Согласно статистике, если в 1970 году атеистов в мире насчитывалось примерно 165 млн. человек (и это был пик), то к 2019-ому их осталось всего 138 млн. человек и их число продолжает уменьшаться. Есть, правда, исследования, согласно результатам которых, атеизм к концу 21-го века будет доминировать над любой другой системой убеждений из-за научно-технологического прогресса. Тем не менее, нас интересует факт снижения числа атеистов в последние 50 лет, когда, собственно, этот самый прогресс был «прогрессивней» некуда.
Начну с того, что атеизм — крайне молодая «штука». Тут сложно подобрать слово, так как атеизм — это не система ценностей, не мировоззрение или философия, а просто-напросто фактологическое знание. Дело в том, что обычно атеизм понимается, как отсутствие веры в Бога, но это не делает человека атеистом, так как можно продолжать верить в астрологию, экстрасенсов, некую «разумную Вселенную» и необходимость посмотреться в зеркало, если пришлось вернуться сразу после ухода, а это всё — формы религиозного сознания. Именно поэтому в академической литературе атеизм обозначен, как отсутствие веры в сверхъестественное вообще.
Понятие «фактологическое знание» проще всего объяснить именно в терминах науки. Учёные, выдвигая новую гипотезу, одинаково готовы как к подтверждению своих предположений путём проведения исследований и экспериментов, так и к их опровержению (да, всегда хочется оказаться правым, но, повторюсь, учёный готов к тому, что он ошибается).
Верующий же человек будет очень рад получить доказательства существования Бога, но категорически не будет готов принять обратное, ведь это в корне меняет смысл его существования, который он сам себе, посредством религии, навязал, сделав целью всей жизни.
Когда появился первый атеист?
Говорить о том, что думали люди, жившие тысячи лет назад, мы можем только на основании документов, которые могут это подтвердить. На сегодняшний день в нашем распоряжении нет ни одного текста, написанного до 17-го века, в котором ясно бы говорилось о полном отсутствии веры в сверхъестественное.
Принято считать, что первым, скажем так, «официальным» атеистом был бывший французский католический священник Жан Милье (1664-1729). Интересно, что свою книгу «Завещание» он написал в трёх экземплярах.
Один экземпляр, как и было положено, отправили в нотариальную контору с наказом огласить перед прихожанами после смерти автора; второй — в контору Реймского архиепископа с той же целью; третий — на всякий случай — знакомому Мелье либеральному адвокату Леру.
В «Завещании» содержались резкая критика тогдашней действительности, идеи атеизма, мечты об идеальном общественном устройстве — единой семье-общине, в которой все люди совместно владеют всеми благами, трудятся с удовольствием и любят друг друга как братья. Для того, чтобы прийти к такому состоянию, говорится в «Завещании», люди должны понять несправедливость тиранической власти, освободиться от предрассудков, среди которых первое место занимает религия.
Не трудно догадаться, что в первых двух точках назначения пришли в ужас от написанного и не задумываясь сожгли книгу. Третий экземпляр попал в итоге в руки Вальтера, который, само собой, порезав его и превратив больше в агностическое сочинение, издал. Суть не в том, что «Завещание» несёт в себе какой-то глубокий смысл. Просто именно этот текст является первым, который мы можем воспринимать, как написанный стопроцентным атеистом. До этого мы видим исключительно религиозное мышление даже в текстах, претендующих на атеистическое содержание.
Почему сложно быть атеистом?
Есть ряд исследований, в которых говорится, что атеистом быть психологически крайне дискомфортно, так как наш мозг устроен таким образом, чтобы быть религиозными. Спорить с этим сложно, но надо всё-таки понимать, что комфортно — не значит хорошо. Нашим древним предкам прекрасно жилось в саванне, а вот жить, например, даже в средней полосе России с октября до середины марта — так себе удовольствие. Но мы здесь живём, строим города и делаем всё, чтобы сделать эти места комфортными для проживания.
Таким образом, атеизм — это про преодоление естественного, заложенного природой восприятия мира. Это тяжело. Для этого надо учиться, прилагая много усилий, но наш мир устроен так, что сегодня в развитии отдельного индивида по большому счёту нет потребности.
Почему атеистов становится меньше?
Нашим предкам нужно было очень много всего уметь и держать в голове, чтобы выжить. Им было необходимо развиваться. И они создали в итоге этот мир, в котором, чтобы выжить, особых усилий прилагать не надо. Для удовлетворения примитивных потребностей достаточно того, что есть. Свободного времени появилось очень много. Можно было бы его расходовать на саморазвитие, но учёба сегодня — это не только, скажем, усвоение школьной программы, но и высшая математика, квантовая физика, органическая биология. Да и цель обучения не совсем доступна для обыденного восприятия — лететь на Марс, чтобы сделать человечество мультипланетарным видом, хотят и готовы далеко не все, как и доказывать теорему Ферма, лишь для того, чтобы «познать Вселенную». А есть ведь ещё искусство, которое тоже развивает человека как личность, и требует усидчивости, сосредоточения и упорства, опять же, без чёткой цели.
Как итог, с уверенностью можно сказать, что вера в сверхъестественное — это естественное свойство нашего вида. Атеизм — отступление от нормы, требующее значительных усилий без сколько-нибудь осязаемой цели.
В этом направлении я далеко не специалист, но обсудить было бы интересно. Вы считаете себя атеистами, верующими, или, скажем, агностиками?
- Ещё одно интересное исследование, показывающее, что многие люди считают, что в отсутствии веры не может быть морали.
- На ту же тему. Исследование 2011 года в журнале «Личность и социальная психология» даже показало, «что недоверие к атеистам было сравнимо с недоверием к насильникам».
- А вот недавнее исследование, показывающее, что именно среди верующих больше преступников (ну или, что среди преступников больше верующих).
Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.