Найти в Дзене

Маргарита Терехова: лишь Завадский сумел увидеть в ней уникальный актерский дар. До этого были спорт, физмат и проваленный ВГИК.

Спустя годы Народная артистка России, одна из самых блистательных советских актрис Маргарита Терехова, рассказывая о своей семье и раннем детстве, прошедшем за кулисами Свердловского областного театра драмы, где служили родители, заметит, что заветной мечты о сцене у неё не было. При этом все мамины роли маленькая Рита знала наизусть и по многу раз "проигрывала" их перед благодарной публикой - соседями, коллегами родителей и друзьями семьи. Все дело в том, что единственная дочь театральных актеров Бориса Терехова и Галины Томашевич росла всесторонне одаренным ребенком: отличалась любознательностью, великолепной памятью, блестяще училась, проявляя незаурядные успехи в математике, к тому же была физически ловкой, подвижной, что привело её в спорт. К тому времени родители развелись, и Галина Станиславовна забрала дочь и, оставив театр, в котором были сыграны её лучшие роли, уехала к сестре в Ташкент. В Ташкенте работы у мамы не будет, но Рита все равно вспоминала тот период как лучшее в
Оглавление
Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Спустя годы Народная артистка России, одна из самых блистательных советских актрис Маргарита Терехова, рассказывая о своей семье и раннем детстве, прошедшем за кулисами Свердловского областного театра драмы, где служили родители, заметит, что заветной мечты о сцене у неё не было. При этом все мамины роли маленькая Рита знала наизусть и по многу раз "проигрывала" их перед благодарной публикой - соседями, коллегами родителей и друзьями семьи.

1940-е годы. Фото из открытых источников. Яндекс
1940-е годы. Фото из открытых источников. Яндекс

Все дело в том, что единственная дочь театральных актеров Бориса Терехова и Галины Томашевич росла всесторонне одаренным ребенком: отличалась любознательностью, великолепной памятью, блестяще училась, проявляя незаурядные успехи в математике, к тому же была физически ловкой, подвижной, что привело её в спорт. К тому времени родители развелись, и Галина Станиславовна забрала дочь и, оставив театр, в котором были сыграны её лучшие роли, уехала к сестре в Ташкент.

С мамой Галиной Станиславовной Томашевич. 1950-е годы. Фото из открытых источников. Яндекс
С мамой Галиной Станиславовной Томашевич. 1950-е годы. Фото из открытых источников. Яндекс

В Ташкенте работы у мамы не будет, но Рита все равно вспоминала тот период как лучшее время детства и юности. Терехова все свободное время отдает спорту, и успехи впечатляют: к окончанию школы она становится капитаном юношеской сборной Узбекистана по баскетболу и всерьез задумывается о продолжении спортивной карьеры.

М. Терехова, 1950-е годы. Фото из открытых источников. Яндекс
М. Терехова, 1950-е годы. Фото из открытых источников. Яндекс

Но золотая медаль - весомый аргумент для получения хорошего образования. Маргарита Терехова с легкостью поступает на физико-математический факультет университета. Однако, актерский дар требовал выхода, реализации, и Маргарита бросает университет и уезжает в Москву.

Во ВГИКе приемную комиссию тоненькая девочка с пшеничной косой и бездонными газами не впечатлила. Терехова прошла все туры, но среди зачисленных себя не обнаружила.

И все-таки судьба была к ней благосклонна. В августе набирал курс в свою студию при Театре им. Моссовета главный режиссер Юрий Завадский. Маргарита Борисовна вспоминала, что подход к абитуриентам у Завадского был совсем иной, нежели во ВГИКе. В состав приемной комиссии, помимо самого мэтра, входили сплошь Народные артисты СССР: Плятт, Орлова, Бирман, Марецкая, Мордвинов... Но это потом, на третьем туре.

М. Терехова. 1960-е  годы. Фото из открытых источников. Яндекс
М. Терехова. 1960-е годы. Фото из открытых источников. Яндекс

А на прослушивании Терехова попала к Ирине Сергеевне Анисимовой-Вульф, актрисе и режиссеру, ближайшей помощнице Завадского. Она была первой супругой Завадского, а тот умел сохранять добрые отношения с бывшими женами, особенно, если это было на пользу творчеству. Другим, и возможно, главным человеком в театре, к кому прислушивался Завадский, как известно, была блистательная актриса Вера Марецкая, вторая жена Юрия Александровича.

И. Анисимова-Вульф. Фото из открытых источников. Яндекс
И. Анисимова-Вульф. Фото из открытых источников. Яндекс

В воле Анисимовой-Вульф было отсеять абитуриента уже на этапе прослушивания, допустить к первому туру, либо - в исключительных случаях - отправить на последний этап, третий тур, на суд той самой комиссии, где мастодонты театра будут решать судьбу претендента.

Терехову Ирина Сергеевна допустила сразу к финальному туру. Перед Завадским и Марецкой Маргарита Терехова читала и драматический монолог из романа Шолохова "Тихий Дон", и лирические стихи. Что-то такое увидели мэтры в этой девочке с ясным взором и почти детской улыбкой...

Р. Плятт, Ю. Завадский и В. Марецкая . Фото из открытых источников. Яндекс
Р. Плятт, Ю. Завадский и В. Марецкая . Фото из открытых источников. Яндекс

Терехова была принята и одной из первых среди студентов её стали вводить в спектакли. Так, еще учась в студии, Маргарита сыграла внучку героини Фаины Раневской в легендарном спектакле "Дальше - тишина..." А потом была и вовсе главная роль - Клеопатра в спектакле Театра Моссовета "Цезарь и Клеопатра". И даже Завадский сомневался, справится ли? Она справилась - получился шикарный актерский дуэт: опытнейший мастер Ростислав Плятт и юная Маргарита Терехова. Её Клеопатра была и грациозна, и нежна, и переполнена огненной энергией, сердилась, гневалась, любила... И это все ещё студентка, не актриса. Впрочем, Терехова всегда была актрисой, с годами она только набиралась мастерства.

С Р. Пляттом в спектакле. "Цезарь и Клеопатра". Фото из открытых источников. Яндекс
С Р. Пляттом в спектакле. "Цезарь и Клеопатра". Фото из открытых источников. Яндекс

Её повезло: старые мастера умели беречь и ценить талант. Завадский, зная, что она одарена чрезвычайно, никогда не препятствовал её работе в кино, понимая, что это развивает её как актрису, отпускал на съемки со словами: "Ей можно." Серафима Бирман разучивала с ней роль Клеопатры, читая Б. Шоу в подлиннике. Театра не бывает без интриг и закулисой борьбы, но Маргарита Терехова будто не видела этих неизбежных издержек театральной жизни, оставаясь вне всего того, что не имеет отношения к творчеству.

С Л. Марковым в спектакле "Царская охота". Фото из открытых источников. Яндекс
С Л. Марковым в спектакле "Царская охота". Фото из открытых источников. Яндекс

Маргарита Терехова прослужила в театре им. Моссовета почти два десятка лет: вторая половина шестидесятых и семидесятые - самые счастливые годы. Потом не станет Завадского, уйдут старые мастера, что-то незримо станет меняться в театре. В 1983-м Терехова покинет его - без особого сожаления, но с доброй памятью о тех людях, рядом с которыми начиналось её творчество и её судьба выдающейся актрисы.

С Ю. Завадским. 1970-е годы. Фото из открытых источников. Яндекс
С Ю. Завадским. 1970-е годы. Фото из открытых источников. Яндекс

Спасибо всем, кто дочитал!

И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь понравившимися публикациями в соцсетях.

Читайте статью о родителях-актерах М. Тереховой:

Благодарю Вас за внимание к каналу "Золотой век кинематографа" и приглашаю на другой - "Ты - женщина и этим ты права":

https://zen.yandex.ru/id/5cff7c90ad705300b048fc68