НАШЕ понимание того, как одомашнивание меняет нейробиологию вида, может быть неверным, как показывают результаты 60-летнего эксперимента по разведению прирученных лисиц. Обычно у одомашненных животных мозг меньше, чем у их диких собратьев, но животные, выращенные в эксперименте на русской лисьей ферме в Новосибирске, не следовали этой тенденции. Напротив, линии лисиц, специально выведенные для хороших или плохих отношений с людьми, имели больший мозг, чем те, которые не были, говорит Эрин Хехт из Гарвардского университета, которая является частью группы, изучающей образцы из эксперимента.
Неожиданные результаты «предполагают пересмотр существующих представлений об одомашнивании», возможно, в направлении идеи о том, что мозг реагирует на давление, связанное с поведением, по крайней мере на начальном этапе, развивая больше серого вещества, говорит Хехт. Начиная с 1959 г., ученые проекта начали селективное разведение чернобурки (Vulpes vulpes) на звероводческой ферме. В каждом поколении они выбирали самых ручных животных для совместного размножения, а также самых агрессивных животных для совместного размножения. Третья группа лисиц была оставлена для спаривания без отбора по поведенческим аспектам в качестве контроля.
Идея, как заявили тогда исследователи, заключалась в создании модели процесса приручения животных. Проект привел к десяткам опубликованных статей, но также подвергся критике.
1959 год. Начались эксперименты на российской лисьей ферме по выращиванию животных в неволе, которые боятся людей. Теперь международная группа исследователей изучила мозг 30 самцов последних поколений этих лисиц. Группа взяла сохранившиеся левые полушария мозга 18-месячных лисиц и исследовала их с помощью магнитно-резонансной томографии высокого разрешения (МРТ).
Удивительно, но контрольные лисы из третьей группы имели самый маленький мозг, говорит Хехт.
Не менее удивительно, что мозг «ручной» лисы в среднем был почти идентичен по размеру и структуре мозгу «агрессивной» лисы. В частности, у ручных и агрессивных лис были аналогичные изменения в одних и тех же частях мозга, которые, по-видимому, связаны с приручением у собак, по сравнению с волками, включая префронтальную кору, гиппокамп и миндалевидное тело.
По словам Ана Балькарсель из Цюрихского университета в Швейцарии, исследование дает беспрецедентный взгляд на отдельные структуры мозга. «Они буквально проникают в мозг, и это в новинку». она сказала. «На данный момент это вызывает больше вопросов, чем ответов, но это очень интересно». Однако для Мартины Хаусбергер из Реннского университета во Франции выводы менее убедительны. По ее словам, эксперимент на лисьей ферме нельзя считать надежной моделью для изучения одомашнивания, отчасти потому, что его «дикие» животные находятся в неволе, а не охотятся и заботятся о себе сами.
Кроме того, мозг лисиц мог быть сформирован в соответствии с тем, как с ними обращались: прирученные, безусловно, имели более полезное взаимодействие с хендлерами, а агрессивные, возможно, более умственно стимулировались, когда дрессировщики приближались к их клеткам.
«Размер мозга меняется у каждого человека в зависимости от личного опыта», - говорит Хаусбергер. «Так являются ли эти различия мозга генетическими и связаны только с поведением? Я не уверен. Кажется, это своего рода ярлык, чтобы сказать, что это так».