христианство являются интернациональными религиями. В 1913 году в газете "Свободный поиск" уже появились статьи с критикой отдельных положений Корана. Начались споры с теологами, а позже им была объявлена идеологическая война.

Кёпрюлю опубликовал манифест турецких националистов, в котором по сути изложил взаимоисключающие тезисы. Вот его слова.

"Турецкие националисты не реакционеры, не мечтатели, не сепаратисты они просто верят, что сохранение османизма и исламизма зависит от пробуждения тюркизма. Только тогда турки станут обладать своим собственным национальным сознанием, османизм и исламизм получат силу дополнительного притяжения, чтобы сохранить империю. Только тогда различные элементы составляющие империю , смогут следовать своему национальному развитию и полной гармонии с империей."
Мехмед Фуад Кёпрлюлю. Mehmed Fuad Köprülü
Мехмед Фуад Кёпрлюлю. Mehmed Fuad Köprülü

Также Фуад Кёпрюлю писал.

"Центральная сила империи это турки, как и было всегда ...."

Чтобы сказать такое ему пришлось отречься от своих албанских корней! Его отрицание многонациональности Османской империи стало похоже на одержимость. В 1913 году он обвиняет национальные меньшинства (греков и армян) в монополизации внешней торговли, поскольку истинные турки заняты на службе империи и гибнут на войне защищая её. Напомним, что только недавно закончилась болгаро - турецкая война. О ней напишем отдельно. Радикализм Кёпрюлю понятен, войны проиграны, империя трещит по швам, между тем, недавно воссоединившиеся германские и итальянские земли образуют новые достаточно сильные государства Германию и Италию. Кёпрюлю, хочется взять их опыт построения мононационального государства на вооружение, но он не учитывает этнические, исторические и экономические факторы. Новые европейские государства объединились фактически на моноэтничной основне и не имели значимых религиозных противоречий внутри себя. Критике подверглось всё даже османский алфавит. К слову сказать президент Эрдоган сетовал на то, что нынешнее поколение не может прочитать надписи на могилах своих предков.

Османский алфавит.
Османский алфавит.

Младотурки сетовали, что для освоения османского алфавита и письма на нём нужно потратить шесть лет!

  • В 1912 году было создано общество "Турецкий очаг" , это общество принимало в свои члены только мусульман - турецкого происхождения. Общество тут же стало создавать сетевые структуры, для оказания помощи беженцам с Балкан, а также стали разрабатывать и внедрять различного рода стандарты регулирующие религиозные, социальные и экономические модели поведения. По сути "Турецкий очаг" стал заниматься тем, что сегодня называют социальным моделированием на сетевой основе. При этом риторика в использованием слов "турок", "турецкий" гневно осуждалась османскими газетами. И вот почему.
  • Тут мы подходим к самому главному. Дело в том, что сторонники османского пути, считали себя не потомками племени Кайы из Центральной Азии, а наследниками всего культурного пласта всей Анатолии или Малой Азии. Это связывало их с общеевропейской культурой и с общемировой культурой. По мнению османистов они стали не захватчиками, а лишь наследниками павшей Византийской империи. А вот идеология "Турецкого очага" хоть и была удобно - применима к сложившимся обстоятельствам выставляло турок. как просто потомков кочевников которые вторгнувшись в пределы Малой Азии захватили территорию не получив никакого культурного и самое главное политического наследства. Вот эта политическая недальновидность и играет на руку современным анти - османистам. По мнению которых турки это просто потомки кочевников рне имеющие никаких корней в Малой Азии.
Принц Абдулл - Меджиж эффенди.
Принц Абдулл - Меджиж эффенди.
  • При всей противоречивости нового турецкого национализма он был поддержан самым влиятельным членом дома Османов, Абдул - Меджидом. Принц был продуктом своей эпохи, придерживался космополитичных взглядов, как и вся османская элита он был буквально пронизан французской культурой и обладал европейским мировоззрением. В тоже время он придерживался и европейских взглядов на национализм и нацию, т.е. он стал сторонником идей Кёпрюлю и Гёкальпа. При этом у созданного националистами "Комитета" был соперник "Либеральный союз", который вообще выступал за децентрализацию Османской империи с выделением прав территорий для нац.меньшинств. Это давало султану Абдул Хамиду поле для политического манёвра, но как мы знаем позиции националистов оказались сильней.
Демонстрация турецких националистов.
Демонстрация турецких националистов.

В заключении нужно сказать, что предложенный "Турецким очагом" вариант турецкого национализма, поставил жирный крест на возможности модернизации именно Османской империи, в результате чего империя распалась потеряв самые перспективные части. Модернизация же вновь созданной Турции практически ничего не дала, прошло 100 лет с того момента. как на основе вновь провозглашённого нео - османизма Турция пытается создать новую империю.