Найти тему
VPSVille

Как облачный хостинг изменил рынок и В чём ценность масштабируемости

Оглавление

Ничто так радикально не меняло рынок хостинга, как появление технологии облачных вычислений. До 2006 года потребители платили за фиксированный пакет услуг: место на накопителе для хранения данных, определенный объем аппаратных мощностей для запуска и работы программ, канал с ограниченной пропускной способностью. И только с появлением облака на рынке появилось понятие масштабируемости —- отпала необходимость запасаться ресурсами «на всякий случай», теперь их можно докупать по мере надобности буквально в реальном времени. Так же мы можем посоветовать Вам компанию VPSVille предоставляющие одни из лучших облаков, со всеми подробностями Вы можете ознакомиться по ссылке - https://vpsville.ru/cloud/.

Как выглядел веб-хостинг до открытия облачных вычислений

В начале двухтысячных с хостингом всё было просто. Для простых сайтов покупали shared хостинг — аккаунты на публичном сервере с собственной панелью администрирования и довольно ограниченным набором возможностей. Пользователи shared-хостингов принимали правила игры провайдера и добровольно соглашались, что не смогут обновить библиотеки, подключить какие-то особые опции.

Для сложных сайтов, каких-то порталов, онлайн-кинотеатров и приложений арендовали виртуальные и физические серверы. Последние предпочитали крупные компании, потому что это дорого, сложно, зато считалось самым безопасным решением для своего времени.

Потребителей всех трёх вариантов хостинга — shared, VPS, Dedicated — объединяла ограниченность доступных ресурсов. Хуже всего было тем, кто покупал аккаунт на обычном хостинге, потому что при росте потребностей в ресурсах сайт нужно было переносить вручную со всеми сопутствующими рисками и затратами. С серверами всё проще, но гораздо затратнее. И самое главное, потребность в ресурсах нужно было предсказывать. Ценой отсутствия нужного запаса пропускной способности становился простой — дорогое удовольствие, особенно для интернет-магазинов.

Облачные технологии сделали хостинг доступнее

Во «дооблачные» времена колоссальные аппаратные ресурсы работали впустую. Чтобы не столкнуться с проблемой простоя сайта или магазина из-за аномально высокого наплыва трафика, компании покупали хостинг и серверы с запасом. У особенно щедрых в дата-центрах стояли серверы для сайтов-визиток, 99% оплаченных мощностей никогда не использовались, но были оплачены «на всякий случай». Не удивительно, что виртуальные и выделенные серверы обходились дорого, потому что их нужно было обслуживать, а прибыль своим арендаторам приносили не больше половины из них.

Облачные вычисления родились во многом из желания использовать все мощности, чтобы потраченные на серверы материалы, сила и электричество не были выброшенными на ветер. Облака позволяют распределять ресурсы таким образом, чтобы их можно было использовать по мере надобности. Получается, что когда одному сайту не нужна дополнительная пропускная способность, его владелец не будет платить за расширение канала. В то же время кто-то другой, кому повезло получить всплеск трафика, может на время наплыва, например, сезонной распродажи в интернет-магазине рождественских украшений, расширить канал и спасти сайт от падения.

Cloud: вариация на тему концепции осознанного потребления ресурсов

До середины двухтысячных хостинг был товаром, чем-то вроде квартиры в аренду: оплатил — пользуйся. При этом пользоваться можно только тем, что есть, с минимальными возможностями для кастомизации. Облако же в корне изменило парадигму хостинга и сделала его чем-то сродни коммунальным услугам. Нужно отопление — оплатите, не нужно — отключите. И уже из этого появилось то самое масштабирование, точнее, возможности для его появления.

Переворот рынка позволил покупателям хостинговых услуг отказаться от закупки мощностей впрок, а провайдерам пришлось экстренно перестраивать бизнес-модуль в сторону продажи гибких возможностей вместо готовых решений. Теперь если сайт нуждается в дополнительном пространстве на накопителе или запасе оперативной памяти для обработки каких-то внутренних операций, нужный объем этих ресурсов можно докупить в процессе. Не нужно менять тарифный план, платить на ненужные опции, переносить файлы и сталкиваться с прочими сложностями на пути к росту цифрового проекта.

Справедливости ради стоит заметить, что от перехода на новую схему потребления хостинга все только выиграли. Колоссальные деньги, в пересчете на объемы всего рынка диджитал, пришлось потратить на переучивание специалистов, переформатирование проектов, изменение бизнес-моделей и прочие сопутствующие вопросы. В краткосрочной перспективе облака скорее ударили по карману обеим сторонам сделки на рынке хостинга, но в долгосрочной все остаются в плюсе.

Что все мы получили

Из технологии облачных вычислений, как и ожидалось, родились принципиально новые разновидности построенных на этой базе сервисов:

  • IaaS — инфраструктура как услуга;
  • PaaS — платформа как услуга;
  • SaaS— программное обеспечение как услуга;
  • STaaS — хранилище как услуга;
  • DaaS — данные как услуга;
  • DBaaS — база данных как услуга;
  • APIaaS.

Получается, что раньше пользователи арендовали некие ресурсы для построения своего микромира для реализации цифровых проектов. Теперь можно в теории купить целый дата-центр, который потенциально будет доступен, если понадобится.

За облаками будущее. Или нет?

Рынок диджитал растет быстрее, чем прогнозируют самые смелые аналитики. Особенно сильно его рост стимулировал 2020 — удаленка, локдаун, всплеск интереса к дистанционному образованию и медицине. Инновации появляются буквально каждый месяц, а хотя бы раз в год владельцам сайтов и сервисов приходится выкладывать кругленькие суммы в масштабные обновления, потому что иначе удержать долю рынка не получится — потребитель нынче требовательный.

Доступный облачный хостинг с его масштабируемостью — это хорошо, но нужно учитывать и обратную сторону их тотального распространения. Дело в том, что львиная доля рынка облачных вычислений в руках у крупных игроков. Такая централизация очень рискованная. Стоит серверам Amazone однажды упасть, сотни тысяч проектов станут недоступными. А есть сценарий похуже — уничтожение данных из облака Google буквально сотрет целый пласт истории человечества, потому что миллионы людей храняте динственные копии документов, фото, записей на серверах Корпорации Добра.

Описанный выше сценарий глобальной облачной катастрофы маловероятен. Инфраструктура построена таким образом, что уничтожить ее очень сложно, для этого придется задействовать слишком много ресурсов и мощностей, если речь идет о взломе.

Почему не все пользуются Cloud Hosting

Масштабируемость, защищенность, доступность — всё это безусловно прекрасно. Но будь все так хорошо, все проекты давно уже переехали в облако и альтернативные виды хостинга просто перестали быть востребованы. Раз этого не происходит, с облачным хостингом всё не так просто?

Действительно, главный барьер между некоторыми компаниями и облачным хостингом — дорогая разработка. Облачные проекты должны изначально разрабатываться по особым технологиям с учетом будущей масштабируемости, иначе использование cloud хостинга не имеет никакого смысла. Какая разница можно ли пользоваться масштабированием, если при аномально высокой нагрузке на сайт его код нужно будет переписать практически на 100%?

Ядро целевой аудитории облачного хостинга — молодые проекты или новые реализации сервисов с уже сформировавшейся репутацией и сообществом. Тенденция тотального переезда в облака есть, но миграция не будет быстрой и затянется, скорее всего, на годы. Хотя, возможно события 2020 сильно ускорят перестройку рынка.

За основу статьи взята публикация Scalability in Cloud Computing. Как и автор публикации про масштабирования, мы не беремся делать какие-то прогнозы касательно скорости вытеснения облаками классического хостинга, но при разработке новых проектов рекомендуем ориентироваться на cloud как на стандарт ближайшего будущего.