Сегодня сюда можно ходить как в музей. Бурная посадочно-транзитная жизнь в этих стенах угасла. Зато, гуляя по мраморным лестницам и расписанным залам, чувствуешь себя не столько гостем Петербурга, сколько ценителем, решившим на досуге устроить свидание с одним из его шедевров.
Похоже, к этой роли Витебскому вокзалу пришлось привыкать уже в первые годы после рождения. Доброжелательность профессиональной критики подкреплялась восторгами публики, мало искушенной в тонкостях нового стиля и современных технологий.
Модерн уже набирал силу, но здание такого масштаба, да еще для общественного пользования, здесь было откровением. Простым людям, словно давали шанс почувствовать себя респектабельными гражданами.
Оказывается все эти новомодные завитушки и диковинные орнаменты годились не только для особняков финансовых воротил, но и для зала ожидания 3 класса.
Расписные панно в вестибюле с парадной лестницей конечно немного другой уровень. Сами за себя говорят материалы: бронза, мрамор, порфир... Бюст Николая 1 лишь делает контрольное напоминание: кого именно здесь ждут.
Живопись художника Николая Самокиша, оформлявшего книги посвященные царской охоте, для второго этажа словно этикетка дорогого бренда. Господам из 1-го класса сюда.
Для них и ресторан предусмотрен с фортепианной музыкой. По крайней мере, так отмечали отъезд или прибытие раньше. Вся эта вокзальная жизнь начала 20 века вполне зримо угадывается в деталях, планировке залов, их оформлении.
Кстати, очень любопытно было бы взглянуть на то, как проводил время перед отправкой поездка и сам император. Увы, его павильон сегодня вроде бы и виден с улицы, но наглухо закрыт для входа во внутренние помещения.
Оно понятно, что не для всех. Тем более, если там владения администрации. Но инженер Станислав Бржозовский, сдавший этот объект за 3 года до ввода в строй основного здания проекта, вряд ли бы понял такую скрытность. Да и последний монарх как будто бы не имел привычки таиться.
Свой павильон он не постеснялся выставить на всеобщее обозрение, одобрив выпуск "Альбома гражданских сооружений Московского-Виндаво-Рыбинской железной дороги". По нему мы только и можем сегодня судить об интерьерах.
Кстати, из подъездного пути монарха к станции тоже никто не делал секрета. Параллельная Введенскому каналу, тогда еще буквально каналу, а не улице, к боковому фасаду павильона вела дорога, закрытая лишь низкими ажурными воротами. Да уж, нынешним випам такая открытость и не снилась. Они нынче не только капиталы прячут подальше, но и само своё присутствие в том или ином месте стараются не афишировать. Наверное, чего-то боятся.
Но вернемся опять в главное здание вокзала. Своей доступностью оно вполне уравновешивало уединенную царскую роскошь. Тут и так, куда ни шагни - маленький шедевр. Правда, не все из них сохранились. Говорят, до реставрации была на втором этаже дверь в углублении между залами. Ничего особенного, поскольку вела она в туалет. Уж очень хорош был её рельефный узор, соответствующий стилю всего помещения. Почему-то после реставрации её не стало.
Для своего времени Витебский вокзал выгодно отличался не только внешним блеском. Это сегодня лифт, погрузочная лента, электрический свет - обыденность. Тогда они способны были удивить самого продвинутого жителя столицы. Ну как современных пассажиров метро розетки для зарядки смартфонов в каждом сиденье. Впрочем, любое сравнение здесь грешит искажениям реальности. Чтобы понять и оценить ценность сооружения задним числом надо чувствовать время, ну, или быть хоть немного петербуржцем. Я же в данном случае только гость.