Спустя годы Народная артистка России, одна из самых блистательных советских актрис Маргарита Терехова, рассказывая о своей семье и раннем детстве, прошедшем за кулисами Свердловского областного театра драмы, где служили родители, заметит, что заветной мечты о сцене у неё не было. При этом все мамины роли маленькая Рита знала наизусть и по многу раз "проигрывала" их перед благодарной публикой - соседями, коллегами родителей и друзьями семьи.
Все дело в том, что единственная дочь театральных актеров Бориса Терехова и Галины Томашевич росла всесторонне одаренным ребенком: отличалась любознательностью, великолепной памятью, блестяще училась, проявляя незаурядные успехи в математике, к тому же была физически ловкой, подвижной, что привело её в спорт. К тому времени родители развелись, и Галина Станиславовна забрала дочь и, оставив театр, в котором были сыграны её лучшие роли, уехала к сестре в Ташкент.
В Ташкенте работы у мамы не будет, но Рита все равно вспоминала тот период как лучшее время детства и юности. Терехова все свободное время отдает спорту, и успехи впечатляют: к окончанию школы она становится капитаном юношеской сборной Узбекистана по баскетболу и всерьез задумывается о продолжении спортивной карьеры.
Но золотая медаль - весомый аргумент для получения хорошего образования. Маргарита Терехова с легкостью поступает на физико-математический факультет университета. Однако, актерский дар требовал выхода, реализации, и Маргарита бросает университет и уезжает в Москву.
Во ВГИКе приемную комиссию тоненькая девочка с пшеничной косой и бездонными газами не впечатлила. Терехова прошла все туры, но среди зачисленных себя не обнаружила.
И все-таки судьба была к ней благосклонна. В августе набирал курс в свою студию при Театре им. Моссовета главный режиссер Юрий Завадский. Маргарита Борисовна вспоминала, что подход к абитуриентам у Завадского был совсем иной, нежели во ВГИКе. В состав приемной комиссии, помимо самого мэтра, входили сплошь Народные артисты СССР: Плятт, Орлова, Бирман, Марецкая, Мордвинов... Но это потом, на третьем туре.
А на прослушивании Терехова попала к Ирине Сергеевне Анисимовой-Вульф, актрисе и режиссеру, ближайшей помощнице Завадского. Она была первой супругой Завадского, а тот умел сохранять добрые отношения с бывшими женами, особенно, если это было на пользу творчеству. Другим, и возможно, главным человеком в театре, к кому прислушивался Завадский, как известно, была блистательная актриса Вера Марецкая, вторая жена Юрия Александровича.
В воле Анисимовой-Вульф было отсеять абитуриента уже на этапе прослушивания, допустить к первому туру, либо - в исключительных случаях - отправить на последний этап, третий тур, на суд той самой комиссии, где мастодонты театра будут решать судьбу претендента.
Терехову Ирина Сергеевна допустила сразу к финальному туру. Перед Завадским и Марецкой Маргарита Терехова читала и драматический монолог из романа Шолохова "Тихий Дон", и лирические стихи. Что-то такое увидели мэтры в этой девочке с ясным взором и почти детской улыбкой...
Терехова была принята и одной из первых среди студентов её стали вводить в спектакли. Так, еще учась в студии, Маргарита сыграла внучку героини Фаины Раневской в легендарном спектакле "Дальше - тишина..." А потом была и вовсе главная роль - Клеопатра в спектакле Театра Моссовета "Цезарь и Клеопатра". И даже Завадский сомневался, справится ли? Она справилась - получился шикарный актерский дуэт: опытнейший мастер Ростислав Плятт и юная Маргарита Терехова. Её Клеопатра была и грациозна, и нежна, и переполнена огненной энергией, сердилась, гневалась, любила... И это все ещё студентка, не актриса. Впрочем, Терехова всегда была актрисой, с годами она только набиралась мастерства.
Её повезло: старые мастера умели беречь и ценить талант. Завадский, зная, что она одарена чрезвычайно, никогда не препятствовал её работе в кино, понимая, что это развивает её как актрису, отпускал на съемки со словами: "Ей можно." Серафима Бирман разучивала с ней роль Клеопатры, читая Б. Шоу в подлиннике. Театра не бывает без интриг и закулисой борьбы, но Маргарита Терехова будто не видела этих неизбежных издержек театральной жизни, оставаясь вне всего того, что не имеет отношения к творчеству.
Маргарита Терехова прослужила в театре им. Моссовета почти два десятка лет: вторая половина шестидесятых и семидесятые - самые счастливые годы. Потом не станет Завадского, уйдут старые мастера, что-то незримо станет меняться в театре. В 1983-м Терехова покинет его - без особого сожаления, но с доброй памятью о тех людях, рядом с которыми начиналось её творчество и её судьба выдающейся актрисы.
Спасибо всем, кто дочитал!
И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь понравившимися публикациями в соцсетях.
Читайте статью о родителях-актерах М. Тереховой:
Благодарю Вас за внимание к каналу "Золотой век кинематографа" и приглашаю на другой - "Ты - женщина и этим ты права":
https://zen.yandex.ru/id/5cff7c90ad705300b048fc68