Одним из главных условий успешной коррекции звукопроизношения является формирование фонематического слуха. О специфике работы над данным компонентом речевой деятельности расскажу в этой статье.
Обратимся, для начала, к определению. Под фонематическим (речевым) слухом понимают способность различать отдельные звуки речи между собой в речевом потоке. Овладевая речевым слухом, ребенок узнает и понимает слова, их значение, отличает их друг от друга. Речевой слух является основой для развития звукопроизношения, так ребенок учится давать оценку своей речи и окружающих.
Согласитесь, не зная всех тонкостей, трудно отличить китайский язык от японского. Для меня лично даже нет разницы во внешности между этими двумя национальностями (да простят меня жители стран Восточной Азии).
Речевой слух невозможен без фонематического восприятия, - способности выделять и различать звуки, определять звуковой состав. Чтобы стало понятнее, представим обед в ресторане. Вам подали изысканное блюдо. Съев его, вы поняли, из каких ингредиентов оно состоит и приготовили такое же дома. Теперь, вместо продуктов - звуки. Называя ребенку слово, он не может назвать последовательность звуков в нем, сосчитать звуки в слове, определить место звука по отношению к другим. Вот и получается, что научив ребенка правильно "рычать", ("свистеть", "шипеть"), родители удивляются, почему он все равно говорит неправильно?
Ответ прост: детям трудно определить наличие или отсутствие звука в слове, его позицию. Вот поэтому логопед и ведет работу по формированию фонематического анализа.
Теперь обратная ситуация, - фонематический синтез, т.е. умение соединять отдельные звуки в целые слова. Возвращаемся в ресторан и заказываем официанту блюдо, забыв его название, но называя при этом ингредиенты по порядку. Если официант обучен, он поймет, что мы заказали. А сможет ли ребенок собрать слово, если его произнести отдельными звуками, например: л-у-н-а? Если нет, то обращаемся за помощью к логопеду, который непременно проработает и эту сторону речевого слуха.
Формировать фонематическое восприятие можно уже с раннего возраста. Немалое количество увлекательных игр и упражнений для занятий дома можно найти в сети. Начинать работу по развитию речевого слуха лучше всего со звучащих предметов. Для этого подойдет игра "Что звучит?". Это могут быть шумовые коробочки с разным наполнением (монеты, пуговицы, бусины, крупа...), музыкальные игрушки, любые звучащие предметы.
Детей также следует специально обучать умению различать звуки и слова по высоте, силе голоса. Сделать это можно с помощью упражнения "Корова, теленок и бык". Корова мычит далеко (тихо говорим "му"), близко (громко - "му"). У папы-быка низкий голос, а у теленка-высокий. Звукоподражания можно менять (паровозик, собачка, сова...).
Тренировать фонематическое восприятие можно с помощью игры "Правильно-неправильно": называем слова, специально делая ошибки. Когда взрослый назовет слово правильно, ребенок должен его поймать (хлопнуть в ладоши). Например: пирамидка - мирамидка, пиравидка, пирамишка, пиламидка...
Игра "Четвертый лишний" - в самом простом варианте ребенку из четырех слов нужно выбрать одно, отличающееся от других:
бочка-дочка-дочка-дочка;
уточка-уточка-удочка-уточка;
миска-мишка-мишка-мишка.
Детям, с которыми работа проводилась более длительно, можно предложить отыскать лишнее слово, в котором нет схожего, по сравнению с другими словами, звука. Например:
рак - лак - лоб - лось.
Лишнее слово - "рак", т.к. в других словах первый звук "л".
Одним из важных умений для формирования фонематического слуха является определение количества слогов в слове. Ребенку следует объяснить, что есть длинные и короткие слова. Для начала проговаривайте слова по слогам и одновременно хлопайте в ладоши (можно шагать, загибать пальчики, стучать...). После того, как ребенок поймет, как делить слова на слоги, он сможет делать это только на слух, без моторного сопровождения.
В возрасте 5-6 лет даже при норме звукопроизношения, ребенка следует учить определять и различать между собой гласные и согласные звуки, твердые и мягкие фонемы, называть последовательность звуков и их место в слове. Подобные упражнения предотвратят возможные трудности при овладении навыком чтения и письма во время обучения в школе.
Остались вопросы? Обсудим в комментариях! Спасибо тем, кто подписался недавно на канал! Буду рада новым подписчикам!