Найти в Дзене
Pro космос

Презентация «Вызова» на IAC2021: Рогозин заявил о возвращении в отрасль самоуважения и ощущения нужности стране

Публикуем выдержки из выступления главы Роскосмоса на вчерашней презентации проекта «Вызов» на 72 международном астронавтическом конгрессе, IAC2021 (Дубай, ОАЭ). Считаем нужным привести их здесь. А о прямом эффекте от проекта, получившего мировой резонанс, рассказал на той же презентации вчера Дмитрий Лоскутов, гендиректор Главкосмоса. Достигнута предварительная договорённость (PATP) о полёте на «Союзах» к МКС ещё четырех туристов в 2024 г.

Продолжает Дмитрий Рогозин:

«Став главой Роскосмоса, я стал слышать вещи, с которым был категорически не согласен, — мол, полёты в космос стали рутиной, ничего особенного… Но, когда ты знаешь, какой огромный коллектив людей на своих местах отвечает за успех полёта, ты уже не можешь назвать это рутиной. Только на стартовом столе космодрома работает несколько сотен человек, в любых погодных условиях, бывает и под — 45 °С. Это скромные люди, но высочайшего уровня специалисты. Такими же бесценными кадрами являются инструкторы и врачи ЦПК, инженеры и конструкторы, создающие эту сложнейшую технику. Обо всех этих людях нужно было рассказать и сделать это с восхищением, показывая их лица, знакомя страну, народ и мир в целом с теми, кто создаёт отечественную космонавтику.
Вторая причина работы над проектом «Вызов» — необходимость отработки внештатной ситуации, связанной с получением травмы/заболевания члена экипажа, которые не совместимы с возможностью вернуть его на Землю. Обычно заболевшего космонавта, а такое случалось, удавалось вернуть и лечить уже здесь. Но может случиться и такое, что сам спуск на Землю приведёт к летальному исходу. И здесь выход только один — отправить в космос на помощь экипажу врача-специалиста. Его нужно быстро найти, быстро подготовить, чтобы короткое время пребывания на орбите не ушло на адаптацию, и он сразу мог приступить к своим профессиональным обязанностям.
-2
И мы задумались над проведением такого медико-биологического эксперимента. Взвесили всё, что у нас есть. Поняли, что очень много не хватает. И в процессе работы над фильмом мы, собственно говоря, и отработали технологию проведения хирургической операции в условиях невесомости. А там всё по-другому: как закрепить врача; как закрепить больного для проведения точнейших движений хирургическими инструментами; как закрепить их самих; что делать с кровью, которая в отличие от Земли не стекает вниз, а обвязывает как масло инструмент. И я говорю сейчас только о некоторых деталях. Всё это мы реально отработали на орбите в ходе съёмок фильма. Это бесценный опыт, мы готовы и делиться с нашим партнёрами по МКС.
Кроме того, важнейшим результатом проекта «Вызов» стала организация процесса ускоренной подготовки к полёту непрофессиональных космонавтов. Раньше на это уходили многие месяцы, нам удалось уложиться в 4 месяца. Это колоссальное конкурентное преимущество. И третье — отработка управления «Союзом» одним командиром экипажа без помощи бортинженера. И при возникновении внештатной ситуации (отказ автоматической системы стыковки) эта схема доказала свою жизнеспособность.
-3
Кроме того, очень важно следующее. Люди, которые работают в космической отрасли (инженеры, конструкторы, врачи, инструкторы, технологи, другие важные специалисты), — они по натуре творцы. А им свойственна ранимость и сомнения в своей нужности, полезности, правильности действий и т. д. И когда мы с помощью «Первого канала» получили возможность показать труд реальных специалистов, готовящих участников космического полёта, — именно они стали настоящими героями этого сюжета. Они стали героями этого фильма.
-4
Да, скептики скажут, что всё это можно было снять на Земле с помощью компьютерной графики. Ну, во-первых, не всё. Есть такие моменты, которые абсолютно кинематографичны, и вы их увидите в фильме, — у вас будет полно ощущение, что вы сами находитесь на МКС, во взлетающем корабле или горящим в плазме при посадке. А во-вторых то, что делает настоящее кино, снимаемое режиссёром, актрисой и самим экипажем, — вот та правда, которая реально существует. Именно о ней мы хотели рассказать. И о тех людях, которые создают эту правду. Поэтому важнейшим эффектом, который мы получили для ракетно-космической отрасли, стало чувство самореализации, чувство самоуважения тех людей, с которыми я имею честь работать».

Источник